Студопедия — Битва при Лас-Навас-де-Толоса, 16 июля 1212 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Битва при Лас-Навас-де-Толоса, 16 июля 1212 г.






Битва при Лас-Навас-де-Толоса состоялась 16 июля 1212 года между соединенными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и силами мавров династии Альмохадов. Закончилась стратегическим разгромом мусульманских сил. Битва считается поворотной точкой процесса Реконкисты, за которой последовало необратимое изгнание мусульман с Пиренейского полуострова.

 

(Из «Всеобщей хроники»)

 

О численности войск, выступавших в поход против арабов.

...Благородный король дон Альфонсо приказал своим писцам и чиновникам пересчитать всех пришедших из других стран крестоносцев1, чтобы знать, сколько среди них рыцарей и сколько пехотинцев.

Епископ Родриго сообщает, что среди тех, кто пришел из-за рубежей Испании, было рыцарей более 10000 и пехотинцев около 100000. И как повествует история, из Кастилии и соседних с ней областей Испании – Арагона, Леона, Гали-сии, Португалии и Астурии – было тоже 10000 кабальерос и 100000 пехотинцев.

Об участии городских коммун в битве

Из городов королевства Кастилия пришло к благородному королю дону Альфонсу много добрых людей. Из больших городов и укрепленных замков прибыли многочисленные отряды, хорошо снабженные лошадьми, оружием и всем необходимым для того, чтобы участвовать в походе: продовольствием, доспехами для лошадей, кольчугами и всем прочим,. что предназначается для защиты тела в бою и помогает хорошо сражаться. И всего этого у них было столько, что невозможно сосчитать, так что среди них не было ни одного, кто в чем-нибудь имел недостаток. Они даже добровольно отдавали снаряжение из своих запасов другим и делились со всеми тем, что у них было.

Несмотря на то что в своих городах и местечках они жи-вут под покровительством сеньора, однако когда он уходит в поход, они имеют обыкновение браться за оружие и знают благородное искусство верховой езды. С древних времен они носят имя всадника, которое дается обычно тому, кто совершил много славных подвигов в борьбе против мавров, а иногда и против тех христиан, которые воюют друг с другом. Все они взялись за оружие так же, как некогда в прошлом это делали их отцы.

О посвящении в рыцари свободных людей перед битвой.

...Благородный король дон Альфонс сначала собрал идальго и простых людей, своих соотечественников, и весь свой королевский двор и сказал им: «Друзья мои, среди всех собравшихся вы мои соотечественники и вассалы…

Смотрите, друзья мои, если есть среди вас такие, кто нуждается в лошадях и не имеет их, или такие, у кого нет оружия или денег, или они нуждаются в чем-нибудь другом, придите ко мне и попросите, и я все исполню для каждого».

И как он сказал, так все и исполнил, и дал им лошадей, оружие, денег, и даже дал рыцарское звание тем, кто его не имел, но был его достоин…

Об уходе крестоносцев после взятия крепости Калатрава накануне битвы.

Изо всей добычи, [захваченной в Калатраве], король дон Альфонс не взял себе ничего и все отдал крестоносцам и ко-ролю Арагона.

А между тем враг человеческого рода, тот, кто является врагом всех нас, – дьявол, который никогда не перестает за-видовать добрым делам людей, вселился в тех, кто составлял войско христово, помутил их рассудок и повернул их сердца к зависти.

И заставил он их отступить от намеченной цели и изменить обещанию, которое они дали. Поэтому почти все крестоносцы заявили, что они слагают с себя крест, который приняли, дав обещание сражаться в этой битве, и заявили, что отказываются от сражения и возвратятся в свои земли. Но король дон Альфонс, еще более укрепившись в своем решении, ничего им не дал и разделил провиант между теми, кто остался и не отказался от намерения выполнить до конца начатое дело. Но эти самые крестоносцы, т.е. те, что пришли из-за гор, изменили благому намерению и доброму делу и как пришли, так и вернулись каждый сам по себе, и все ушли.

Остался архиепископ Нарбонны со своими людьми и некоторыми рыцарями из провинции Вьенна. И как говорит архиепископ Родриго2, осталось всего 130 рыцарей и несколько пехотинцев. Среди них остался Теобальд де Бласон со своим отрядом, человек благородный и свободный, уроженец Испании, кастилец по происхождению, и с ним некоторые рыцари из Пуату.

Остался и король Арагона со своим войском...

 

1 Крестоносцами в хронике названы отряды духовных и светских сеньоров, прибывших из различных стран Европы для участия в сражении против арабов. Хроника упоминает отряды, пришедшие из Франции и Италии, и также отряды австрийского герцога, который прибыл на поле битвы, когда сражение уже было закончено.

2 Родриго – архиепископ Толедо, автор хроники Альфонса XIII.

 

(Из «Анналов Толедо I»)

 

Когда была потеряна Сальватьерра, король дон Альфонсо отправил архиепископа дона Родриго во Францию, и Германию, и к римскому Папе, и дал Римский Папа1 такое прощение грехов по всему миру, чтобы были прощены все их грехи; и сие прощение было из-за того, что король Марроко сказал, что сразиться со всяким, кто поклоняется кресту, где бы то ни было; и вышли мавры из крайних портов, и пришли в Толедо в день Пятидесятницы, и вернули все Толедо, и убили многих иудеев у них, и вооружились толедские рыцари, и защитили иудеев; а затем через 8 дней вошел в Толедо король дон Альфонсо, и король Арагона, и пришли на помощь великие люди со всей Испании, и со всех крайних портов, вырезали весь сад короля и всего Алькардета, и причинили много вреда Толедо, и продолжалось сие долго; затем вышли короли с войском, и взяли мечем Малагон, и долго сражались за Калатраву, пока ее не отдали, и взяли Аларкос, и Бенавент, и Пьедрабуэна, и Каракуэль, и прошли порт Мурадаль, и взяли Феррат. И пришел король Марроко со всем своим войском, и взял Лосу, и не позволили ему пройти, и прорвались они через Сьерру, и прошли, и стали лагерем в Лас-Навас-де-Толос, и расположил король свои полки вокруг христиан за 4 дня, и устроил он им большие состязания; на рассвете в понедельник остановился дон Диего Лопес со всеми своими рыцарями, и все короли из пяти королевств подоспели к первым столкновениям. И король Наварры2 был на правом фланге, а король Кастилии удерживал тыл со всеми другими людьми со всего мира. И установил король мавров свои полки, и сразился с полком Диего, и королей, и двинулись мавры к первому полку, и бросился король Наварры на них, но не смог их ни выдержать, ни сдвинуть. Затем бросился со всеми, кто был в тылу, и порадовал Бога, что были мавры разбиты, и умерли все, кроме тех, кто убежал от конницы, и убежали те, что из Баэсы, и из других многих городков в Убеду. И пошли христианские короли, чтобы захватить Убеду, и взяли много пленников и пленниц, более 60 тысяч. Затем король заселил Бильч, и Баньос, и Толосу, и Феррат. И во всем этом деянии не приближались люди с земель по другую сторону гор, арабами 16 июня 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Позади войск альмохадов размещался лагерь, в центре которого находилась палатка их вождя Мухаммада аль-Насира (христиане называли его Мирамамолин). Палатку охраняла его личная гвардия, состоявшая из тысячи африканских рабов, которые были скованы между собой цепью (по одной из легенд она была золотой) и окружали палатку своего господина, образовывая как бы живую стену, которая защищала от возможного нападения. В один из решающих моментов битвы, королю Наварры со своими рыцарями удалось приблизится к палатке вождя альмохадов, но они никак не могли преодолеть плотную стену скованных цепями охранников. Тогда Санчо разрубил эти цепи и на своѐм коне прорвался к палатке, увлекая наваррцев за собой. Видя этот успех, им на помощь поспешили и другие. В палатке сидел Мухаммад аль-Насир, читающий Коран, а на голове его был большой белый тюрбан с огромным зелѐным изумрудом в центре. Мирамамолин вскочил на своего коня и в ужасе бежал. В войске мавров началась всеобщая паника и вскоре всѐ оставшееся войско обратилось в бегство. После этой битвы Санчо получил герб в виде червлѐного щита с перекрещивающимися золотыми цепями и зелѐным изумрудом в центре.вернувшиеся из Калатравы, а постарались захватить Толедо с помощью предательства. Но люди Толедо закрыли им проходы, оскорбляя их, и называя их неверными, и предателями, и отлученными от церкви. А после того, как короли благополучно добились цели относительно христианства, они вернулись из того войска. И сие было в 16 день июля. Эра MCCL [1212 год].

 

1 Иннокентий III (в миру – Лотарио Конти, граф Сеньи, граф Лаваньи; ок. 1161 – 16 июля 1216 гг.) – папа римский с 8 января 1198 по 16 июля 1216 гг.

2 Санчо VII Сильный (умер в 1234 г.) – король Наварры (1194-1234 гг.), сын короля Санчо VI и Санчи Кастильской. Санчо внес решающий вклад в победу войск христианской коалиции над арабами 16 июня 1212 г. в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Позади войск альмохадов размещался лагерь, в центре которого находилась палатка их вождя Мухаммада аль-Насира (христиане называли его Мирамамолин). Палатку охраняла его личная гвардия, состоявшая из тысячи африканских рабов, которые были скованы между собой цепью (по одной из легенд она была золотой) и окружали палатку своего господина, образовывая как бы живую стену, которая защищала от возможного нападения. В один из решающих моментов битвы, королю Наварры со своими рыцарями удалось приблизится к палатке вождя альмохадов, но они никак не могли преодолеть плотную стену скованных цепями охранников. Тогда Санчо разрубил эти цепи и на своѐм коне прорвался к палатке, увлекая наваррцев за собой. Видя этот успех, им на помощь поспешили и другие. В палатке сидел Мухаммад аль-Насир, читающий Коран, а на голове его был большой белый тюрбан с огромным зелѐным изумрудом в центре. Мирамамолин вскочил на своего коня и в ужасе бежал. В войске мавров началась всеобщая паника и вскоре всѐ оставшееся войско обратилось в бегство. После этой битвы Санчо получил герб в виде червлѐного щита с перекрещивающимися золотыми цепями и зелѐным изумрудом в центре

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия