Тема: «Проблемное и развивающее обучение в процессе преподавания предмета».
Задание № 3. Представить разработку проблемного или развивающего обучения по изобразительному искусству. Цель:освоение навыков осуществления поиска, анализа и оценки информации, необходимой для использования в ходе подготовки и проведении уроков по изобразительному искусству. Задачи: - знать и использовать педагогические технологии, в том числе элементы проблемного или развивающего обучения по изобразительному искусству; - найти в методической литературе (сети Интернет) проблемные уроки, рассмотреть их особенности, разработать мультимедиа презентацию для проблемного урока; - знать отличительные черты проблемного и развивающего обучения.
Рассмотри образцы и предложенные темы уроков, варианты разработок. Изучи методические рекомендации к предлагаемой теме. Подбери, разработай придумай тему для тему рисунка. Можно использовать игровую ситуацию или сформулировать проблему, оформить как фрагмент занятия или презентацию.
Примерные темы проблемного урока: 1. Какого цвета бывает скука. 2. Какого цвета зеркало. 3. Какого цвета страницы красной книги. 4. Какого цвета звезды (облака, небо). 5. Какого цвета твое имя. 6. Какого цвета сон. 7. Каким цветом осенний дождь. 8. Каким цветом спящие предметы. 9. Каким цветом ночь (день, утро, вечер, зима, весна, лето). 10. Каким цветом вкус конфет. 11. Каким цветом снежный день (зимняя сказка). 12. Где живет сказка? 13. Куда уходит детство? 14. Почему небо голубое? 15. Отчего идет снег? 16. Кому нужны длинные уши.
Если традиционное обучение базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения. В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблемная задача должна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее усвоенных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уровне эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна. Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка. Проблемный урок [2]
В учебно-тематическом плане можно вычленить несколько уроков, для которых целесообразно создать проблемную ситуацию, и попытаться разработать модель такого урока. По своей значимости он превосходит многие другие уроки. Для его воплощения необходимы определенные условия: оснащение ТСО, зрительно-иллюстративным материалом, возможность использования музыки, художественного слова, кино-, фотоматериалов. Все эти условия зависят от отношения к предмету в школе и от усилий самого учителя.
|