Студопедия — Классификация К. Леонгарда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация К. Леонгарда






Немецкий психиатр Карл Деонгард, известный своей работой «Акцентуированные личности», полагает, что «свойствами характера определяются направленность интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, в то время как от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций».

Акцентуации характера проявляются в особых способах построения отношений человека с окружающим миром и своем особом, неповторимом характере его переживания. Типы акцентуаций характера, на осно­ве исследований К. Леонгарда и Н. Шмишека, могут быть представлены следующим образом.

Гипертимный тип отличается живостью темперамента, общительностью, предприимчивостью, склонностью к юмору. Хорошее настроение сочетается с таким же хорошим здоровьем, высоким жизненным тонусом, цветущим внешним видом. У них всегда хо­роший аппетит и здоровый сон. В норме — это удачные предприниматели и общественные деятели. Од­нако легкомыслие как продолжение достоинств этого типа может приводить к рискованным авантюрам, от которых могут пострадать окружающие.

Застревающий тип — особо чувствителен к обидам и огорчениям, склонен поэтому к задержке и на­коплению сильных отрицательных эмоций. Отсюда мстительность, отсутствие способности «легко отхо­дить» от обид. При акцентуации наблюдаются занос­чивость и самоуверенность при успехе, честолюбие и непреклонная уверенность в своей правоте, душевная холодность и деспотизм к зависимым от него людям. Озабоченность идеями, в которых сочетаются мни­тельность и подозрительность со стремлением к при­знанию. В связи с этим проявляется настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

Эмотивный тип — отличается мягкостью, добросер­дечием и глубиной переживаний. Легко прощают недо­статки другим и первыми идут на примирение в конф­ликтах. Любят ухаживать за животными и растениями. Эмотивные дети при просмотре печальных фильмов и прослушивании таких же сказок начинают плакать. Из- за своей душевной ранимости могут становиться «коз­лами отпущения», т.к. не умеют постоять за себя.

Педантичный тип — склонность к усиленным раз­мышлениям, постоянной самопроверке своих действий. Пунктуален, аккуратен, большое внимание уделяет чи­стоте и порядку. В выполнении работы нетороплив, усид­чив, ориентирован на высокое качество работы и осо­бую ее точность. От этого проистекают постоянное сомнение в своих действиях и отсутствие уверенности в себе. Болезненно реагирует на нарушения порядка, из- за чего могут возникать конфликты с окружающими.

Тревожный тип проявляет пугливость и боязли­вость. Представители этого типа не любят шумных компаний и игр, часто испытывают робость и застен­чивость в новой обстановке. Плохо чувствуют себя во время экзаменов и проверок. У них рано формируются чувство долга, ответственности и высокие моральные принципы. Непереносимость насмешек сопровождает­ся неумением постоять за себя при несправедливых обвинениях. Чувство собственной неполноценности стараются компенсировать в тех видах деятельности, где могут раскрыться их природные способности.

Циклоидный тип — люди с периодическими сме­нами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной. У типич­ных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся три недели с индивидуальными вариациями этого срока в большую или меньшую сторону.

Демонстративный тип. Главная черта этого типа — беспредельный эгоцентризм, стремление постоянно находиться в центре внимания к своей особе, жажда общественного признания, восхищения, сочувствия, удивления, склонность к позерству и самовосхвалению. Фантазирование и лживость при этом очень часто име­ют место. Не выносят, когда в их присутствии хвалят кого-то другого, но не его самого. Внешняя эмоциональ­ность на проверку оказывается отсутствием глубоких чувств и подлинных переживаний. Обладают патологи­ческой способностью к вытеснению, т. е. могут полнос­тью забывать о своих неблаговидных поступках. Любую свою ложь воспринимают как правду и не осознают того, что лгут, бывая при этом внешне очень убедительными.

Возбудимый тип — отличается трудностью регули­рования своего поведения. Вспышки раздражительно­сти и гнева могут возникать по самому незначитель­ному поводу. Развитие мышления и речи отстает от нормы, поэтому имеются трудности в обучении. Сла­бая развитость интеллектуальных и социальных навы­ков при внутренней заряженности агрессией нередко приводит таких людей на путь преступления. В состо­янии затишья обычно угрюмы и нахмурены, в состо­янии аффекта — тяжело бранятся и дерутся.

Дистимный тип — отличает пессимизм и мрачное восприятие, депрессивные переживания и обвинения в адрес себя и окружающего мира. В беседе немного­словны или молчаливы. Большую часть времени угрю­мы и неприветливы. Все эти свойства характера еше более усиливаются под влиянием негативной реакции на них со стороны окружающих.

Экзальтированный тип отличается высокой чув­ствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой приро­ды, поисками красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музы­кантов и поэтов. Переполненность чувствами, есте­ственно, требует разрядки, что и осуществляется в про­цессе художественного творчества. С другой стороны, люди этого типа могут легко впадать в отчаяние и ра­зочаровываться при встрече с жизненными трудно­стями.

Все эти черты и особенности личностных свойств находят свое специфическое преломление в жизни и творчестве различных музыкантов. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух одинаково хороших, но с различным темпераментом музыкантов одинакового мнения относительно исполнения и понимания музыкального произведения. Темперамент и развивающийся на его основе характер неминуемым образом накладывают свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество, включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.

Рассмотрим это на примере жизни и творчества двух выдающихся представителей эпохи романтизма — Шопена и Листа.

Попытаемся понять, как факторы интроверсии и экстраверсии определяли черты их личности, творче­ские устремления, оценки и вкусы, особенности их творческого (композиторского и исполнительского) стиля.

Нетрудно догадаться, что Шопен был музыкантом интровертированного склада. Лист— экстравертированного. В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. Каждый из них находил в другом недостающие в себе качества.

По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушате­лей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполне­ния, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Не любящий больших, много­людных аудиторий, Шопен в полной мере раскрывал­ся только в игре перед небольшим количеством близ­ких друзей. «Большие залы парализуют меня», — признавался он в одном из своих писем.

Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопе­на, Шопену исполнение не очень понравилось и он высказался примерно в том духе, что чем так играть его сочинения, так лучше их совсем не играть. Тут же Лист играет один из виртуозных этюдов Шопена, чем приводит всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение. «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой».

Лист поражал воображение современников неис­товой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Г. Гейне упрекал его в том, что его паль­цы нередко «слишком бешено носятся по клавишам». Гейне называл Листа «Аттилой» — именем одного из предводителей воинственного племени гуннов, «божь­им бичом всех эраровских роялей, которые трепетали при одной вести о его прибытии, а в настоящую мину­ту снова дрожат, истекают кровью и визжат под его пальцами, так что за них можно было бы вступиться Обществу покровительства животных».

Другой критик так отзывался о концерте Листа: «После концерта он стоит словно победитель на ноле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как... флаги по­бежденных, запуганные инструменты боязливо пря­чутся в дальних углах».

Лист был гениален в своем реформаторстве пиа­низма. Тем не менее Гейне как-то раз обронил по по­воду его игры, что он либо играет гениально, либо гремит как пустой котел. «Грозы — моя специаль­ность», — признавался Лист. И если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен — тонким лиризмом, своим неподражаемым звучанием piano. Шопен требовал от своих учеников, чтобы в их игре была «энергия без грубости». При этом резкий звук был для него невыносим. В своей известной кни­ге о Шопене Лист говорил про него: «Он отвергал не­истовую и необузданную сторону романтизма; ему были невыносимы ошеломляющие эффекты и безум­ные излишества».

Любимым композитором Шопена был Моцарт, в котором ему больше всего нравилось отсутствие гру­бости и вульгарности. Но другой музыкальный ге­ний — Бетховен, при всем восхищении Шопена этим композитором, не вызывал в его душе восторженного отклика. Бунтарский и мятежный дух музыки Бетхо­вена не соответствовал тонкой природе Шопена. Про­изведения Бетховена, по мнению Шопена, обладали «слишком атлетической структурой, какая была ему не по душе... Он находил, что страсть в них слишком близка к катаклизму...».

Проявление черт интровертированности мы мо­жем видеть и в отсутствии в творчестве Шопена про­граммных произведений, в то время как у Листа программной музыки очень много. Это объясняется обращенностью интроверта-Шопена к миру соб­ственных чувств и представлений и обращенностью экстраверта-Листа ко внешним впечатлениям. Обра­зы поэтических, живописных произведений, скульп­тур, архитектура городов живо волновали Листа, и свои ощущения он с легкостью переводил на язык музыкальных образов. У Шопена к программным произведениям можно отнести только лишь его «Ре­волюционный этюд» соч. 10, № 12, да и это произве­дение получило свое название не от самого Шопена, а от его современников. Это можно объяснить тем, что, согласно некоторым предположениям, творчес­кое мышление экстравертов опирается преимуще­ственно на вторую сигнальную систему, т. е. слово, а творческое мышление интровертов — на первую, т. е. непосредственное чувство и ощущение.

Композиторы и исполнители интровертного скла­да, тяготеющие к полюсу слабости нервной системы, создают и играют много произведений мелкой формы. Шопен, Шуман, Скрябин, Чайковский были мастерами фортепианных миниатюр. Композиторы экстравертного плана тяготеют к монументальным оркестровым полотнам, требующим для своего воплощения большо­го напряжения сил. Но здесь нет правила без исключе­ния. И Скрябин, и Чайковский являются авторами вну­шительных по своим размерам симфоний.

Если воспользоваться классификацией личности, предложенной К. Леонгардом, то мы можем отнести Шопена к астеническому высокореактивному типу, а Листа — к гипертимному, низкореактивному. Соответ­ственно можно ожидать, что музыканты-исполнители соответствующего склада будут сильны в исполнении либо произведений Листа, либо Шопена.

Кроме черт астеничности мы можем найти в ха­рактере Шопена и психастенические черты, связан­ные с переживаниями различного рода страхов, со­мнений и неуверенности в себе. Психастенические переживания, сомнения и неуверенность в музыке воплощаются через сопоставление быстро чередую­щихся эпизодов в медленных и быстрых темпах, ма­жора и минора, нюансов forte и piano. Подобные эпи­зоды мы встречаем в мазурках Шопена, его балладах, скерцо, вальсах.

В характере Листа, кроме гипертимности и экст­раверсии, мы находим также черты истероидности, что проявлялось в описываемых современниками склон­ности Листа к демонстративности и некоторой позе в манере поведения. Считается, что принятие Листом сана аббата — проявление стремления привлечь к себе внимание окружающих.

Мы можем также отметить и некоторые параной­яльные черты в манере поведения и стиле жизни ве­ликого венгерского композитора. Это можно отметить на примере необычайного упорства и фанатичной преданности его идеалам искусства, что проявлялось и в беспредельном совершенствовании им своей фор­тепианной техники, и в его миссионерской деятельности музыканта-просветителя, и в смелой позиции в отношении защиты положения художника в современ­ном ему обществе. Эти черты личности проявлялись и в передаче экстатических чувств (среди которых обо­значения в нотах типа «грандиозно», «с неистовством» были отнюдь не самыми редкими), и в немыслимо быстрых темпах финалов его рапсодий, концертов, этюдов, и в манере его поведения на эстраде во время исполнения своих произведений, когда он поочеред­но играл на разных роялях, обращаясь к публике то с одной, то с другой стороны.

Оба — Лист и Шопен — были гениальными музыкан­тами, но каждый был гениален по-своему, каждый вно­сил свой неповторимый вклад в мировую культуру, идя своим собственным путем. Поэтому бессмысленно ста­вить вопрос: какой тип темперамента наиболее отвеча­ет творческой профессии музыканта? Ответ здесь мо­жет быть таков: каким бы темпераментом от природы ни обладал музыкант, величина его вклада не зависит от этого темперамента. Потому что в истории музыки, как мы увидим в дальнейшем, было много творцов, обладав­ших самыми разными темпераментами.

Моцарт

Черты сангвинического темперамента, с выраженными вместе с тем признаками истероидного типа, мы находим в личности Моцарта. В монографии немецко­го музыковеда Германа Аберта о жизни и творчестве Моцарта мы находим любопытные описания его характера и мировоззрения. Аберт отмечал отсутствие у Моцарта стремления формировать свое мировоззре­ние на философском фундаменте. Он не был склонен к философским размышлениям, его мировоззрение не было связано с какой-либо определенной философс­кой системой взглядов. «Он не подгонял жизнь под оп­ределенную сумму принципов познания, а наоборот, был склонен проверять эти принципы жизнью». В центре картины мира Моцарта находился че­ловек, и его искусство обогащалось благодаря его по­разительному дару наблюдать людей. Это видно и из описательных характеристик, даваемых Моцартом в его письмах о встречающихся на его жизненном пути людях, и в его способности наделять персонажей сво­их опер живыми и выразительными чертами.

Исследователь отмечает также простодушие, до­верчивость и даже беспомощность Моцарта в обще­нии с людьми. Определенные черты подобного инфан­тилизма свойственны людям истерического склада, и эту детскую беззащитность мы можем видеть в харак­тере Моцарта.

Доброта и высокая нравственность Моцарта, тес­но связанные с его религиозными убеждениями, го­ворят об эмотивности, отзывчивости на чужие стра­дания, тонкости душевной организации. В своих музыкальных драмах Моцарт умел полностью вжи­ваться в образ и переживания создаваемого им персо­нажа. Способность легко входить в образ, доверчи­вость, и в то же время умелое притворство — эти черты личности демонстративного типа оказываются очень ценными для сферы драматического искусства и обес­печивают необходимый успех на этом поприще.

Не лишен был Моцарт и черт психастеника, созна­ние которого разрывается от разного рода противоре­чий. Как отмечает Аберт, «ему нужно было воплотить в различных образах какой-нибудь драмы то, что таи­лось в противоречивых настроениях его души, расще­пить свое Я на отдельные характеры». Моцарту удавались образы, «которые при всей их простоте часто обладали недостижимой многосторон­ностью». Сопоставление контрастных музыкальных образов, выражающих эту тенденцию, мы видим в моцартовских симфониях, сонатах, концертах.

Несмотря на то, что физическим здоровьем Моцарт не отличался, был невысокого роста, худым и доволь­но часто болел, особенно к концу жизни, по своей при­роде он был жизнерадостным и общительным, о чем может свидетельствовать не только по-особому про­светленный характер его творчества, но и строки из его письма к отцу: «Все-таки никто из тех, кто меня знает, не может сказать, чтобы в обществе я был уг­рюмым или печальным. За блаженство сие я каждый день благодарю моего Творца и сердечно желаю того же каждому из ближних моих».

Это свидетельствует о выраженной экстравергированности Моцарта, обращенности своих переживаний, особенно в молодые годы, к окружающему миру, нахож­дении именно в нем источника для своего творчества.

Анализируя личность Моцарта, нельзя не сказать и об определенных психопатических чертах его харак­тера. Патология характера Моцарта, аномальность его поведения в повседневной жизни обнаруживается в известной всем биографам Моцарта его склонности к ужасающему сквернословию, которая особенно уси­ливалась у него в моменты создания каких-либо значительных и крупных произведений. Сумасброд­ные шутки и пошлости Моцарта, по общему призна­нию, выходили далеко за рамки светских приличий. Тяга Моцарта к сквернословию была сродни тяги Пушкина к фривольным стихам и объяснение этому явлению в природе двух гениев найти довольно труд­но. Моцарт вряд ли был психически больным челове­ком, но определенная акцентуация патологического свойства в нем, несомненно, присутствовала. Эту ак­центуацию можно связать с уже упоминавшимися чертами инфантильности в личности великого компо­зитора. Сестра Моцарта для выражения сути его на­туры употребляла сравнение его с ребенком. Совре­менники поддерживали это определение, содержащее в себе и восхищение, и скрытое порицание. Великий немецкий философ Шопенгауэр, говоря о природе ге­ния, сравнивал его с большим ребенком. «Кто в тече­ние своей жизни, — писал философ, — не остается до известной степени большим ребенком, а всегда пред­ставляет собою тип серьезного, трезвого, вполне поло­жительного и благоразумного человека, тот может быть очень полезным и дельным гражданином мира сего, но никогда не будет он гением».

Вечным ребенком современники называли и вели­кого немецкого поэта В. Гете, отличавшегося той же не­посредственностью в отношении к жизни, что и Моцарт.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия