Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обзор: Философия о человеке





Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на
природу человека.

1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма-
тривали человека как образ космоса, как «малый мир», микро-
космос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроиз-
водится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космо-
са. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хло-
пот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не
должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что
Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта»
и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

2. Начиная с Сократа философы античности считали челове-
ка двойственным существом, состоящим из тела и души. Пла-
тон
соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

3. В средневековой философии главное размежевание прохо-
дит не столько между телом и душой человека, сколько между
«плотским человеком» и «духовным человеком». Природа чело-
века понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духов-
ность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализу-
ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое
продолжение в православной, католической и протестантской кон-
цепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий
христианства. Как известно, господствующая христианская цер-
ковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и за-
падную (католическую). В XVII веке из западной церкви выде-
лилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех
многочисленных отличий, которые характерны для различных
христианских антропологии. Отметим лишь самое главное.

Философский стиль православия восходит к Платону и Пло-
тину,
в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания
единства истины, красоты и добра, без установления в этом
триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына
и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Ав-
густину
и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь
больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преиму-
ществу, на нововременной философии с ее выделением личност-


ного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он су-
ществует, позиция протестантизма другая: Бог существует пото-
му, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,—
говорил основатель протестантизма М. Лютер.

4. В Новое время специфика человека усматривается в разу-
ме,
в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это
сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту кон-
цепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превы-
ше других познавательные способности, каковых у него три —
рассудок, способность суждения, разум.

5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной
концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие
высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятель-
ный). Главное в человеке — это реализация способности к дей-
ствию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного
человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Марк-
са,
понимается в общественном смысле. Главное в обществе —
труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества,
в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.

6. Последнее изобретение философии Нового времени — это
«сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь,
заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставит-
ся страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и им-
провизации, протест против послушания и вообще всякой хи-
лости.

7. Философия XX века продолжает поиск подлинности чело-
века. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой
человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание
в соответствии с ними мира предметов, жизни.

8. Герменевты считают, что истинность человека реализует-
ся в его существовании в мире, понимании мира, преодолении
потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, ка-
ковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая
в этой связи активность.

9. Философы-аналитики видят в человеке существо, актив-
но реализующее свои языковые способности. В сфере языка че-
ловек решает что, почему и как следует делать.

10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунту-
ющее в поисках возвышенного и избавления от удушающих
объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективно-
го, тоталитарного. Человек может понять существующие обще-

Ш)


ственные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них
отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.

человек - существо бессознательное

Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при-
роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен-
ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не-
которые страницы из первой части книги под антропологичес-
ким углом зрения. Разумеется, полезно обратиться к дополни-
тельной литературе. К уже рассмотренным интерпретациям при-
роды человека добавим еще одну, которая привлекает внимание
в течение всего XX века. Речь идет о философии бессознатель-
ного,
развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зиг-
мундом Фрейдом
.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие фи-
лософы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Къеркегор, Шо-
пенгауэр, Ницше.
Но лишь Фрейд сумел придать представлени-
ям о бессознательном практическое значение, они позволяли
ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Создан-
ное им учение называют психоанализом.

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — су-
щество эротическое. Глубинная сущность человека — сексуаль-
ное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать
о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинк-
те смерти — танатосе). Это влечение приходит в конфликт с со-
знанием, вынужденным реагировать на окружающую социаль-
ную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные вле-
чения вытесняются из сознания, они становятся бессознательны-
ми, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональ-
ных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это
анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это
делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если паци-
ент способен на это, то бессознательное переводится в сознание.
Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных
неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека
от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек
есть существо
не сознательное, а бессознательное. Доминиру-
ет именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все со-
гласны с ними.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 549. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия