Студопедия — УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?






В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот-
ветственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира бо-
лее резко, чем его «меньшие собратья», животные, и тем более
неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относить-
ся к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чело-
век почти всегда находится в состоянии напряженности, кото-
рое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра-
та
«Что есть благо?»

Человека интересует не просто истина, которая бы представ-
ляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение
объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.
В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их зна-
чимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика
человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Цен-
ностью является для человека все, что имеет для него опреде-
ленную значимость, личностный или общественный смысл.
С цен-
ностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, пред-
почтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и руга-
ем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Общепризнанным фактом является различная оценка людь-
ми, казалось бы, одних и тех же фактов и ситуаций. Одни счи-
тают Павлика Морозова героем, другие подлецом. Одни на-
слаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши, не находят
себе места. Все люди обладают ценностями, но не всегда одина-
ковыми. О возможности их согласования мы поговорим ниже.


почему только в XX веке появилось Учение
о ценностях?

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.
Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-


ние о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы луч-
ше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что чело-
век далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное поло-
жение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое вре-
мя, соответственно именно тогда появились первые претендую-
щие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия
человека в мире. Это приводило к тому, что, например, плато-
новская идея понималась еще и как идеал. Современный фило-
соф сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как
истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал».
Но в античности философствовали по-другому, здесь истина
и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек сущест-
вует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь
шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышле-
ние) как главную черту человека. Мышление имеет дело с исти-
ной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему
ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» ис-
тину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценнос-
тью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разум-
ная воля. К XX веку сложились все условия для развития уче-
ния о ценности.

Философские направления XX века выдвигают проблему
ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали-
тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о цен-
ностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с метода-
ми современной философии, поэтому не будем вновь их описы-
вать. Важно, что во всех современных философских направле-
ниях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном
отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает из-
вестный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интер-
претация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
От-
метим еще раз, характер самой интерпретации определяется
той философией, которую использует субъект. Феноменолог ис-
пользует феноменологическую интерпретацию, герменевт герме-
невтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только
там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интере-


суется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным
и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается со-
биранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равно-
душен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба,
каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота спол-
зает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает
(именно для последнего выступление юмориста лишено ценности).
Американцы, как рассказывает М. ЛСванецкий, остались равно-
душны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности
у этих американцев другие, чем у большинства россиян.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 541. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия