Студопедия — ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?






Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж-
дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей
части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са-
мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси-
вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси-
вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не-
достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как
и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность
в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при-
давали должного значения сфере красоты. Философы античнос-
ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз-
делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству».
Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же
практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув-
ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са-
мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-


торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для
простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми-
нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ-
но многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во-
круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи-
лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес-
кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит,
искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим.
Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое
интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ-
ки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъ-
екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на-
правленное на возбудитель этого чувства, действительный или
воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос-
ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно
совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность,
направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ-
ходимой степени совершенства
.

Человек признает эстетическим не безобразное и низмен-
ное, а красивое, прекрасное, возвышенное.
Вот почему если ар-
тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис-
кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями,
мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично
связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией.
Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не
означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс-
ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь
потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо-
ции).

«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ
ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ...»

Мы взяли строку из известного русского романса, в которой,
на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре-
делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка-
ком-либо материале по признакам эстетических ценностей.
Дат-


ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту:
его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас-
ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук,
свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово,
мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура,
скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при-
кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо-
ты является нечто материальное, например звуки, которые извле-
каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за-
висит не только от соответствующих материальных носителей,
но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.

Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение
к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест-
венно видеть сходство и различие между произведением искусст-
ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус-
ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус-
ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают.
Предназначение произведения искусства состоит в его функцио-
нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна-
чение технического изделия состоит в его полезности для челове-
ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе
изделие является произведением искусства, но это имеет место да-
леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы-
падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез-
ность технического изделия не противостоит его эстетическим
достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че-
ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди-
зайна,
художественного конструирования, в том числе предметов
техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим-
вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает,
что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя-
ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом
отношении именно они являются идеалом техники.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических
достоинств мира,
техники в том числе.

обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный драматизма,
восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,


которое мы, следуя философской традиции, называем красотой
(в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз-
вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы
прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-
ется используемой философией, меняется философия, меняет-
ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин-
терпретация
.

Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко-
смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще-
ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь-
ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под-
ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея-
тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна-
чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня-
ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись
не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси-
вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных
страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ-
ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть
форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику,
слушатели получают удовольствие, что равносильно очище-
нию души.

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют-
ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим-
вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис-
кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.
Цель искусства — приближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ-
ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз-
глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития
чувственного и рационального познания эстетическое сводится
либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи-
лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости-
гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс-
ности и благородства стиля, четкой логической организованно-
сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси-
цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной
независимости, социальной справедливости, идеями социально-
го и естественного равенства людей. Представителями класси-
цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания


Московского университета). Выступившие против формализма
и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-
ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер
и др.) стремились к раскрепоще-
нию многообразных способностей личности. В философском от-
ношении они оставались в рамках философии Нового времени.
Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст-
во романа.

В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме-
сте с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе-
ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,
которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета-
ция.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети-
ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-
лом,
выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру-
ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них
видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным,
что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та-
кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев-
шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно
само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время
господствовал так называемый социалистический реализм — пе-
ревод на эстетический язык философии исторического матери-
ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-
рическому
материализму — социалистический реализм. В на-
стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес-
ких ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений опреде-
ляется их философией, многообразию философий соответствует
многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон-
цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети-
ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не
должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав-
нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас-
смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы-
полняют науки и искусства).


7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на
достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-
стижению цели
.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими
структурами являются: 1) субъект практики (один человек или
группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого);
2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це-
ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект
практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ-
ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь
табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак-
тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный
материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень
прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические
ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром-
ные социальные общности людей, а средствами практики —
сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь-
ма вырожденные случаи практики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от-
вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи-
шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он
стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации
заключается в том, что здесь объектом практического действия
является сам субъект практики, нет каких-либо материальных
внесубъектных средств практики, а результатом ее является
подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин-
женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек.
Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин-
теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе-
цифически человеческих чертах. Если природные процессы не
вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся
к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со струк-
турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-


тика экономической, политической, социальной, научной, куль-
турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на-
иболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не следует отож-
дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони-
мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи-
лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито-
рии тоже есть практика.

обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятель-
ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак-
тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не
дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие
разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те-
му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как
в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто-
ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций.
Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи-
лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде-
лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис-
кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи-
высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс-
ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-
ка.
Этика — характерная черта как античной, так и древнеки-
тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи-
лософию проходит традиция этической интерпретации
практики
.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ-
ствии со своим предназначением. Человек не является исключе-
нием, он также обладает активностью, которую греки называли
добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что
античная этика — это этика добродетелей. Современный изве-
стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде-
тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью,
обладание и пользование которым дает ей возможность достичь
благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической
деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-


ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз-
вратимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а,
как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре-
выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она
есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при-
ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер-
вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив,
если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла-
тона
и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак-
тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес-
кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рассматрива-
ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед-
ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре-
абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи-
тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней
связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи-
ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл
практики — ее богоугодность
.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной
стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви-
дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж-
нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от-
кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична.
Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто-
роне человека признаются изначально данные природой две си-
лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче-
ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель-
ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза,
Гоббс
недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря-
дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите-
ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека.
Принципом морали (нравственности человека) провозглашается
правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна-
чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю-
чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти-
ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-



вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому
лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи-
шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо-
лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл
действий человека состоит в их причастности к абсолютно-
му нравственному закону
.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс
приходит к выводу, что «... всякой общественной форме собст-
венности соответствует своя мораль...». Смысл практики он ви-
дит в ценностях экономических
(общественный труд измеряет-
ся деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали:
они представляют собой интерпретации. Толково распорядить-
ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

 

Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется
в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре-
тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде-
тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп-
ределенного, выработанного соответствующей философией иде-
ала добра.
Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ-
ных добродетелей.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия