Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?





Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял
бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю-
ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах,
как не измерением ценностей? Ко-
личественный характеристикой
ценности является оценка. Ваши
педагоги, глубокоуважаемый чита-
тель, ставят оценки, они, следова-
тельно, тоже имеют дело с ценно-
стями. Каждый студент мысленно
сам выставляет себе оценки, он
тоже умеет измерять ценности.
«Отлично», «хорошо», «удовле-
творительно», «неудовлетвори-
тельно» — это оценки, которые
даны в словах или в цифрах: «5»,
«4», «3», «2». Что делает препода-
ватель, выставляя эти оценки-ци-
фры в зачетку? Он завершает ин-
терпретацию знаний студента сво-
им окончательным решением.

Приведем пример из эстетики,
теории искусства. Введем шкалу
эстетических ценностей.

Лингвистические переменные
всегда можно сопоставить с число-
вой осью, состоящей из малых


или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяй-
стве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны,
часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте-
но — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее,
доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это
сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпре-
тация означает посредничество', устанавливается соответствие
между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь
то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оцен-
ка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех
традиций, в которые он чудесным образом попал в результате сво-
его рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые
ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, вклю-
чает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ни-
ми существует такая-то связь, если сделать так, будет следую-
щее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовле-
творения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о,
вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых цен-
ностей в новые установки.
В основе интерпретации лежит не-
который жизненный импульс, который Кант называл способно-
стью разумного желания
.

Выше мы отмечали, что безразличие человека фиксирует
его отключенность от ценностного отношения к миру. Следует,
однако, иметь в виду, что состояние безразличия является край-
не неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длитель-
ным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже
принял решение, определился в своих ценностях. Довольно за-
бавно, что порой безразличие связывают с философским отноше-
нием к миру. Говорят: «Я отношусь к этому философски», т.е.
спокойно вплоть до безразличия. Такая позиция, видимо, вос-
ходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости му-
дреца, философа перед жизненными невзгодами. Позиция антич-
ного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с из-
вестным пренебрежением сущностью, «мелочами» жизни. В прин-
ципе античный философ максимально заинтересован в развитии
человека, а потому его отношение ко всему окружающему все-
гда является обостренно-ценностным.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процес-
се интерпретации, которая осуществляется в соответствии
с философскими методами
.


чувства. Эмоции, воля. вера. сомнение.
идеал и цель

В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув
ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це
лостное, постольку все присущие его духовной жизни компонен
ты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело чело
век использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбри
вая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут-
верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного мира чело-
века являются знаками его, человека, ценностей.
Это не проти
воречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сфе
ру бессознательного, продолжая существовать в скрытом неяв-
ном виде. '

Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешни-
ми раздражителями, проводят различие между чувствами и эмо-
циями.
Как правило, имеется в виду, что чувства ориентирова-
ны на сам раздражитель и не содержат ценностные компонен
ты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их цен
ностном богатстве. Радость, любование, восхищение преклоне
ние - это все эмоции. Часто называют удовольствие радость
восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями а боязнь'
испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции че'
ловека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни Из
вестны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть
человека. Что касается понятия чувств, то это представление об
эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде напрочь
лишенном эмоционального начала, чувства, думается 'не суше
ствуют. '

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важ
нейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей де
ятельности, проявляющаяся как целеустремленность решитель
ность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля за-
нимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее зна-
чение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно поло
жительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится
в веру в результате философского анализа. Религиозная вера ча
сто рассматривается как результат откровения, она мол не нуж
дается в обосновании. Для философа Карла Ясперса философская


вера — результат философствования. Вряд ли найдется философ,
который не согласится с Ясперсом.

Великий Декарт также был вполне последовательным, ког-
да рассматривал приверженность философов к сомнению как не-
обходимую черту успешного философствования. Прежде чем по-
вторить слова М. Лютера «Я здесь стою и не могу иначе», фи-
лософу необходимо провести определенную работу, прийти
к убеждению. Сначала сомнение в старой вере, затем преодо-
ление сомнения и наконец убеждение, новая вера
.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в выс-
шей ее отметке мы находим идеал. Человек в силу своего вооб-
ражения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет це-
леполагание. Цель — это предвосхищение результата соци-
ального действия. Идеал — это высшая цель стремлений
.

Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного
будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной
цели. Примат конкретной конечной цели, особенно если она
находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе ко-
торого написаны и еще будут написаны тома. Мир утописта все-
гда беден философствованием, а потому наполнен забвением од-
них ценностей и необоснованным «выпячиванием» других. Од-
ни утописты признают примат свободы, другие не видят ниче-
го, кроме справедливости, третьи признают исключительно об-
щественную собственность, четвертые, напротив, насаждают вез-
де частную собственность.

Таким образом, идеалотворчество, если оно осуществляется
недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается
в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное
основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас
человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством.
Но для успешного идеалотворчества необходима развитая, совре-
менная философия.

Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касает-
ся современного гуманизма, то он ориентируется на такие цен-
ности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответ-
ственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономи-
чески оправданная планетарная общность людей. Наряду с по-
ложительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: че-
ловеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозво-
ленность. Апостол Иоанн заканчивает одно из своих посланий
знаменательными словами: «Дети! Храните себя от идолов».








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия