Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ





В философии не прекращаются попытки создания целостной
концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс-
ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан-
ные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нуж-
на какая-то особая философия, принципиально отличная от
тех философских систем, которые мы рассмотрели. Каждая из
наших философских систем содержит в себе определенную фи-
лософию человека. Вместе с тем просто-напросто не существу-
ет особой философии, которая была бы именно философией че-
ловека.

У читателя, наверно, возник вполне резонный вопрос: как же
объединить 11 интерпретаций природы человека? Разве они об-
разуют целое? Да, образуют, ибо между ними существуют опре-
деленные связи: стоит выбросить одну из интерпретаций, общая
картина природы человека сразу потускнеет.

Автор старается изо всех сил: поставляет материал для осмыс-
ления, не скрывает своих симпатий, но и не доводит их до од-
нозначных суждений, которые бы ограничили свободу читателя.
Вам предстоит определить свое личное отношение к проблеме че-
ловека, подвергнуть представленный материал собственной ин-
терпретации. Другого пути нет.

Выводы

• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец при-
роды, которому нет равных, он обладает уникальными способ-
ностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни кос-
мос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная,
возвышенная деятельность.

• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Ду-
ховный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она сим-
волизируется в различных формах деятельности, в игре, труде,
художественном творчестве. В итоге человек оказывается суще-
ством общественным.

• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек би-
ологический, действующий, разумный, чувственный, рацио-
нальный, этический — все это объединено каждой конкретной
личностью.


• Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей на-
уки, искусства, морали.

• Человек — существо историческое, и в качестве такового
он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают
опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже без-
выходном положении.

• Человеку не избежать бремени ответственности перед собой
лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо раз-
витая философская база.

• Множество людей озабочено судьбой и природой челове-
ка, они рассуждают, размышляют, создают программы, но ча-
сто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного
в философии богатства. Без философии воззрения о человеке ока-
зываются довольно бедными, малодейственными. Такова реаль-
ность.

Отметим также, что нами не закончено рассмотрение приро-
ды человека, оно будет продолжено в последующих главах.

6.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО

Наука об обществе называется социологией (от латинского сло-
ва социетас — общество). Нас конкретно интересует не социоло-
гия, а ее философские основания. С чего начинается социология?

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотре-
ния взаимоотношения человек — общество. На этот счет суще-
ствуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из ин-
дивидов и образуется от сложения их способностей, поведения,
действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни филосо-
фией Нового времени в тот период, когда основное внимание бы-


 

ло направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен
в центр философии, соответственно общество стали понимать как
сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их
многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление об обществе как сум-
ме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетво-
рительно. Каждый человек находит общество как уже нечто
данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-рус-
ски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет
выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому
уже в Новое время появилась другая концепция: общество пер-
вично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те фило-
софы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответ-
ствии с основным содержанием философии Нового времени, ос-
таваясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного че-
ловека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел»
общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учи-
тывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому
в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалисти-
ческой (первичен индивид) и коллективистской (первично обще-
ство) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интер-
претации должны постоянно дополнять друг друга: в постоян-
но возобновляющемся процессе общество производит индивидов,
которые в свою очередь производят общество
.

социальные действия и их смысл

Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тог-
да возникает вопрос: чем именно общество отличается от приро-
ды? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим
природу общества. Было найдено два главных отличия общест-
ва от природы.

• Общество в отличие от природных систем не существует не-
зависимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций
людей.

• Смысл социальных действий людей определяется их ценно-
стями.
Природные неживые объекты взаимодействуют меж-
ду собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего-то. Жи-
вотные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты, со-


звательной деятельности у них либо вообще нет, либо она нахо-
дится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть пси-
хика, ее изучает зоопсихология).

И снова напрашиваются вопросы: что такое идеи, ценности?
Что такое деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, нуж-
на... философия. Нам ничего не остается, как рассмотреть раз-
личные философские интерпретации природы общества.

обзор: философские интерпретации своеобразия
общества от античности до наших дней

Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно
столько, сколько философских систем вовлечем в наш анализ.
Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех
возможных точек зрения. На первом месте стоит уразумение про-
стого факта: философское понимание общества состоит в ин-
терпретации общества на основе философских
(по возможнос-
ти наилучших) воззрений.

В античности общество понимали, например, на основе
концепций идей Платона или форм Аристотеля. Выше изла-
галось учение Платона об обществе. Он рассматривал общест-
во как воплощение идеи справедливости. Так же поступал
и Аристотель, и он исходил из необходимости построения спра-
ведливого
общества. Разница между Платоном и Аристоте-
лем
состоит в том, что первый толкует об идее справедливости
и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугу-
бо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость
сочетанием добродетелей человека. У него справедливость при-
суща человеку, это не идеал, а форма.

Интересно, что античная интерпретация общества на основе
справедливости как ценности не только дожила до наших дней,
но и остается весьма актуальной. Несколько лет тому назад раз-
горелась острая дискуссия между двумя крупнейшими современ-
ными философами и социологами — американцем Джоном Ро-
улзом
и немцем Юргеном Хабермасом. Оба согласны с тем, что
принцип справедливости остается в понимании общества цент-
ральным. Вопрос в том, что такое справедливость, как ее достичь.
Роулз рассуждает так: вопрос о справедливости решают выбран-
ные представители общества, которые должны быть честными,
а это возможно лишь в том случае, если они абстрагируются от


существующих общественных условий: «Мы, мол, не знаем, ка-
ким общество является сейчас и каким оно будет; мы хотим спра-
ведливости». Роулз полагает, что представители общества —
рационалисты, они подумают и придут к согласию относитель-
но двух принципов справедливости: 1) все люди равноправны,
2) надо помогать бедным. В позиции Роулза мы без особого тру-
да обнаруживаем философию, непосредственные истоки которой
находятся в Новом времени (рационализм, принцип «все равны»),
а также прагматизм, что является сугубо американским изоб-
ретением. Хабермас еще энергичнее, чем Роулз, настаивает на
необходимости рациональной дискуссии и достижения согласия
людей (за счет дискуссий разрешаются многие конфликтные
ситуации, значит надо обеспечить в обществе простор для обме-
на мнениями). Но в отличие от Роулза Хабермас полагает, что
дискуссия приведет к открытию абсолютного морального зако-
на (здесь он сторонник Канта).

Итак, вернемся к античности: в наилучших философских ин-
терпретациях общества используют концепцию идей и концеп-
цию форм, а также представления о добродетелях человека.

В средние века философское понимание общества основыва-
ется, как и следовало ожидать, на философии абсолютной лич-
ности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает фило-
софскую интерпретацию обществу. Он различает «град небесный»
и «град земной». Все в граде земном, что противоречит граду не-
бесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в дви-
жении града земного к совершенству града небесного.

Разумеется, в ходе истории ее христианская интерпретация
приобретала все большее многообразие. Современные православ-
ная, католическая, протестантская интерпретации общества во
многих отношениях отличаются друг от друга. В православии на-
стаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (собор-
ность); в католицизме расстояние между обществом и Богом
увеличивают («мы и Он»); в протестантизме во главу угла ста-
вят личностное отношение к Богу («я и Ты»). Однако во всех трех
случаях град земной интерпретируется как вторичный по отно-
шению к граду небесному. Показательно в этой связи следующее
утверждение B.C. Соловьева: «Сила, долженствующая дать чело-
веческому развитию его безусловное содержание, может быть толь-
ко откровением высшего общественного мира...».

Итак, мы в очередной раз видим, что многие однажды выра-
ботанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а во-


зобновляются, иногда почти буквально, в последующих веках,
в том числе в наши дни.

В Новое время философия приводит к концепциям равнопра-
вия членов общества и общественного договора. В христианст-
ве постулировался договор народа с Богом (завет и означает до-
говор). Теперь договор понимается как необходимость, осмыслен-
ная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди пе-
ребьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен
суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то
ни было, считал Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор — это
признак гражданского общества. Общественный договор, граж-
данское общество — это все творения человека разумного, а зна-
чит, и философии о нем. Разумный человек признает право на
жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).

Другая нововременная концепция общества принадлежит
К. Марксу. Люди в обществе «склеены» общественным трудом,
развитие которого обеспечивает переход от капитализма к соци-
ализму.

У истоков новейших философских интерпретаций общества
мы находим самого цитируемого социолога Макса Вебера. Со-
гласно Веберу, в основе социологического знания лежит интер-
претация социального действия.
Социальное действие облада-
ет смыслом, которым не обладает действие в природе. Для по-
нимания этого смысла необходима соответствующая интерпре-
тация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделя-
ет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу об-
щества понимали как истолкование смысла социальных
действий людей.
Добавим к этому, что в наши дни для этих це-
лей используют новейшие философские направления — фено-
менологию, герменевтику, постмодернизм, аналитическую фи-
лософию.

Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтам,
постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или ме-
нее удачно построенный в соответствии с феноменологией созна-
ния (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер),
свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь
людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).

Итак, в качестве обобщения всего предыдущего можно взять
за основу следующее определение общества. Общество — это со-
вокупность людей в рамках ими же производимой системы со-
циальных действии и их смыслов
.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 498. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия