И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи-
нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств.
С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большин-
ство философов придерживается именно такой точки зрения. Че-
ловек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вку-
сом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувст-
венное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, вос-
приятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элемен-
тарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, со-
держащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое,
желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие).
Представление — это чувство, которое вспоминается или вооб-
ражается (например, я представляю себе моего друга, въезжаю-
щего в аудиторию на голубом коне).
Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать бла-
годаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Позна-
ние — это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связы-
вают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми яв-
лениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внеш-
ним миром. Познание есть процесс, потому имеет смысл проана-
лизировать чувства в различных стадиях этого процесса.
Чувства «на входе» психики. При оценке познавательного со-
держания чувств «на входе» психики высказывались различные
мнения, из которых приведем три главных.
Самая простая точка зрения состоит в том, что внешний мир
буквально впечатывается в нашу психику. Отсюда произошло
русское «впечатление», которое переводится на основные язы-
ки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след»
предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке).
Более сложная точка зрения: чувства являются всего лишь
приблизительными отражениями предметов, своеобразными «ко-
пиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему про-
дукт питания, который вызывает ощущение сладости. Можно пред-
положить с высокой долей вероятности, что продукт содержит
глюкозу.
Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки пред-
метов, смысл которых предстоит расшифровать. Нельзя доверять,
как выражаются, впечатлениям — чувства «обманывают». Са-
мый простой на этот счет пример: преломленность прямой пал-
ки на границе воды и воздуха. А миражи? А сложные вообра-
жаемые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свиде-
тельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто яв-
ляются сложными знаками.
Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств по-
казывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В ис-
ходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой
тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» пси-
хики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На
этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее распространен-
ных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории фи-
лософских идей:
• Локк: чувства попадают во власть способности человека их
комбинировать, соединять, сравнивать;
• Кант: чувства попадают под власть внечувственных апри-
орных принципов;
• Гуссерль: чувства встречаются со способностью человека (бла-
годаря воображению, воспоминанию и фантазии) строить цепи
феноменов.
Теперь становится ясно, что происходит с чувствами «в се-
редине» познания:
• по Локку: чувства комбинируются (возникают сложные
чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них
выделяется благодаря абстракции общее (идея);
• по Канту: чувства упорядочиваются на основе принципов;
• по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток воображения, ко-
торый ведет к эйдосу — намного более сложному чувству, чем
его исходный материал.
«На выходе» из психики имеем:
• по Локку: идеи;
• по Канту: чувства, упорядоченные на основе априорных прин-
ципов;
• по Гуссерлю: эйдос, т.е. идею с богатым чувственным содер-
жанием.
Но не будем забывать, что чувственное познание начиналось
с некоторорых исходных чувств, которые являются знаками, ре-
альных или воображаемых явлений. А это означает, что полу-
ченные «на выходе» чувства надо вернуть исходным источникам
чувств, исходным предметам.
Благодаря процессу чувственного познания мы получили:
• согласно Локку, — то самое знание, которое содержалось
в исходных чувствах, но не было прояснено. Чувства дают ис-
черпывающее знание о предметах (это — сенсуализм);
• согласно Канту, — новое знание, которое содержалось
в исходных чувствах и получено во многом благодаря принци-
пам психики (это знание нельзя прямо приписывать предметам,
но оно позволяет нам успешно оперировать ими);
• согласно Гуссерлю, — новое знание, позволяющее интерпре-
тировать исходные чувства и уже эти «проинтерпретирован-
ные» чувства соотносить с предметами (если меня спросят, по-
казывая на конкретное яблоко: «Что это?», то я не отвечу про-
сто указанием на исходные ощущения — это, мол, круглое,
желтое, кисло-сладкое, а скажу: «Это яблоко (т.е. представитель
класса всех яблок), обладающее такой-то формой (используется
понятие формы), вызывающее такие-то ощущения (использует-
ся понятие ощущения))».
Кто прав: Локк, Кант или Гуссерль? Однозначного ответа на
этот прямой вопрос не существует. Мы выскажем наше мнение.
На наш взгляд, в одних случаях действуют по Локку (когда, на-
пример, выделяют общее сравнением идей), в других — по Кан-
ту (когда, например, принципы уже известны и их не надо вы-
водить, доказывать), в третьих — по Гуссерлю (когда стремят-
ся всесторонне обосновать богатое чувственное содержание пси-
хики, не оказаться в плену блеклых, лишенных чувственности
рассуждений). В плане уразумения хода чувственного познания
наиболее обстоятелен Гуссерль, а вместе с ним и его сторонни-
ки, феноменологи.