Студопедия — Политическое и правовое сознание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое и правовое сознание






Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы социальных групп, государств, стран, а также знания, представления, чувства, связанные с отношениями между классами, нациями, государствами, деятельностью органов государственной власти. Политическое сознание возникает вместе с появлением классов и государства. Главный вопрос политики – вопрос об устройстве государственной власти и её использовании. Цель любой политики – завоевание власти и её использовании в экономических и других интересах социальных групп или общества. Наиболее чётко интересы социальных групп выражают политические партии. В концентрированной форме политические идеи выражены в уставах, программах, манифестах, декларациях партий, где определены цели, задачи и методы политической деятельности.

Политическая идеология выполняет две основные функции: 1) интегрирующую, заключающуюся в объединении людей, 2) мобилизующую, состоящую в стимуляции людей к определённым действиям. В условиях демократизации общества важен вопрос о политической культуре людей. Она имеет такие показатели: 1) полнота и точность политических знаний, 2) характер политических чувств, к которым относятся патриотизм, интернационализм, национализм, уважение к государственным символам и др., 3) уровень политического мышления (умение анализировать ситуацию с учётом всего многообразия противоречивых факторов и определять направления её развития), 4) степень политической интуиции (способность в сложной изменчивой ситуации быстро найти оптимальное решение), 5) характер политических действий (законные и противозаконные, мирные и немирные, демократические и автократические и др.).

Правовое сознание – это совокупность идей и теорий, обосновывающих юридические законы, а также знание их людьми и отношение к их исполнению, представления о гражданских правах и обязанностях, работе правоохранительных органов. Правосознание неразрывно связано с политическим сознанием и возникает вместе с возникновением государства.

Основная функция правосознания – регулирование поведения и деятельности людей с помощью категорий «законно» и «противозаконно». Соблюдение законов контролируется правоохранительными органами государства, к которым относятся прокуратура, полиция, суд, тюрьма. В случае необходимости эти органы прибегают к принуждению и наказанию. Правовая регуляция бывает успешной, если она подкрепляется моральной регуляцией, когда человек убеждён, что выполнение данного закона есть добро. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надёжнее отличных законов.

Одной из важных задач общества является формирование высокой правовой культуры граждан. Её компоненты: 1)правовые знания, 2) правовые чувства (достоинство, независимость, свобода, долг, ответственность), 3)умение использовать законы и совершать правовые акты, 4) законопослушность (выполнение законов).

Мораль

Мораль – отражение общественного бытия и деятельности людей в форме нравственных понятий, представлений, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и неприличного, справедливого и несправедливого, морального и аморального, совести, долга, чести, гордости, вины, стыда и др. Мораль, или нравственность, проявляется в отношениях человека к другим людям, семье, народу, родине, другим народам, природе, самому себе. Мораль изучается философской дисциплиной – этикой. Главный вопрос этики – что такое добро и в чём заключается нравственное (добродетельное) поведение людей.

Основная функция морали – внутреннее регулирование поведения людей. Моральная регуляция имеет два отличия от правовой. Во-первых, рамки морали шире, чем рамки права. Имеется огромное количество действий, которые юридически не наказуются, но осуждаются морально (невежливость, многие виды обмана, супружеская неверность и т.п.). Во-вторых, мораль имеет неинституционный характер, т.е. соблюдение её норм не контролируется государственными органами. Силами, заставляющими человека выполнять эти нормы, служат, с одной стороны, чувство совести, а с другой – общественное мнение либо в виде одобрения, либо порицания вплоть до презрения.

Мораль – самая древняя форма общественного сознания, она возникла в первобытном обществе вместе с возникновением человека, а нравственность – его неотъемлемое качество. В целом мораль имеет общечеловеческий, групповой и исторический характер. В ней существуют такие нормы, которые необходимы для всех людей и для всякого общества. Такие общечеловеческие нормы морали часто фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей «не убий», «не укради» и др.

Фундаментальным принципом нравственности служит так называемое золотое правило: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Это правило, возникшее примерно одновременно в VI в. до н.э. в конфуцианстве, буддизме и древнегреческой философии, обычно признавалось как важнейшая моральная истина. Значение золотого правила состоит в том, что оно безошибочно позволяет каждому человеку определить, является ли данная норма нравственной и, следовательно, может ли она быть всеобщей. Для этого человеку, поменяв мысленно себя местом с другими, необходимо ответить на вопрос, принял ли бы он эту норму, если бы она применялась другими по отношению к нему самому. Если да, то, значит, норма нравственна и общезначима, т.е. её должны соблюдать все (не совершать насилия, не красть, не обманывать и т.д.).

Помимо общезначимых существуют нормы, распространимые на некоторые социальные группы и связанные с характером их деятельности. Существуют врачебная, педагогическая и даже воровская этика. Исторический характер морали состоит в том, что в ходе развития общества одни нормы сохраняются, обеспечивая преемственность в развитии морали, а другие меняются. Добро – это то в поведении людей, что способствует нормальному существованию и развитию социальной группы или общества. То, что было целесообразным, полезным в одно историческое время, становится нецелесообразным в другое время. В результате этого представления о добре и зле тоже меняются, иногда прямо противоположным образом. Например, в условиях группового брака 10 тыс. лет назад связь женщины с многими мужчинами и наоборот считалась нравственной. Сейчас же, в условиях единобрачия, такая связь считается аморальной, а нравственным выступает однолюбие.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 625. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия