Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия. Религия (от лат. «религио» – набожность, святыня) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в




Религия (от лат. «религио» – набожность, святыня) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В состав религии входят религиозные понятия и представления (Бог, ангелы, рай, ад и др.), религиозные чувства и настроения, религиозные действия, или культ (молитвы, обряды). Религия зародилась в рамках мифологии в виде анимизма. Постепенно представление о духах, находящихся в самой природе, преобразовалось в представление о богах, находящихся в ином мире, вне природы и воздействующих на неё (политеизм). Магические действия, практиковавшиеся первобытными людьми, сложились в сложный религиозный культ. Впоследствии возникает монотеизм – вера в единого Бога, которому присущи такие атрибуты, как всемогущество, всеведение, абсолютная доброта и др. По аналогии с отношениями «отец – дети» Бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель людей. Вначале была вера в добрых и злых духов. На стадии монотеизма Бог воплощает в себе только добро, а носителем зла считается дьявол.

Бог понимается и как блюститель нравственности и почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить Бога, привлечь его в помощники сочетается с бескорыстным его почитанием, стремлением следовать высокому образцу. В зависимости от состава верующих выделяются племенные, национальные и мировые религии. К последним относятся буддизм, христианство и ислам. Каждое из этих верований распространено среди представителей многих национальностей.

По вопросу о содержании религиозных представлений существует принципиальное расхождение между теологами, или богословами, и атеистами. Первые полагают, что религиозные представления правильны и даны людям Богом через божественное откровение, через священные писания и через природу, в которой воплощена его мудрость.

Атеистические взгляды на религию сводятся к следующему. Религия является фантастическим отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Главная причина возникновения религии – бессилие людей перед лицом природы и беспомощность перед слепыми силами общества. Непреодолимые обычными способами стихийные силы природы и общества, вызывающие болезни, голод, несчастья, несправедливость, угнетение, представляются преодолимыми с помощью Бога. Поэтому религия не только результат бессилия, но и попытка преодолеть его иллюзорными средствами. Религиозный культ как раз и есть система действий, направленных на использование Бога в своих целях (обеспечить себе и своим близким здоровье, благополучие, хороший урожай, успех в делах, победу в войне и т.д.).

В возникновении религиозных воззрений существенную роль играют психологические факторы. Такие эмоции, как страх, отчаяние, горе, одиночество, разочарование склоняют человека к религиозной вере. Поэтому религиозность усиливается с возрастом, с болезнями, с жизненными утратами, с крушением жизненных планов, т.е. по мере потери жизненных сил и земных надежд. Усиливается религиозность и во времена социальных кризисов. В последние пятнадцать лет в нашей стране такие сферы культуры, как наука, искусство, мораль, здравоохранение, массовый спорт, приходили в упадок, и только религия укрепляла свои позиции и завоёвывала признание. В укреплении религии важен и такой социальный фактор, как заинтересованность в ней господствующих социальных групп, поскольку религия, как правило, проповедует смирение, а часто и идею божественного установления власти.

Как сложная сфера культуры религия выполняет много функций: мировоззренческую, регулирующую, интегративную., компенсаторную, психотерапевтическую. Мировоззренческая функция состоит в том, что, создавая общую картину мира, во главе которого Бог, религия определяет смысл человеческой жизни как выполнение воли Бога и спасение своей души. Воспитательная функция религии заключается в том, что с помощью торжественной обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга. Религия всегда отстаивала общечеловеческие нормы морали, и часто они фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей. В отстаивании общечеловеческих норм морали, несомненно, заключается положительная роль религии.

Регулирующая функция религии состоит в том, что она строит систему норм, которые должны выполнять верующие в разных сферах их жизни. Благодаря интегративной функции религии единоверцы чувствуют себя частицами целого и могут мобилизоваться на различные массовые движения. Нередко национально-освободительные движения шли под религиозным флагом, но бывали и случаи преследования религиозными фанатиками иноверцев и еретиков.

Восполняя людям их неудовлетворённость земной жизнью надеждой осуществить свои желания в загробной жизни, религия выполняет компенсаторную функцию. Благодаря ей человек утешается и успокаивается. Вследствие компенсаторной функции религия обладает психотерапевтическим действием: религиозное утешение (как и любое другое) стабилизирует психику, снижает остроту стрессов, тоски, отчаяния и тем самым способствует сохранению психического и физического здоровья.

Атеисты считают религиозное утешение иллюзорным, а названную функцию иллюзорно-компенсаторной, поскольку, по их мнению, загробный мир и Бог не существуют. И в этой функции атеисты усматривают негативную роль религии: если бы человек не имел религиозной иллюзии, он бы больше стремился реализовать свои цели в земной (единственной) жизни. Вера в вечную загробную жизнь, которой нет, обесценивает земную жизнь, превращает её почти в ничто.

Какое мировоззрение – религиозное или атеистическое – даёт больше возможностей для развития человека. Теологи полагают, что религиозное, поскольку оно, по их мнению, указывает человеку правильный путь и даёт ему заступничество и помощь Бога. Атеисты же считают, что религия сужает возможности человека, поскольку возлагает надежды на помощь сил, которых в действительности нет. Современные атеисты не отрицают большого значения веры, но человек, по их мнению, должен рассчитывать и верить в реальные силы (самого себя, своих родственников, друзей, политические и экономические преобразования, науку), да и здесь он должен проявлять реализм и разумный скептицизм. Таким образом, современные атеисты двояко оценивают роль религии: её воспитательную и психотерапевтическую функции они считают позитивными. Положительную роль, на их взгляд, играют регулирующая и интегрирующая функции, когда они направлены на прогрессивные цели. Иллюзорно-компенсаторная функция, по мнению атеистов, является негативной.

Расходятся богословы и атеисты и в вопросе о дальнейших перспективах религии. Первые полагают, что религия будет всегда, более того, возникновение гуманного общества они связывают именно с укреплением религиозности. Атеисты же считают, что по мере демократизации и гуманизации общества, устранения ситуаций, вызывающих страх, отчаяние и безнадёжность, потребность в иллюзорном утешении будет снижаться, и в будущем религия отомрёт. Социологические исследования показывают, что влияние религии постепенно ослабевает. ХХ век называют даже «веком отхода от религии» (15,с.8). С 1900 по 2000 год процент неверующих в Бога в мире возрос с 0,3 до 20; число неверующих в 2000 г. составило 1208 млн. человек от 6044 млн. живших на планете.

Важной проблемой религиозной философии служит проблема бытия Бога. Некоторые теологи полагают, что вера в существование Бога не нуждается в её обосновании разумом. Однако большинство религиозных мыслителей с этим не соглашаются и считают необходимым на каждом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих и доказывать положение о существовании Бога. С этой целью выдвинуты следующие обоснования.

Космологическое доказательство (Аристотель, Лейбниц): раз существует следствие – мир, то должна быть породившая и движущая его причина, или конечная основа всех вещей и явлений (Бог). Фома Аквинский это доказательство формулировал так: если брать движение во всей его полноте, то нельзя не прийти к признанию «перводвигателя»; если всё в мире имеет причину, то должна быть «первопричина» – Бог. Доказательство неубедительно: 1)если признать, что всё имеет причину, то и Бог имеет свою причину и является созданным или порождённым, а не вечным, 2)если же считать нечто существующим вечно, никем не созданным и ничем не порождённым, то таковым следовало бы признать природу, существование которой очевидно, а не Бога, чьё существование ещё требует доказательства. С точки зрения современного материализма, цепи причинно-следственных связей, обусловливающих появление конкретных вещей и явлений, не имеют ни начала, ни конца, а причина всех видов движения коренится во взаимодействии противоположностей (см. §§ 2 и 9 гл.14; мир же в целом существовал всегда и никем, и ничем не порождался.

Телеологическое доказательство (Сократ, Платон, стоики, Цицерон): в природе всё устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить лишь замыслом и деятельностью сверхъестественного разумного и всемогущего существа, которое упорядочило все явления. Доказательство неудовлетворительно по трём причинам: 1)целесообразность и приспособленность, наблюдающиеся в живой природе (строение органов, форма тела, окраска растений и животных и др.) имеют относительный характер и объясняются по теории Ч.Дарвина естественным отбором в процессе борьбы за существование, а не действием какой-то надприродной силы; попавшие в иную среду животные теряют свою приспособленность (например, рыбы, оказавшиеся в воздушной среде), 2)в природе существуют явления (ураганы, землетрясения, извержения вулканов и др.), которые служат причиной гибели массы живых существ и которые не могут быть признаны целесообразными, 3)ещё больше нецелесообразности и даже абсурдности в жизни общества (голод, межнациональные распри, терроризм, войны, наркомания, СПИД и др.); объяснение обилия страданий в мире наказанием, которому Бог подвергает грешников, неудовлетворительно в связи с тем, что в одинаковой мере с грешными подвергаются тем же страданиям и глубоко верующие люди, а также дети вплоть до младенцев.

В настоящее время предпринимаются попытки дополнить основания телеологического доказательства. Отмечается, что возникновение Земли, биосферы и человека стало возможным благодаря сочетанию определённых физических условий, существовавших после Большого Взрыва. К таким условиям, в частности, относятся значения фундаментальных (мировых) физических констант: постоянной Планка, скорости света в вакууме, гравитационной постоянной, массы и заряда протона и электрона и др. Рассчитано, что если бы значение хотя бы одной из мировых констант было изменено в пределах 10-15%, то не могли бы образоваться такие устойчивые образования, как ядра, атомы, звёзды, галактики. Не могла бы в этом случае возникнуть и земная форма жизни.

В современной науке упомянутые идеи вошли в содержание так называемого антропного принципа. Надо отметить, что весьма часто встречается неверная интерпретация этого принципа. Некоторые авторы утверждают, что, поскольку биосфера и человек возникли, то Творец специально подобрал нужные величины физических констант, чтобы это произошло. Вывод неверен.

Правильная формулировка антропного принципа: физические параметры нашей Метагалактики таковы, что стало возможным возникновение человека; если бы условия были иными (какими они вообще могут быть, наука пока не знает), то развитие Метагалактики пошло бы по другому пути, возникли бы иные материальные структуры и, возможно, иные формы жизни. Нужно ещё помнить, что известные сейчас законы относятся к нашей Метагалактике, а что происходит в других метагалактиках, мы пока не знаем. Возможно, наш физический мир – только один из возможных миров.

На интересовавший всегда людей вопрос о том, случаен или закономерен человек во Вселенной, с учётом принципа единства во всяком событии необходимости и случайности (см.§7 главы 14) можно, по-видимому, дать такой ответ: способность материи к самоорганизации закономерно порождает разумные существа, но их конкретная форма, в том числе и человека, случайна как результат взаимодействия множества факторов неорганической, органической и социальной эволюции; в Космосе существует множество типов разумных существ, обладающих как сходством, так и различием между собой.

«Онтологическое доказательство обосновывает существование Бога, исходя из понятия Бога как реальности, совершеннее которой нельзя помыслить ничего. Представить такую реальность, такое существо не имеющим реального бытия – означало бы впасть в противоречие, мысля величайшее и всесовершенное существо лишённым совершенства существования» (6,с.326). Это рассуждение содержит логическую ошибку – круг в доказательстве, доказательство бытия Бога основывается на замаскированном признании его существования: Бог – самая совершенная реальность (т.е. Бог существует), следовательно, он обладает и таким совершенством, как существование. Приведённое выше рассуждение показывает, что существует только понятие Бога, но не он сам. Недаром даже один из виднейших теологов всех времён Фома Аквинский отклонил это «доказательство».

В психологическом доказательстве (Декарт) утверждается, что все народы знают религию и её главную идею – идею Бога, которая не могла быть выработана самими людьми из-за несовершенства их разума. Доказательство неубедительно в связи с тем, что в мире наряду с религиозными людьми немало и атеистов и верования многих людей имеют своим объектом не единого всесовершенного Бога, а множество антропоморфных и даже зооморфных сверхъестественных существ.

Вторым после теоретических «доказательств» источником заключений о существовании Бога служат свидетельства религиозно-мистического опыта. Последний включает в себя впечатления некоторых людей об имеющемся, по их мнению, непосредственном контакте с Богом – о божественном откровении, в ходе которого осуществляется, на их взгляд, постижение наиболее сокровенных тайн бытия. В процессе такого откровения соответствующие лица могут испытывать определённые видения, слышать голос Бога или голоса ангелов, чувствовать любовь Бога, его совершенство и т.д. Однако составляющие мистического опыта как и псевдофакты квазинаук неповторимы, невоспроизводимы, статистически недостоверны и не могут считаться научными фактами (о сущности научного факта см.§9 гл.12) подобно сюжетам наших сновидений. В связи с этим атеисты квалифицируют составляющие мистического опыта как форму самообмана либо в виде иллюзий и галлюцинаций, возникающих в условиях сильной психологической установки на заранее ожидаемый результат, либо в виде неверного истолкования своего психического состояния. Например, глубокое аутогенное состояние может представляться испытывающему его человеку как слияние с Божеством, а интуитивная догадка как божественное озарение, или откровение (о научном понимании интуиции см.§2 гл.12).

Ещё один источник заключений о бытии Бога – ссылки на существование чудес. Чудо – по религиозным верованиям – это необычайное явление, совершенное сверхъестественной силой или особыми людьми с её помощью. Чудо предполагает нарушение законов развития событий, т.е. естественного хода процессов, и свидетельствует, по мнению верующих, о всемогуществе Бога. В качестве чудес часто признаются исцеления тяжело больных людей, иногда воскрешения умерших, управление природными стихиями (ураганами, землетрясениями и др.). Чаще всего вызывание чуда признаётся за святыми людьми, которые в связи с этим именуются чудотворцами.

Наука отрицает возможность нарушения законов бытия (о законах см.§1 гл.15). Суть науки заключается именно в признании того, что всё в мире протекает согласно законам, раскрывать которые она призвана. Главным содержанием науки является знание законов. Признание чуда означает ликвидацию науки. При достаточно глубоком научном изучении явления, представлявшегося ранее чудом, оно теряет таинственность и обнаруживает естественные причины. Другое дело, что в силу неисчерпаемости мира в каждый исторический период времени люди обязательно имеют дело с такими явлениями, причины и механизмы возникновения которых ещё неизвестны. Притом, чем шире сфера познанного, тем больше у неё площадь соприкосновения с неизвестным. И это неизвестное следует познавать, а не объявлять чудом.

Таким образом, ни теоретические «доказательства», ни свидетельства мистического опыта, ни ссылки на чудо с точки зрения науки не могут быть признаны достаточным основанием для признания бытия Бога. Это одна из причин того, что дискуссия между верующими и атеистами продолжается много веков. Богословы не дали удовлетворительного ответа на два вопроса: 1)почему, несмотря на всемогущество, всеведение, мудрость, доброту и справедливость Бога, существуют зло и страдания невинных людей, например, младенцев? 2)почему, если Бог един, существует много видов религии и много представлений о богах, почему он как мудрый управитель мира не мог доходчиво, ясно и убедительно объяснить всем людям свою программу, ведь даже земные правители обязаны это делать?

В настоящее время некоторые отечественные философы вновь после Фомы Аквинского говорят о необходимости синтеза религии и науки. Думается, однако, что такой синтез принципиально невозможен, иначе он бы уже произошёл за века существования этих сфер культуры. Наука главным критерием истины считает практическую проверку, а религия – веру, наука базируется на фактах, а религия – на эмоциях страха перед будущим и перед смертью. Наука признаёт подчинённость всех явлений законам, а религия допускает возможность их нарушения (чуда). Несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного подтверждения, они обладают мощным союзником – неистребимым и сильнейшим желанием людей (пока ещё слабых) иметь заступничество Бога и загробное вечное существование. Благодаря этому союзнику они и существуют века. По этой причине в истории философии преобладал идеализм, и большинство крупных философов были идеалистами. Материалистическое мировоззрение требует от человека большего мужества, чем религиозно-идеалистическое. Чтобы быть материалистом, необходимо, во первых, противодействовать мощной многовековой религиозной традиции и, во вторых, преодолеть бессознательное стремление к вечной жизни и признать, что эта, т.е. земная, жизнь является единственной и никакой другой жизни не будет. В этом заключается трагическое мужество материализма.

Нередко в обосновании идеи синтеза религии и науки используют факт религиозности крупных учёных. Однако идея Бога не имеет для науки ни конкретно-научного, ни методологического значения. Когда учёный раскрывает законы бытия, то при их выражении он использует только параметры соответствующих материальных объектов (массу, энергию, заряд, силу, энергию, потенциал и др.). Ни один учёный для выражения законов не использует какие-либо параметры Бога или других сверхъестественных сил. Поэтому идея Бога является избыточной для науки, она ничего не дала и не даёт в конкретно-научном плане.

Но, может быть, идея Бога имеет для науки методологическое значение? Так, Л.А.Маркова пишет: «Предмет исследования науки – материальный земной мир – существует…как бы параллельно с божественным трансцендентным миром, учёный вполне может заниматься своими исследованиями, не задумываясь о Боге, о проблемах творения, о целях мироздания. Но это не означает, что религия не нужна учёному и полностью ему безразлична. Она ему нужна именно как оплот стабильности, как источник уверенности в том, что мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядочен, а поэтому научная деятельность не бессмысленна» (13,с.109-110). Однако идея Бога не является необходимой для веры в стабильность и упорядоченность мира. Вера в то, что мир упорядочен законами, созданными Богом, по своим познавательным последствиям ничем не превосходит веру в то, что мир упорядочен законами, имеющими естественный характер. Главное здесь – уверенность в объективном существовании законов. И источником этой уверенности, кстати, служит не идея Бога (существование которого ещё надо доказать), а практика людей. Например, Ньютон убедился в существовании открытого им закона F = ma не потому, что верил в Бога, а на основе обобщения множества экспериментов. Такие крупные учёные, как Планк, Гейзенберг, Паули, Энштейн, упоминали о Высшей Власти, устанавливающей порядок в мире, но какого-либо эвристического значения для них эта идея не имела, т.е. признание существования Бога было с их стороны лишь данью духовной традиции, не повлиявшей на их научное творчество.

Говоря о воспитательной и регулирующей функциях религии, нельзя преувеличивать их возможности. Религиозность способствует нравственности, но не гарантирует от совершения безнравственных и даже преступных действий. Например, заповедь «не убий» не помешала инквизиции в средние века отправить на костёр тысячи людей. В 90-е гг.XX в. на Кавказе процветала настоящая работорговля, хотя многие боевики носили на голове повязки с надписями из Корана. Дело в самообмане, изворотливости эгоистического разума, который даёт примерно такое обоснование: «Веления моей религии распространяется лишь на правоверных, а по отношению к неверным допустимы любые действия». Особые формы самообмана и самооправдания практикуют и уголовные преступники, среди которых очень много верующих в Бога людей и которых эта вера не удерживает от преступлений, иногда даже и убийств.

Необходимо также отметить, что не только религиозные люди, но и атеисты могут быть высоконравственными людьми, на что правильно указали ещё просветители XVIII в. Идея о том, что нравственным бывает лишь религиозный человек, не только неправильна, но и опасна, поскольку заставляет подозревать в безнравственности всех людей, не имеющих религиозных убеждений. Человек должен служить добру не только потому, что его к этому обязывает Бог, а просто потому, что он сам по себе, внутренне, должен быть добрым. Существует мнение, что нравственность атеиста может быть даже выше нравственности религиозного человека. Когда атеист совершает добро, то он творит его чисто бескорыстно. Религиозный же человек в подобных случаях сознательно или бессознательно рассчитывает на благодарность Бога или страшится его гнева. Недаром бытуют такие выражения: «Дай тебе Бог здоровья» и «Побойся Бога». Религиозная нравственность сознательно или бессознательно включает в себя некоторые моменты рыночных отношений («Ты - мне, я - тебе»). Религиозные убеждения, по-видимому, не могут полностью уберечь человека от неблаговидных, и даже преступных, действий ещё по одной причине: человек бессознательно помнит, что Бог всемилостив и может простить любой грех, даже самый тяжкий.

Конституция России гарантирует каждому человеку свободу религиозных убеждений. Человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, высказывать религиозные или атеистические взгляды. Возбуждение вражды и ненависти, а также ущемление прав по религиозным мотивам запрещается. Верующие различных конфессий и атеисты должны проявлять взаимную терпимость и уважение. Усилия всех граждан должны быть направлены на прогрессивные цели.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 342. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.004 сек.) русская версия | украинская версия