Субъект и объект познания
Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности и показывается подлинная роль практики в познании. Субъект (лат. subjectus находящийся в основе) – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Субъектом является прежде всего индивид. Но субъект – не только индивид, им может быть и сообщество ученых, и социальная группа, и даже общество в целом. На уровне общества в субъект входят различные экспериментальные установки, приборы, измерительные средства, правда, они выступают не как самостоятельные субъекты, а лишь как части, элементы системы «субъект»[176]. Субъект познания носит конкретно-исторический характер, ибо процесс познания обусловлен исторически сложившейся структурой познавательных способностей человека, уровнем развития познания. Не все знания, которыми располагает отдельный человек, он добывает сам. В преобладающей степени он эти знания получает в готовом виде из фонда знаний, накопленного обществом за всю его историю. Но и в той мере, в какой каждый индивид выступает как субъект, добывающий новые знания, он может выполнить эту функцию постольку, поскольку вооружен необходимыми для этого предпосылками (языком, логической структурой мышления, познавательными приборами). С понятием субъекта познания в гносеологии коррелятивно понятие объекта познания. Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Под объектом познания следует понимать не просто любой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который становится предметом познавательной деятельности субъекта. Поскольку активной стороной в этой деятельности является субъект познания, он в каком-то смысле «порождает» объект познания, но не в том смысле, будто субъект придает объекту бытие, а в том смысле, что субъект превращает предмет, надлежащий исследованию, в объект своей деятельности. Как объективная реальность этот предмет существовал и существует независимо от субъекта, но объектом познания становится лишь тогда, когда субъект включает его в сферу своей познавательной деятельности. Например, электрон как объективная реальность существовал давным-давно, когда на Земле еще человека не было, но в те времена он не был объектом познания. В рассматриваемом смысле объект познания и объективная реальность – принципиально разные понятия. Конкретно-исторический характер носит не только субъект, но и объект познания, так как объект – это не просто любой предмет, а только такой, который включен в сферу познавательной деятельности человека. Познание возможно только в результате взаимодействия субъекта и объекта. Познание – это историческая форма разрешения противоречия между субъектом и объектом, причем – это не противостояние одинокого субъекта и извне данного ему предмета, а всемирно-исторический диалектический процесс, в ходе которого изменяются как субъект, так и объект познания. Субъект, утверждал Гегель, должен пониматься не статически, а динамически, ибо субъект – это вечное движение, становление, развитие, снятие всех условленных границ и постоянное полагание новых. Субъект немыслим вне познаваемого и изменяемого им объекта. Вместе с тем сам объект преобразуется по мере развития сознания, т.е. изменяется в историческом процессе познавательной деятельности. Понимание субъекта и объекта в качестве изолированных друг от друга и противопоставленных друг другу сущностей несостоятельно и может привести лишь к тупикам в эпистемологии. Теоретическое постижение объекта субъектом – необходимая сторона, момент достижения практического овладения им. Поэтому практика служит не только основой и целью человеческого познания, но и критерием его истинности.
|