Студопедия — Кинематограф.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кинематограф.






 

1.Современная молдавская литература.

Проза. В условиях МССР было естественно, чтобы в первом послевоенном десятилетии прозаики посвятили свои произведения теме Великой Отечественной войны, социалистическому строительству, прославлению людей труда. Вышли повесть «Огонь!» и документальный очерк «Ион Солтыс» Якова Кутковецкого, сборники «Дочь кодр» Иона Канны, «В долине Сочь» Григоре Адама, рассказы Богдана Истру, Самсона Шляху и др.

В начале шестидесятых выходит на горизонт Ион Друцэ с двумя книгами коротких рассказов и очерков «У нас на селе» (1953) и «Любовная сказка» (1954), произведя настоящий фурор в прозе и приводит за собой целый отряд молодых и настойчивых авторов со своими сочными повестями: «Сварливая девушка» Алексея Марината, «Ветер в лицо» Анны Лупан, «Виноградник» Андрея Козмеску, «Непокоренный край» Веры Малеевой, «Кодры» Иона Константина Чобану и др.

Со второй половины 6-го десятилетия 20 века молдавская проза пополняется многими новеллами, рассказами и романами, в которых писатели отображают высокие моральные качества народа, социальное и моральное сознание человека труда в более сложных и интериоризированных типических характерах. Произведение, которое ознаменовало настоящий перелом в концепции о романе, – это «Листья грусти» Иона Друцэ. Та же поэтическая атмосфера ощущается и в его сборнике рассказов «Тоска по людям». Процесс преодоления узкого типа мышления, унаследованного от старого мира, находит свое более глубокое отражение в романах «Люди и судьбы» Ариадны Шаларь, «Метель» Елены Дамиан, «Песня пробивает себе путь» Веры Малевой.

Проза 7-го десятилетия расширяет основательно свою тематику и кругозор, включает в свою сферу новые аспекты исторической действительности и новых героев.

Целая шеренга сборников новелл и рассказов вписывается в сокровищницу прозы как одни из наиболее ценных художественных произведений: «Последний месяц осени», «Степные баллады», «Бремя нашей доброты» Иона Друцэ, «Один на один с любовью» Аурела Бусуйока, «Дельфин» Джордже Менюка, «Крик стрижа» Владимира Бешлягэ, «Сказка про белого бычка» Василе Василаке, «Смех и плач вина» Влада Иовицэ, «Следы на пороге» Алексея Mарината. Участие врачей в обновлении жизни послевоенного села отражено в романе «Траянов вал» Ариадны Шаларь. «Диск» Джордже Менюка, пример микроромана в нашей литературе, вписывается в молдавскую прозу как впечатляющая история драматической жизни талантливого художника. Проза 8–9-го десятилетия продолжает углубление отражения главных коллизий эпохи. Роман «Звонница» Иона Друцэ, в котором главный герой Хория Холбан показывает интерес автора к созданию нового типа героя, обладающего большой степенью сознательности, нацеленный на свое проявление в конкретных делах, – это представительное произведение для новых тенденций современной прозы. Впечатляющее полотно своей достоверностью создает Анна Лупан в романе «Чершни чёрное цветенье», в которой описываются военные события.

Ту же тему трактует Алексей Маринат в романе «Горячие ключи». Проявляется как романист Думитру Матковски своими произведениями «Дуда» и «Бэтута», в которых жизнь тружеников полей охвачена взором тонкого знатока сельской действительности. Широкие масштабы городского зодчества находят звонкое эхо в романах «Пошлина» Серафима Сака, «На улице роз» Ф. Видрашку, «И тут мы построили любовь свою» И. Гайсанока, «Посланники» Алексея Марината и др. В романе «Мой парижский дядя» Аурела Бусуйока великие метаморфозы республики выявлены через призму человека, который через несколько десятилетий возвращается из эмиграции. Романы «Дома», «Игнат и Анна», «Боль» Владимира Бешлягэ отмечены литературоведами как самые выразительные эпические полотна. «Реквием по Марии» Веры Малевой, дилогия Георге Мадана и кинематографическая повесть Влада Иовицэ о Кантемире, «Возвращение на круги своя» и «Белая церковь» Иона Друцэ черпают свое вдохновение из нашей общей истории. В качестве прозаиков с тонкой остротой зрения, иногда иронической или юмористической, проявили себя Николае Есиненку в произведениях «Время любить» и «Любовный роман», Виктор Прохин («Последний лист») и др. Новых авторов повестей и романов находим в лице Харалампия Морару, Николае Руссу, Валерия Бабански, Иона Якима, Виктора Думбрэвяну и др.

Выдающиеся успехи достигнуты и в прозе для детей и молодежи. Современная молдавская проза обладает большой художественной ценностью, что дало повод литературной критике говорить о данном периоде, как о самой плодотворной главе в молдавской литературе.

Современная молдавская литература унаследовала прекрасные традиции литературы XX века. Продолжают с успехом свою творческую деятельность «последние могикане» XX века.

Эти авторы творят одновременно в нескольких жанрах. Ион Друцэ в драматургии, художественной публицистике, цикл его поэм под названием «Мольба» может посоревноваться с поэзией маститых поэтов. Аурелий Бусуйок за последние два десятилетия выдает на-гора роман за романом, но не оставляет и проторенные сферы поэзии и публицистики. Владимир Бешлягэ целеустремленно шагает к своему восьмидесятилетию. Со сборниками новелл и стихов, публицистики и документальной прозы. Думитру Матковский соревнуется сам с собой в драматургии и поэзии. Николай Есиненку дошел до седьмого тома сочинений, в которые входят новеллы и романы, комедии и поэмы. Сатирик и юморист Петру Кэраре продолжает оттачивать эпиграмму и пародию, но мечтает издать свои роман и пьесы, опубликованные в периодике. Николай Дабижа, одновременно с поэзией, воинственной и едкой публицистикой в еженедельнике «Литература и искусство», дебютирует с романом. Михаил Г. Чиботару и Георгий Мадан трудятся в прозе, Михаил И. Чиботару − в поэзии, Андрей Стрымбяну в поэзии и драматургии. Продолжают печататься Харлампий Морару − с прозой и публицистикой, Виктор Думбрэвяну − с романами и воспоминаниями о собратьях по перу. Ион Хадыркэ издал за последние десятилетия несколько весомых томов стихов и публицистики. Работают в прозе Серафим Сака, Николай Русу, Виктор Прохин, в поэзии − Василе Романчук и Лео Бутнару, в критике и истории литературы − Харлампий Корбу, Михаил Чимпой, Михаил Долган, Ион Чокану, в сатире и юморе − Ион Диордиев и Ефим Тарлапан.

Появилось много новых имен в литературе, но они пока не прошли проверку временем на прочность и художественный уровень, хотя критика хвалебно отзывается о прозе Валерия Бабанского; о литературоведческих работах Павла Балмуша, Александру Бурлаку, Анны Бантош; о сатирических стихах Георгия Былича и Григория Дрэгана; о драматургии Вала Бутнару и Георгия Каламанчука; о стихах для детей Иона Антона, Константина Драгомира; о театральной критике и эссеистике Валентины Тэзлэуану; о публицистике Николая Ройбу, Виталия Чобану и др.

В отличие от прошедшей эпохи, эта литература осваивает библейскую тематику и запретную историю: ограбление и уничтожение церквей и монастырей, голодомор (1946–1947), массовые депортации, преступления времен культа личности, а также беспредел, наступивший в начале 90-х вместе с безграничной демократией, связанный с коррупцией, проституцией, наркоманией, торговлей людьми и др.

Драматургия. Молдавская драматургия XX–XXI веков прошла тернистый путь развития. Для большинства писателей это был самый притягательный литературный жанр, но и самый сложный. Своего рода rara avis.

Драматургия требует острых конфликтов, испепеляющих страстей. В послевоенных условиях, в период голодомора и депортаций, когда цвет нации погиб на фронте или перебежал за Прут, условия для творчества были сложными. Тогда еще театра как такового не существовало. Отсутствовали традиции и модели, потому что ни пьесы Василия Александри, ни Иона Луки Караджиале не проникли в Советскую Молдову. И весомыми талантами молдавская литература тогда не располагала. Сведенные к молчанию теорией отсутствия конфликта, дебютанты того периода были вынуждены идти на компромиссы с идеями режима, создавая пьесы на злободневные темы (о коллективизации – «Свет» Андрея Лупана) или находили свои сюжеты в истории, в фольклоре.

1960 год становится поворотным для молдавской драматургии. Ион Друцэ издает драму «Каса маре», которая поднимает невероятно высоко художественную планку и расширяет ее тематический диапазон. Пытаются соревноваться с молодым драматургом Джордже Менюк («Утка с утятами»), Рамиль Портной («Песня Лэпушницы», «Нелетающие птички», «Крепкий дом», «Краса лесов»), Константин Кондря («Полевые цветы», «Дети и яблоки»), Феодосий Видрашку («Две жизни и третья»), Алескандр Козмеску («Жемчужная дорога»), Анна Лупан («Колесо времени», «Всё будет хорошо»), Георге Маларчук («Не делайте мне добра») и др.

Смело прокладывают свой путь в драматургию Аурелиу Бусуйок с драмой «Раду Штефан – первый и последний», Андрей Маринат комедиями «Остановите планету», «Где ты, Кампанелла?», «Майская любовь», «Смелость мужчин», Думитру Матковский, Ион Подоляну, Петру Кэраре, Николае Есиненку, Андрей Стрымбяну и др. Были авторы, чьи пьесы изначально были предназначены только для чтения: Елена Дамиан (Идол», «Оставь тополю хоть один лист», «Игра со смертью»), Архип Чиботару («Последний лист», «Бубновая шестерка», «Непубликабельный фельетон», «У телефона»), Джордже Менюк («Ван Гог»), Ариадна Шаларь («Ураган») и т. д.

На данном этапе вне конкуренции остается Ион Друцэ, который издал несколько томов пьес. К сожалению, до сих пор широкая театральная публика не увидела спектакли по его пьесам «Падение Рима», «Апостол Павел», «Ужин у товарища Сталина», «Мария Кантемир, последняя любовь Петра Великого».

Радует все-таки тот факт, что мы можем увидеть на сцене премьеры, подобные той, что состоялась 24 ноября 2010 года «Древо жизни», представленной на сцене Национально театра «Михай Еминеску» по одноименной пьесе Думитру Матковского, в которой представлена радиография пороков и добродетелей молдавского общества.

 

Современная национальная драматургия продолжает традиции драматического жанра, заложенные патриархами молдавской драматургии К. Конаки, Г. Асаки, А. Руссо, К. Негруцци, В. Александри и другими, в котором взаимопроникаются комическое и трагическое, гротескное и абсурдное. Игра в театре не является простым рефлексом, она рождается и развивается из потребности человека в общении, интеллектуальном и эмоциональном совершенствовании. Становление современной национальной драматургии происходило как на основе собственных источников, так и с использованием художественных средств эпического и лирического жанров.

Театр создает собственный микрокосм, в котором драматург противостоит природе, создавая персонажи и места, превращая мечту в реальность, представляя зрителю новый мир, порой совсем отличный от реального. Актеры воплощают персонажей, родившихся в воображении драматурга — настоящего Прометея, творящего жизнь из ничего.

Долгие годы драматург был писателем — прозаиком или поэтом, писавшим пьесы для театра. В 90-х годах в Молдове появилось новое поколение драматургов, которые разработали новый художественный язык и открыли новые измерения в тематике. Возникли новые театры и новое понимание того, как в театре жить. Сейчас драматурги находятся в поиске новых идей и форм выражения, соответствующих новым реальностям и дающих возможность обогатить национальную культуру.

Музыка

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В 1942 году он написал симфоническую сюиту «Молдавия», в 1943—44 гг. — «Дойну» для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в 1943 — «Поэму о Днестре», посвящённую борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова «Хора победы» и «Несём на знамёнах победу». В жанре патриотической песни работали Д. Гершфельд, С. Шапиро.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создаёт кантаты «Штефан Великий» (1945), «Бессарабцы» (1947), «Юбилейная» (1949), ораторию «Песнь возрождения» (1951). Евгений Кока создаёт струнные квартеты, симфоническую поэму «Кодрул» (1948), ораторию «Песнь о Котовском» (1950), композицию «Новая Дойна» для голоса с оркестром народных инструментов.

В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, М. Ш. Фишман, А. Б. Муляр,А. П. Люксембург, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Известность приобрела молдавская историко-легендарная опера «Грозован» (1956) Д. Гершфельда на либретто В. А. Руссо.

Опера Гершфельда «Аурелия» (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. Стырчи «Сердце Домники» (1960) повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Э. Л. Лазарев создаёт оперы «Клоп» (1963) по пьесе Владимира Маяковского, «Революцией призванный» (1970), «Дракон» (1976) по сказке Евгения Шварца, радиоперу «Голуби в косую линейку» (1976). Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974). Более 50 оперных и балетных постановок осуществил дирижёр и художественный руководитель Национальной Оперы в 1983—2003 гг.Александр Самуил.

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования.

В 1963 году был создангосударственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».

Молдавию посещали такие выдающиеся музыкальные деятели, как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Святослав Рихтер и другие.

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для неё характерно использование таких народных музыкальных инструментов как най, флуер и др. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления — джаз, рок и метал. В стране и за её пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы «Zdob şi Zdub» и «Гындул Мыцей», а также поп-певцы Аура, Рики Артезиану, группа O-Zone и др.Клеопатра Стратан — дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трёх лет. В последние годы Молдавия участвует в конкурсе песни «Евровидение». В 2005 и 2011 годах за Молдавию выступала группа «Zdob şi Zdub», в 2006 — Наталия Гордиенко и Арсениум, в 2007 — Наталья Барбу, в 2008 — Джета Бурлаку.

В Кишинёве каждый год проходит международный фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»). Фестиваль проводится с начала 1990-х гг. и его организатором является известная молдавская оперная певица — Мария Биешу. Ежегодно лучшие оперные певцы, солисты балета, дирижёры, изРоссии, Украины, Болгарии, Италии, Франции, Австрии, США и других стран приезжают в Кишинёв, чтобы участвовать в этом фестивале.

С 2002 года каждый сентябрь в городе проводится фестиваль «Ethno-Jazz», на котором выступают джазовые коллективы из Молдавии.

В 2004 году состоялся первый рок-фестиваль «Старый мельник» и с тех пор стал ежегодным событием. Фестиваль организуется пивными компаниями Молдавии и России. На фестиваль приглашаются рок-коллективы из России и Молдавии, в их числе «Ва-БанкЪ», «Сплин», «Браво», «Ногу Свело», «Пилот», «Ночные снайперы», «Конец фильма» и другие. В 2006 году фестиваль посетило около 40 тысяч человек, что в два раза больше, чем в прошлом

В 2008 году Министерство культуры Молдавии запретило артистам пользоваться фонограммой на официальных концертах, проводимых на государственные деньги. Организаторы коммерческих концертов в случае использования фонограммы обязаны сообщать об этом в афишах мероприятий

Каждую весну во многих городах Молдавии проходит международный музыкальный фестиваль «Мэрцишор», на котором с концертами выступают исполнители и ансамбли лёгкой и народной музыки, оперетты, вокально-инструментальные и джазовые коллектив

3. Кинематограф.

К началу семидесятых годов творческий коллектив студии пополнился новыми именами режиссеров, операторов, кинодраматургов, художников, композиторов. В кино стали сниматься новые молдавские актеры. В роли сценаристов выступили и многие молдавские писатели. Все это давало возможность уже к середине семидесятых снимать до шести полнометражных игровых фильмов в год, около пятидесяти документальных и научно-популярных очерков и три-четыре анимационные ленты. Режиссерский корпус игрового кино пополнился Василием Брескану, Николаем Гибу, Роландом Виеру, Ионом Скутельником, Владом Иовицэ, Валерием Жереги, Борисом Конуновым, в кинодокументалистику пришли Анатол Кодру, Петру Унгуряну, Влад Друк, Мирча Киструга, Анна Юрьева, Борис Виеру.

Анимационные ленты стали регулярно снимать режиссеры-художники Константин Балан, Леонид Домнин, Наталья Бодюл. Под бдительным оком партийного руководства они старались делать ленты, которые были бы по своему художественному уровню не хуже тех, которые делали на «Молдова-филм» их предшественники. Не всегда это, правда, удавалось. Начало 70-х ознаменовано только такими творческими победами, как «Лэутары» Э. Лотяну и «Дмитрий Кантемир» В. Иовицэ и В. Калашникова. Правда, картин было снято почти в три раза больше, чем за предыдущее десятилетие: студии стало заказывать фильмы московское Центральное телевидение, которое финансировало создание трех полнометражных игровых телефильмов в год.

В частности, А. Гордон создал по заказу ЦТ двухсерийный детектив «Кража», Василе Паскару снял игровой телефильм для детей «Красно-солнышко», Михаил Израилев – мелодраму «Тихоня», Виталий Демин – киноповесть «Родной дом», Василий Брескану– приключенческую двухсерийную ленту «Фаворит», Борис Конунов – «Лес, в который ты никогда не войдешь». Заказы Центрального телевидения давали возможность загрузить студию работой по полной программе, но, с другой стороны, оно, естественно, диктовало «Молдова-филм» свою репертуарную политику, поскольку ее вещание распространялось на всю страну.Нельзя было, например, снимать ни один документальный очерк, предварительно не согласовав кандидатуру его героя во всех инстанциях. Очерки на исторические и историко-революционные темы снимались при обязательном участии соответствующих консультантов. Не легче было и в игровом кино.

Поощрялись главным образом картины на современную тему, где действовали сплошные передовики производства и мудрые партийные работники, руководившие ими («Офицер запаса» (1971), «Дом для Серафима» (1973), «Мужчины седеют рано» (1974), «Что человеку надо» (1975) и другие). Дело порой доходило до абсурда. Двухсерийная лента «И придет день», снятая на студии по заказу Центрального телевидения, на его деньги и принятая в черновом варианте заказчиком без особых поправок, была почти полностью переснята уже за деньги государственного бюджета республики, поскольку, по мнению тогдашнего первого секретаря ЦК КП Молдавии И. И. Бодюла, там неверно трактовались проблемы «второй коллективизации» в Молдавии, а главного героя фильма – председателя передового колхоза по фамилии Руснак – по рекомендации того же И. И. Бодюла переименовали в Куркулева, поскольку он противился «прогрессивным тенденциям» – созданию Советов колхозов на селе.

Более именитые режиссеры студии – В. Гажиу, В. Паскару, В. Иовицэ – еще как-то противостояли этому натиску или уходили в жанр детектива – два фильма о Котовском («Последний гайдук» (1972) и «По волчьему следу» (1976)) снял В. Гажиу, военной тематикой («Никто вместо тебя» (1974), «Крепость» (1978), «Большая малая война» (1980)) занялся В. Паскару. Однако пришедшая на студию молодежь была лишена и этого права – снимай, что дают, и по сценарию, который предлагают. Количество произведенных на студии лент никак не переходило в качество. В области национальной кинематографии требовались настоятельные перемены.

В фильмах режиссера В. Паскару все так же преобладала военная тематика, хотя в картине «Лебеди в пруду» (1982) она обрела мелодраматическую тональность, навеянную воспоминаниями детства. А Валерий Гажиу после второго фильма о Котовском приступил к созданию еще одного варианта «Горьких зерен», назвав новую картину о трудных послевоенных годах в Молдавии «Коршуны добычей не делятся» (1988). Благо теперь можно было покритиковать не только властные структуры того периода, но и грозные органы НКВД. Поскольку особого успеха на международных кинофестивалях (за исключением, разве, картин сельскохозяйственной тематики) у молдавских кинематографистов не наблюдалось, тогдашний председатель Госкино республики И. Е. Иорданов создал собственный Республиканский кинофестиваль «Серебряный аист», где дипломы и награды получали практически все участвующие в нем ленты студии «Молдова-филм» и «Телефилм-Кишинэу».

Василе Паскару получил возможность повторно сделать телевизионные варианты «Жизни и бессмертия Сергея Лазо» (2 серии) и новый расширенный вариант поставленного им в 1973 году фильма «Мосты» по мотивам произведений молдавского писателя И. К. Чобану 7-серийную телевизионную ленту «Кодры». Начав эту картину в конце 80-х, он завершил ее в 1992 году, уже в новых условиях независимой Республики Молдова, бесконечно переделывая сценарий в ходе съемок и приспосабливая его к новым реалиям времени.

Из картин В. Паскару, снятых им в 80-е годы, можно отметить две: «Большая малая война» о борьбе М. Фрунзе с бандами Махно в период гражданской войны, отмеченную Государственной премией республики, а также биографическую ленту «Лебеди в пруду», где главную роль талантливо сыграла Евгения Тодорашку. В 70–80-е годы свои лучшие картины («Все улики против него» (1974), «Фаворит» (1976), «Ошибка Тони Вендиса» (1981), «О возвращении забыть» (1985), «Деревянная пушка» (1987)) снял режиссер Василий Брескану.

На небосклоне восьмидесятых утвердились и новые режиссерские имена – Валериу Жереги и Борис Конунов. Дебютировав в игровом кино короткометражной игровой лентой «Аист» (1977), В. Жереги в короткий срок сумел «пробиться» в ведущие режиссеры студии, поставив три подряд неординарные ленты: мелодраму «Все могло быть иначе» (1982) с Маргаритой Тереховой в главной роли и еще две картины новаторского экспериментального характера «Иона» (1987) и «Диссидент» (1988), а также осуществил совместную с Югославией постановку – «Дикий ветер» (1985).

Активно снимал в 80-е и другой молодой режиссер Борис Конунов. Киновед по образованию и режиссер по призванию, он прошел путь от помрежа, ассистента, второго режиссера до режиссера-постановщика за считанные пять-шесть лет, сняв за этот период несколько интересных картин на молодежную и морально-этическую тематику: «Подготовка к экзамену» (1979), «Вам телеграмма» (1983), «Маленькое одолжение» (1984), «Кто войдет в последний вагон» (1986), «Западня» (1989) ю

Практически в таком же положении был и режиссер Николай Гибу, который буквально разрывался между игровым и документальным кино, добиваясь работы по полной нагрузке. Из его наиболее удачных работ этого периода можно было бы назвать телевизионную двухсерийную ленту «Кодовое название «Южный гром», снятую по сценарию Евгения Оноприенко в 1980 году. Картина была посвящена Ясско-Кишиневской операции 1944 года, в результате которой Молдавия была полностью освобождена от фашистов, где роль командарма Березова талантливо сыграл В. Шалевич. Приятным фактором молдавской кинематографии 80-х годов стало то, что в лидеры вышли кинодокументалисты. Они более оперативно начали перестраиваться и нарушать всякие запреты, в том числе кого и как снимать. Теперь героев для своих документальных очерков они выбирали сами. Талантливую ленту о чабанах юга Молдовы «Чабаны» (1980) снял по своему сценарию Влад Друк. Методом кинонаблюдения он сумел разглядеть неуловимые черты характеров своих героев, заставить их разговориться и поведать о самом сокровенном.

Последнее десятилетие XX века в молдавском кино можно было бы охарактеризовать буквально несколькими словами. Это было время, когда уже все было можно, но очень мало возможно. Молдавские документалисты с упоением снимали события революции в Румынии – свержение режима Н. Чаушеску. В нашей республике молдавский язык провозгласили государственным на базе латинской графики. Теперь уже не прячась, на демонстрации выходили с триколорами, а по главному проспекту столицы, еще носящему имя Ленина, уже дефилировали демонстранты, скандируя лозунги «Униць-вэ, молдовень!» («Объединяйтесь, молдаване!») и «Ной сынтем акасэ!» («Мы у себя дома!»).

С самого начала девяностых молдавские документалисты старались средствами кинопублицистики освещать наиболее злободневные вопросы современности и недавней истории республики. «Выборы, или Перед лицом самого себя» – так называлась лента режиссера Oлега Тулаева, рассказавшая о первых демократических выборах на альтернативной основе в Республике Молдова. О массовых депортациях жителей Молдовы в Сибирь в годы «сплошной коллективизации» создает картину режиссер Андрей Буруянэ. На эту же тему киноочерк «Покорители Сибири» снимаетНиколай Гибу. Он же по сценарию Зинаиды Чирковой создает документальную ленту «Над Молдовой безоблачное небо», где продолжает тему о незаконных массовых депортациях.

В начале 90-х сценарист Д. Олэреску и режиссеры В. Друк и Мирча Кистругэ создают два фильма притчевого плана «Завтра вновь взойдет солнце» и «Псалом приходящему». Год 1992-й стал печально знаменитым не только тем, что расколол Молдову на правобережье и левобережье, но и резким спадом кинопроизводства в республике. Фильм режиссера Андрея Буруянэ «Мы у себя дома», повествующий о кровавом конфликте на Днестре (весна и лето 1992 года), стал как бы чертой, после которой молдавское кино пошло на резкий спад. «У себя дома» мы оказались в довольно плачевном положении. Еще в 1993 году на киностудии «Вяца» были сняты пять киноочерков, а уже год спустя и до конца десятилетия здесь снималось лишь по одному-два фильма в год.

На бюджетные крохи, что выделялись документальному кино, в последнем пятилетии XX века удалось снять всего пять картин. Получасовой очерк о Народном артисте республики Николае Сулаке создал В. Гажиу. Социально-публицистический очерк «Нет проблем» по сценарию Думитру Олэреску снял Ион Мижа. О видных молдавских писателях Думитру Матковски и Григоре Виеру по сценарию того же Д. Олэреску были сняты фильмы «Я тот, что есть» и «Здесь далеко» режиссером Мирней Кистругэ, а Анатол Кодру по своему сценарию создал историко-биографическую ленту об Ионе Крянгэ. Еще более плачевное положение сложилось в игровом кино. В течение девяностых годов киностудией «Молдова-филм» было снято всего 6 картин, да и те большей частью с помощью спонсоров.

Полностью на бюджетные деньги были сняты ленты «Водоворот» режиссера Олега Тулаева, «Дэнилэ Препеляк» Тудора Тэтару (по сказке Иона Крянгэ) и «Прокрустово ложе» Серджиу Продана. Драматизм ситуации в молдавском кино девяностых годов состоял не только в отсутствии денег для съемки очередной картины, иногда спонсоров все же удавалось найти. Главная проблема была в том, как найти покупателя на готовую картину.

Малобюджетное кино на видео, для начяла, мы все же возродить можем и должны. Важно выработать грамотную концепцию возрождения национального кинопроизводства, а затем последовательно претворять ее в жизнь.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 725. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия