Текст 6
Другая теория исторического развития принадлежит Элвину Тоффлеру. Предполагалось, что мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и социальных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развёртывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. Исходя из этого, Тоффлер представил концепцию трех волн в историческом процессе. Первая волна, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Господствовало простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы (или крепостные). Власть была авторитарной и положение человека определялось фактом его рождения. И во всех странах экономика была децентрализованной и замкнутой - каждое сообщество производило большую часть того, что потребляло. Первая волна есть сдвиг к аграрной цивилизации, чьей главной ценностью была земля. Вторая волна вызвала к жизни три определяющие социальные структуры (главные институты) - нуклеарная семья, обучение фабричного типа и гигантские корпорации. Происходит рождение индустриальной цивилизации, ее основами были – капитал, рабочая сила и средства производства. Индустриализация, внедрение новых технологий, совершенствование энергетической базы создали условия для массового производства, которое вызвало к жизни новую систему распределения. Наступила эпоха массового распределения и массовой торговли. Постепенно все сферы жизни подчиняются производственно-рыночным интересам. Все социальные институты приобретают черты фабричности - разделение труда, иерархическая структура и обезличенность. На смену Первой волне(аграрной цивилизации) и Второй(индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Третья волна несет новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия - между производством и потреблением. Новая цивилизация несет с собой новый строй жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на методах производства, исключающих фабричные сборочные конвейеры, на новой ненуклеарной семье, на новой структуре, которую Тоффлер назвал "электронным коттеджем", на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. По мнению Тоффлера цивилизация третьей волны началась с середины 50-х годов XX века, и ей присущи следующие признаки: - Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические трудовые теории стоимости. Меняются методы оценки корпораций (в отличие от капитала индустриального общества, где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования, товаров, капитал Третьей волны по преимуществу нематериален). - Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования. - Работа. Трансформация «труда» в творчество. Отмирание больших объёмов массовой и легковоспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй волны; исчезновение различии между работой и не работой. - Инновационный характер жизни в целом. Конкурентоспособно только обновляющееся. - Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Вместо больших коллективов - маленькие подвижные команды. - Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления. Инфраструктура. Самое инвестиционноёмкое и эффективное направление трансформаций. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи, роль которых в экономике будущего не меньше роли дорог в промышленную эпоху. Электронные магистрали сердцевина экономики Третьей волны. - Ускорение. При этом будущее соединяет в себе факторы невероятных ускорений (деньги обращаются со скоростью света, но для передачи информации эта скорость уже недостаточна) и неторопливость, оно несёт в себе черты коттеджной культуры, досугового общества. Главной ячейкой жизни (и работы) людей будущего станет электронный коттедж. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, можно предсказать некоторые особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. При переходе к обществу Третьей волны (называемого также постиндустриальным, информационным) капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными информационными сообществами. Если технология Второй волны содействовала единообразию, воплотившемуся в массовом производстве, распределении и культуре, то технология Третьей волны обеспечивает социальное разнообразие. Утверждение разнообразия как некой фундаментальной основы гарантирует плюрализм, то есть равноправное существования самых разных позиций, и постиндустриальное общество создаёт определённые условия для реализации этого принципа. С принципом плюрализма неразрывно связан принцип децентрации, который явственно прослеживается в постиндустриальном обществе, ведь последнее фактически лишено единого и основополагающего центра, вокруг которого вращается вся социальная жизнь. Децентрация охватывает практически все сферы общества наших дней: в производстве наблюдаются процессы демассификации и разукрупнения предприятий, в сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов, а что касается доступа к информации, то новейшие электронные технологии предлагают для пользователей возможности самостоятельно получать необходимые им сведения, независимо от цензуры центра. Следует отметить, что наряду с процессами децентрации и дифференциации в современном обществе имеют место и интеграционные тенденции. Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур. Одновременное наличие процессов дифференциации и глобализации также имеется и в средствах массовой информации. Но интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра, в данном случае речь идёт скорее о некой координации, цель которой — успешное функционирование и развитие составных частей. Таким образом, в постиндустриальном обществе Третьей волны налицо процессы децентрации, но никак не анархии, так как децентрированные части не пытаются обособиться, а наоборот, стремятся к совместной деятельности, но уже с учётом индивидуальных, самобытных особенностей.[9]
Текст 7. Рассмотренные теории Д.Белла и Э.Тоффлера акцентируют внимание на важных изменениях, происходивших в обществе в XX веке, однако им не удалось полностью избавиться от принципов линейного развития, однонаправленной эволюции социума. Это обстоятельство послужило дальнейшим поискам теории социальных изменений, которая бы отражала трансформации, происходящие в социуме, однако не возводила бы новое социальное состояние в абсолют. Так в 80-90-х годах ХХ века начался новый этап развития идей информационного общества, что связано с теми изменениями, которые произошли в развитии современной цивилизации. В этом плане ключевой является концепция общества сетевых структур Мануэля Кастельса. Кастельс считал, что история есть серия стабильных состояний, сменяющих друг друга, в определенные моменты, революционными трансформациями. И конец XX века есть один из моментов перехода к новому состоянию. Начиная с 1980-х годов информационно-технологическая революция была инструментом, позволившим воплощать в жизнь фундаментальный процесс реструктуризации капиталистической системы. Происходит возникновение новой социальной структуры, проявляющейся в различных формах, в зависимости от разнообразия культур и институтов. Эту новую социальную структуру Кастельс обозначает как информациональное общество. Кастельс проводит разграничение между понятиями информационное общество и информациональное общество. Если в первом случае подчеркивалась роль информации в обществе, то, по мнению Кастельса, передача информации имела критическую важность во всех обществах на протяжении истории человечества. В противоположность этому, термин информациональное указывает на социальную организацию, в которой генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.[10] В условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети. Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность. Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с ее работниками и фирмами, основывающейся на гибкости и адаптируемости, сферы культуры, характеризуемой постоянным расчленением и воссоединением различных элементов; сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной организации, преследующей своей задачей завоевание пространства и уничтожение времени. Кастельс постулирует, что информация есть по самой своей природе такой ресурс, который легче любых других проникает через всяческие преграды и границы, и рассматривает информационную эру как эпоху глобализации, а средством и одновременно воплощением таковой и выступают сетевые структуры, которые представляются наиболее характерным явлением современного мира. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством, и результатом глобализации общества Реструктуризация капитализма и распространение информационализма в глобальном масштабе были нераздельным процессом, но общества по-разному действовали и реагировали на них в связи с особенностями своей истории, культуры и институтов. Поэтому Кастельс считает корректным говорить об информациональном обществе, как характеризуемом общими фундаментальными чертами, чем об обществе повсеместно однородном в новой социальной системе. В информационные технологии М. Кастельс включает «совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании и оптико-электронной промышленности, а также генную инженерию». Таким образом, ядро трансформаций, которые переживает современный мир, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. М. Кастельс очерчивает границы информационно-технологической парадигмы, имеющей несколько главных черт. Во-первых, информация в рамках предлагаемой парадигмы является сырьем технологии и, следовательно, в первую очередь технология воздействует на информацию, но никак не наоборот. Во-вторых, эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности. В-третьих, информационная технология инициирует сетевую логику изменений социальной системы. В-четвертых, информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, когда способность к реконфигурации становится решающей чертой в обществе. В-пятых, важной характеристикой информационно-технологической парадигмы становится конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, когда, старые, изолированные технологии становятся буквально неразличимы. Взятые все вместе характеристики информационно-технологической парадигмы являются фундаментом информационального общества.
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
1.О каких элементах научного познания идет речь в тексте (факт, закон, теория и т.д.)? 2. Какие признаки научности знаний выделяет автор? 3. Какие изменения в язык науки предлагает внести автор текста? Какие понятия он вводит? 4. Какие признаки позитивной философии содержатся в тексте? 5. К какому этапу позитивизма относится данный текст? _______________________________________________________________
|