Студопедия — СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ






С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Статика изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности. Динамика пред-

10 Hall S., Jefferson T. Resistance Through Rituals. Youth Subcultures in Post-War Britain. London, 1976. 1' Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults // ERIC Digest. 2001. ED459325.

ставляет тот же предмет с точки зрения развития его частей, их изменения, функционирования. С точки зрения статики, общество и культура имеют оп­ределенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному.

Таким образом, в культурологии, как и в социологии, выделяются две ос­новные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описы­вает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые опи­сывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет две состав­ляющих — материальную и нематериальную. Материальные памятники куль­туры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные остан­ки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восста­навливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материальным. Таким об­разом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем ин­формации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную,или духовную культуру образуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

Китайская армия из глины — выдающийся объект материальной культуры прошлого (гробница Цинь Шихуанди, 221-207 гг. до н.э.)

Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К при­меру, одежда выполняет две функции — физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных на­родов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.

Исходной клеточкой нематериальной культуры выступают ценности со­циально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Цен­ности представляют также разделяемые многими людьми представления отно­сительно целей, к которым нужно стремится. Для достижения таких целей, принимаемых в качестве ценностей, общество изобрело сложный механизм культурных норм предписаний должного поведения, и социальных санкций, т.е. поощрений в случае соблюдения и наказаний в случае нарушения этих норм.

Культурные нормы кристаллизуются и проявляются в наших привычках (уста­новившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определен­ным действиям и социальным группам и имеющем символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекса, функционирую­щего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение). Все это также входит в структурную матрицу человеческой куль­туры, которую некоторые специалисты называют образом жизни. Образ жиз­ни часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или со­циальной группы.

Культура не только передается от по­коления к поколению, не только усваи­вается или разделяется членами обще­ ства, она еще предписывает то, как они должны себя вести. Поэтому культу­ра — нормативная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Привычка, обычай, эти­кет, церемониал, ритуал — цепочка нормативного поведения в культуре. Традиция — форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

Важную часть культуры, основанную на ценностях, составляют язык, знания, верования и мифы. Миф вымысел о реальных событиях, как буд­то бы они существовали на самом деле в прошлом или настоящем. Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом. Верова­ния — эмоциональная приверженность определенным ценностям или иде­ям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований выступают религии. В религии находят отражение высшие ценности общества о вечном и тварном, жизни и смер­ти, грехе и воздаянии, милосердии и сострадании. По отношению к культу­ре религия выступает: а) ее прародительницей; б) ее квинтэссенцией, т.е. сущностью, выражающей самое главное в культуре. Закрепление религиоз­ных постулатов в виде соответствующих канонов, вероучения, практики богослужения, обрядов, церемоний и культов превращает религию в универ­сальный инструмент развития культуры.

Процесс зарождения, распространения, функционирования и распада культуры выражается специальными понятиями, принятыми в мировой социологии. К ним относятся культурная трансмиссия, преемственность культуры, культурная аккумуляция, культурное истощение, культурная интеграция, культурная дифференциация, культурное разнообразие, куль­турный конфликт, культурное запаздывание. Основа социальной динами­ки — смена традиций, т.е. именно ломка, преодоление культуры.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 906. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия