КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Родоначальник европейской этнографии Э. Тэйлор подходил к культуре как заправский хирург — он препарировал ее органы, разлагая их на составные элементы и комплексы элементов. Культура — это совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Элементы культуры для него — это одновременно отдельные категории материаль- 13 Clarke J.J. On the unity and diversity of cultures // American Anthropologist. 1970. Vol. 72. P. 545-554. ной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы). Все явления культуры Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». По его мнению, «история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных». Его приемы естественно-научного изучения явление культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения и стали составное частью сравнительно-историческогс метода. Элементом культуры может быт! плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во второе случае говорят о культурном комплексе Культурный комплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных Примером служит спортивная игра, е частности, футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обряда инициации. Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы. Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т.д. В отношении приемлемости понятия «культурной комплекс» в науке продолжаются дискуссии. У него есть как сторонники, так и противники. Одна часть исследователей, как, например, Роберт Тайлор14, не возражают против того, чтобы представлять культуру как совокупность комплексов (sets), которые называются культурными чертами (traits). Культурные черты, или элементы, подобно статусным ячейкам в социальной структуре об- 14 Taylor R.B. Cultural Ways: A Concise Introduction to Cultural Anthropology. Waveland Press, Inc., 1988. щества (если проводить аналогию с предложенной в «Фундаментальной социологии» моделью), функционально связаны между собой и потому составляют единое целое. При этом связи между элементами могут осознаваться людьми, а могут и не осознаваться — от этого они не перестанут существовать. Правда, культурные черты имеют особую природу, весьма отличающую их от природы статусов в социальной структуре. Дело в том, что культурные черты суть не что иное как культурные обычаи, в основе которых лежат человеческие привычки. Все, что мы совершаем в повседневной жизни, происходит только привычным образом, автоматически, помимо нашего сознания. Даже изобретая новую теорию или придумывая оригинальное произведение, мы по ходу дела постоянно опираемся на привычные ходы мысли или привычные чувства, появившиеся в нас когда-то раньше, отложившиеся в нашей памяти и бессознательном. Иначе и быть не может, иначе невозможно построить культуру. Внутри любой культуры элементы-обычаи связываются друг с другом в целые комплексы, которые, в свою очередь, находятся друг с другом во взаимосвязи, формируют целостную культуру. Культурные элементы функционально связаны в том смысле, что множественность членов общества учитывается в умах как связь, независимо от того, сознают они это или нет. Функциональную взаимосвязь обеспечивает им принадлежность к одной и той же культурной теме, например, стадиону, одежде великосветской дамы, рыцарским доспехам или современному музею. Культурная тема объединяет под своим крылом ряд родственных элементов-обычаев (при этом обычай понимается в широком смысле, поскольку любой материальный артефакт, скажем стол, может также считаться обычаем, ибо он создан на основе общепринятых требований и норм), образующих в совокупности некий культурный комплекс — тот же стадион или музей. В традиционной культуре таких тематических образований меньше, в современной — больше, но и профессий в доиндустриальном обществе было немного, а в постиндустриальном их насчитывается десятки тысяч. С точки зрения статики, общество и культура имеют определенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному. Общество, описанное через его социальную структуру, предстает взаимосвязанной совокупностью статусов (рис. 1), а культура, описанная через ее структуру, предстает как взаимосвязанная совокупность артефактов (рис. 2).
Рис. 1. Социальная структура общества Рис. 2. Структура культуры Некоторые культурологи предлагают отказаться от понятия культурного комплекса, в частности, классик современной культурной антропологии американец Лесли Уайт (1900-1975), и считают возможным выделять следующие структурные элементы культуры. Культура — это внутренне орга- низованная система явлений, которые целиком зависят от символов. При этом явления подразделяются на: ♦ действия (поведенческие схемы); ♦ объекты (орудия и предметы, созданные ими); ♦ идеи (верования, знания); ♦ чувства (установки, ценностные ориентации). Такой схемой вполне можно руководствоваться в социологическом исследовании. Она не противоречит общепринятой точке зрения, а скорее ее дополняет. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем оперировать той и другой. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная со вокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным культурным комплексом — культурное наследие.
|