ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ Москва ИНФРА-М В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТОМ XI
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. — М.: ИНФРА-М,2007.- 1104 с: ил. ISBN 5-16-002796-3 (т. 11) ISBN 5-16-001547-7 Одиннадцатый том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен одной из самых важных сфер общества — культуре. Наряду с ней рассмотрена религия — важнейшая составляющая любой культуры и любого общества. В качестве составной части культуры особое внимание уделено субкультуре, включающей ряд ценностей доминирующей культуры. В первом разделе подробно рассмотрены основополагающие понятия, касающиеся культурной статики, типологии культур, взаимоотношению цивилизации и культуры, культурной макро- и микродинамики, функций и дисфункций культуры, а также феномены массовой и поп-культуры. Во втором разделе детально рассматриваются сущность религии и ее роль в мире, дан обзор религиозных воззрений классиков социологии, представлен анализ мировых религий, а также перечень и содержание основных институтов религиозной практики, взаимоотношений церкви и государства, затронуты проблемы язычества. В третьем разделе дан краткий анализ наиболее значимых на сегодня субкультур — уличной, воинской и армейской, наркотической, а также субкультур мафии и тюремной. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными проблемами социологической науки. УДК 316(075.8) ББК60.5я73 ISBN 5-16-002796-3 (т. И) ISBN 5-16-001547-7 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2007 ПРЕДИСЛОВИЕ Из четырех сфер общества, о которых говорилось в предыдущих томах «Фундаментальной социологии — экономической, политической, социальной и культурной, — только последняя своими достижениями позволяет нам гордиться своей страной. Экономика архаична и неконкурентоспособна на мировом рынке. Она целиком зависит от экспорта сырья. Политика всегда строилась на базе авторитарных и тоталитарных режимов, которые внушали миру страх и ужас. Даже военные успехи — превосходное вооружение, экспортируемое в десятки стран мира, — результат труда ученых, а не политиков. Отличительной чертой социальной сферы является низкий уровень жизни населения и крайне неэффективные социальные реформы правительства. И лишь культурные достижения страны — литература, живопись, музыка, балет, народное искусство — тот брэнд, который признан во всем мире, не знает себе равных. Но задача социологов, в отличие от культурологов, изучать не успехи и достижения в области культуры, а выявлять ее проблемы и противоречия. Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали экономических отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явле- V ние или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не только как система верований и специальных обрядов, но прежде всего как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей. С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для упоаребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность социальных навыков и умений. Активное внедрение в повседневную жизнь информационных технологий несоизмеримо расширило возможности человека и радикально изменило облик современной культуры. Благодаря им миллиардам людей на планете удалось получить доступ к культурному опыту других народов, познакомиться с традициями и обычаями иных обществ. Подобные процессы, получившие название информационной и культурной глобализации, формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к мировому сообществу. Встреча с чужой культурой может происходить на чужбине и у себя дома. В одних случаях люди едут в качестве эмигрантов, беженцев, туристов или гастарбайтеров на встречу с чужеземной культурой, пытаясь с ней познакомиться, адаптироваться к ней, ассимилироваться в ней или каким-то иным способом сделать ее своей родной. В тех случаях, когда люди остаются на месте, иностранная культура приходит к ним сама, захватывая их (завоевание, колониализм). В более мягких формах это культурная глобализация, иногда именуемая вестернизацией, американизацией, макдональдизацией. Люди оказываются в мире, совершенно чуждом их родной культуре. Чаще всего вторжение чуждой культуры и насильственная ассимиляция вызывают у населения то, что социологи описывают понятиями культурного шока, стресса аккультурации и культурной травмой. VI ется от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Вторая часть настоящего тома посвящена религии. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) — это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера. Религия — составная часть любой культуры и любого общества, существующих ныне или когда-то существовавших на земле. Как нет общества без социальной стратификации, так нет и общества без религии. Только везде они разные — как общества, страны и культуры. Но всех их объединяет вера в сверхъестественные силы, которые могут принимать образ духов предков, богов и божеств, Бога и дьявола, ангелов и демонов и т.п. Человеческая культура построена на иерархическом принципе разделения высших и низших, всемогущих и беспомощных. Человеку, как правило, отводится роль последнего, а таинственным небесным силам — роль первых. Отсюда вторая особенность любой религии — преклонение низших перед высшими, беспомощных перед всемогущими. Иерархия — небесная или земная — лежит в основании как социальной стратификации, организующей и упорядочивающей социальную структуру общества, так и религии, которая выступает источником и стержнем человеческой культуры. Религия — один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древний) институтов человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии. Причина тому — идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы видели важнейшую культурную миссию науки в уничтожении религиозного мировоззрения, замене его системой взглядов, объясняющей все действием материальных законов и причин. Своеобразие же социологического подхода к исследованию религии выражается в признании того, что наша наука не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии Бога, а, значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Выражаясь афористически, социология говорит не о том, что сделал с человеком Бог, а о том, что с ним делает человек — в своей повседневной жизни и во всемирной истории. Последние 15 лет отмечается возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни России. Множится число верующих, открываются восстановленные и вновь построенные храмы. Как показывают многочисленные исследования, церковь является общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение со стороны населения России. Активно осуществляется свободная, все расширяющаяся деятельность Церкви в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской. Авторы благодарят за помощь в работе студентов и преподавателей российских вузов: СВ. Трофимова, А. Беседину, К.В. Смоляр, Д.Ю. Дученко, М.А. Симонову. VIII РАЗДЕЛ I
|