Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современная философия





Современная философия – это, на настоящее время, последний этап в развитии западноевропейской философии (включая США), отсчет которого начался, приблизительно, со второй половины XIX в. Понятие «современная философия» имеет не только и не столько конкретно-хронологическое значение (т.е. оно не сводится к поверхностно-тавтологическому определению «современной философии» как такой, которая «современна» просто потому, что существует «сейчас»), сколько выражает те принципиально новые черты и особенности философии, которые характерны именно для данного этапа её развития и которых нет в Новое время.

Современная философия, именуемая также «неклассической» отличается от «классической», т.е. философии Нового времени, прежде всего, тем, что здесь изменилось понимание места и роли разума как орудия предназначенного для отыскания «истины». В классической новоевропейской философии человеческий разум, понимаемый как способность к формально-понятийному осмыслению данных, позиционировался в качестве самодостаточной последней инстанции, опираясь на которую возможно достижение несомненной и абсолютной истины в любой области человеческого знания (парадигмальные образцы такой интерпретации – теории познания Декарта, Гегеля, Канта). Для неклассической философии характерно, во-первых, признание несамодостаточности разума в антропологическом плане (оказывается, что разум и сознание не автономные сущности, а всего лишь определенные функции и структуры, которыми наделен человек и которые тесно связаны и зависят от его других конститутивных психосоматических особенностей). Во-вторых, понимание того, что разум неавтономен также и в историко-социальном плане. Иными словами, не может быть высшего этапа в развитии разума, т.е. такого, когда он, как Абсолют, сможет, наконец, встать над вечно меняющейся историко-социальной реальностью как определяющей его действительностью, так как последняя первична по отношению к нему, а он есть лишь её определенный, конкретный и исторически обусловленный продукт.

Обозначенное изменение понимания в философии статуса разума привело также к изменению самой философии, суть которого, если кратко, может быть выражена посредством предложенной современным французский философом Ж.-Ф. Лиотаром постмодернистской формулы «конец метарассказов».

Основанная на представлении о разуме как о высшей способности, который, опираясь на свойственные ему формально-понятийные структуры, способен проникнуть в последние тайны бытия, понять и описать в законченной и рациональной форме все «как есть», философия Нового времени предстала в виде соответствующего ряда целостных, законченных и рационально упорядоченных систем. В основе этих систем лежала интуиция какой-либо первичной истины, опираясь на которую предполагалось далее эксплицировать знание «обо всем», сообщая, тем самым, истину в последней инстанции.

Констатация феномена антропо-социальной и исторической обусловленности разума привела к краху идеи метарассказа как последнего и окончательного рассказа разума обо всем. Философские системы, понятые в описанном выше смысле, – это и есть такие «последние» и «окончательные» рассказы обо всем, т.е. «метарассказы», а «постмодерн» – это не что иное, как «недоверие в отношении метарассказов»[28].

Принимая во внимание сказанное, следует учитывать, что современная философия существует не только в отрицательном модусе, как деконструкция прежних претензий, но она также выступает и в положительном форме, содержание которой эксплицируют, в первую очередь, такие новые антропопсихологические и социально-лингвистические подходы и констатации, как «установка сознания» (феноменология), «языковая игра» (аналитическая философия), «дискурс» (постмодернизм).

Проблематика современной философии возникает не только в процессе имманентного саморазвития последней, но, в значительной мере, она является реакцией и осмыслением соответствующих социально-культурных трансформаций и, прежде всего, тех, которые связаны с последовательными переходами соответствующих обществ к стадиям индустриального и постиндустриального развития. В частности, философия постмодернизма, где особое место уделяется анализу потоков информации, является примером попытки такого осмысления.

Начало неклассической философии связывают, чаще всего, с работами Артура Шопенгауэра (1788 – 1860) и Фридриха Ницше (1844 – 1900). Главной новацией Шопенгауэра было обращение к феномену «воли» как манифестации жизненного порыва (поэтому Шопенгауэр – один из основателей нового направления философской мысли – т.н. «философии жизни»), проявляющегося в стихийном самоутверждении всего живого в его борьбе как против мертвой материи, так и других форм жизни. «Ум» – о котором только и говорили философы прежде, – по мнению Шопенгауэра, является все лишь средством, орудием воли. Логика ума – это лишь эффективный механизм достижения целей: тот, кто её лишен, вынужден для реализации своих целей опираться только на врожденные программы поведения, поэтому он менее мобилен и менее эффективен, «глупее» и, в конечном итоге, всегда проиграет в борьбе. Поэтому главное не «ум», а воля, ибо именно последняя определяет желания и цели, задавая в качестве естественных переживаний субъекта то, что он «хочет» или что ему, например, «противно». Интеллект со своей логикой приходят уже потом и лишь для того, чтобы только реализовать зависящие от воли ценности.

Что касается Ницше, то его главная заслуга состоит в разоблачении концепции априорной морали (во что, например, так верил Кант и вместе с ним все «Просвещение») как абстактно-внеисторической фикции, в основе которой лежит абсолютизация конкретного вида морали и одновременно забвение её истоков. Ницше исследовал проблему генеалогии морали и показал, что «хорошее» и «плохое» – это не обязательно «полезное» и «вредное» (как полагают утилитаристы), что «бедные», «угнетаемые» и «слабые» – это не обязательно «добрые» (соответственно, «злые» – это не всегда «сильные») и дело, скорее, обстоит наоборот («злые» – это как раз слабые, ибо их энергии только и хватает на «негодование», но не на протест и самоутверждение). Злые и слабые, правда, по мнению Ницше, с целью самолегитимации додумались до утверждения своих нравственных императивов в качестве всеобщих ценностей (т.н. «ressentiment» – восстание рабов в морали, когда источником ценности является слабость).

Тема критики логики как универсального средства познания находится в центре внимания Анри Бергсона (1859 – 1941). По его мнению, логика нашего мышления – это логика «твердых тел», которая возникла в связи с необходимостью приспособления к жизни в условиях дискретной, а не континуальной среды. Данная логика прекрасно подходит для оперирования в рамках такого мира, но совершенно не годится для понимания жизни сознания как континуального, целостно-связанного и непрерывного ряда смыслов, в основе которого лежит постоянное взаимообращение, рекурсия содержания памяти и представлений. Жизнь сознания, по мнению Бергсона, может быть постигнута только на путях интуитивно-непосредственного «схватывания» его содержания и она недоступна для дискурсивно-логических приемов.

Феноменология – это направление, без представления о котором не имеет смысла говорить о современной западной философии в континентальной её версии (Германия, Франция). Согласно основателю этого направления философской мысли Эдмунду Гуссерлю (1859 – 1938), феноменология – это аналитика беспредпосылочного сознания. «Внешний мир» в силу того, что он как непроясненная данность может выступать источником вторичного, а потому навязываемого смысла (представление об изначальной объективности «внешнего мира» – это дофилософски наивная «естественная» установка сознания), в рамках феноменологического типа философствования выносится за скобки (т.н. «феноменологическая редукция»). То, что в результате этого остается – это и есть чистое беспредпосылочное сознание. Важнейшей функцией сознания является интенциональность, т.е. направленность сознания на что-либо. Большинство данностей сознания имеют ноэмо-ноэтическую природу, т.е. представляют собой психическое, виртуальное единство, с одной стороны, акта сознания как направленности на что-то, внимания к чему-либо (ноэтический момент, т.н. «ноэза») и, с другой стороны, – предмета сознания, т.е. того, на что именно внимание направлено (т.н. «ноэма»).

Открытие в феноменологии интенциональности имеет большое значение для таких областей социогуманитарного знания, как антропология и теория культуры. На основе этого открытия оказывается возможным как более глубокое понимание специфики человека как особого вида живого вообще, так и, в частности, лучшее осознание причин появления и длительного сохранения в культурах (несмотря на все попытки разоблачения со стороны «Просвещения») такого социально-психологического феномена, как религия.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) на основе феноменологического подхода дал интерпретацию бытия в соответствии с модусом временности как специфически-человеческим способом отношения к миру. Тем самым, он оспорил трактовку предельной реальности в версии Гегеля, согласно которой бытие тождественно мысли и поэтому может быть без ущерба для своего содержания понято и эксплицировано в форме логической дедукции понятий.

Феноменологический подход оказал большое влияние на развитие такого направления философии XX в., как экзистенциализм. Исходная установка последнего на понимание человеческого бытия не как сущности в смысле раз и навсегда определенной субстанции, а как процессии между бытием и ничто может быть понята как вариант специфически антропологической тематизации принципа интенциональности, который используется в рамках самой феноменологии в связи с аналитикой чистого сознания. В частности, по мнению Жан-Поля Сартра (1905 – 1980) человек – это такое существо, у которого существование предшествует сущности и поэтому он никогда не «есть», но всегда «становится». Особые жизненные ситуации, о которых говорит Карл Ясперс (1883 – 1969), т.н. «пограничные ситуации», в ходе которых происходит переинтерпретация реальности и, прежде всего, своего «Я» и отношения к миру, могут быть также поняты как психолого-антропологические вариации феноменологических тем интенциональности и установок сознания.

Через призму не субстанциональности, а процессуальности и деятельности реализуется понимание бытия в различных его проявлениях в рамках таких разных направлений философии конца XIX – начала XX в., как прагматизм и марксизм. В частности, согласно одному из основателей американского прагматизма Уильяму Джемсу (1842 – 1910), теории и понятия – суть орудия и инструменты для упорядочивания изначально неструктурированного «потока опыта». Поэтому они должны оцениваться не с точки зрения «абсолютной истины» (о которой, по его мнению, вообще говорить бессмысленно), а с позиции их эффективности (по словам самого Джемса, с позиции их «практической наличной стоимости» – «practical cash-value»), т.е. с точки зрения того, насколько они способствуют решению тех или иных проблемных ситуаций.

Если специфика современной континентальной философии не может быть понята без учета феноменологии, то парадигмой современной англоязычной философии (США и Великобритания) является логико-лингвистический анализ языковых структур.

Проблематика аналитической философии – формально-логический анализ высказываний – изначально была сформулирована в работах Готлоба Фреге (1848 – 1925) как вопрос о различении смысла и значения суждения и затем разрабатывалась в рамках т.н. «логического позитивизма». Основная идея логического позитивизма – анализ высказываний средствами формальной логики с целью выяснения степени их осмысленности – в значительной степени может быть понята как попытка экстраполяции ранее реализованного Бертраном Расселом (1872 – 1970) подхода по определению основных понятий математики в терминах логики. Логический позитивизм был очень влиятельным направлением в англоязычной философии до 50-х годов XX в. и для понимания изначальных причин его появления важно учитывать, что в свое время он возник как оппозиция британскому абсолютному идеализму (ветвь неогегельянства).

Одно из ведущих мест в англоязычной философии с середины XX в. занимает т.н. «лингвистическая философия», основная проблематика которой сосредоточена на исследованиях особенностей функционирования естественных языков. Большое влияние на определение тематики данного направления оказала идея Людвига Витгенштейна (1889 – 1951) о «языковых играх» как целостных и законченных специфически-символических системах межличностной коммуникации, для которых характерны собственные правила и приемы интерпретации знания.

Разработка проблемы «дискурса», по своему смыслу родственной теме «языковых игр», – основная задача философии постмодернизма. В частности, Мишель Фуко (1926 – 1984) обратил внимание на исторически-изменяющийся характер связи «слов» и «вещей» (за внешним сходством предметов мысли в разное время, конкретное содержание мыслей может быть совершенно разным), а Жиль Делез (1925 – 1995) и Феликс Гваттари (1930 – 1992) показали эволюцию форм дискурса внутри единого поля власти.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия