Студопедия — Философия Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Возрождения






Философия Возрождения – это направление философской мысли XIV – XVI вв., которое возникло в Италии и затем распространилось на другие страны Западной Европы. Общий смысл данного философского направления, его основные идеи, могут быть поняты только в рамках более широкого контекста, именуемого «культурой Возрождения».

Важным фактором появления культуры данного типа были серьезные трансформации в сферах экономической, социальной и политической жизни Европы, которые, если кратко, можно выразить в виде формулы «переход от феодализма к капитализму». Смысловым оппонентом «культуры Возрождения» была «культура средневековья», представлявшая собой в социально-экономическом плане систему отношений феодального типа, а в политическом – множество более или менее крупных государственных образований, находившихся в той или иной степени зависимости от католической церкви.

Рост городов, постепенно происходивший в Европе, и связанное с этим развитие капитализма способствовали развитию новых устремлений, выражавшихся, с одной стороны, в требовании личной свободы граждан, а, с другой, – в стремлении к развитию национальной культуры и, в некоторых случаях, к обретению государственного суверенитета. Такие устремления, естественно, должны были быть как-то оформлены, сформулированы в виде каких-либо легитимирующих их представлений. Таким общим представлением призванным занять место старой мировоззренческой идеологемы средневековья («теоцентризма») стал возрожденческий «антропоцентризм», а «философия Возрождения» – это, во многом, и есть его теоретическая разработка.

Хотя само «Возрождение» как культурная эпоха являет собой величайшее достижение Европы – ибо это то, с чего, собственно говоря, началась европейская цивилизация (в современном смысле этого слова, т.е. с её культом личности и свободы), – та философия, которую она породила, представляет собой гораздо менее оригинальное явление, так как последняя в значительной степени является воспроизведением тех идей и систем, которые были разработаны еще в античности. С теоретико-познавательной точки зрения, антропоцентрические и натурфилософские идеи Возрождения во многом представляет собой возвращение к предшествующей субъектно-объектной, примитивной мифологической установке сознания, выражающейся, в частности, в обожествлении сил природы. Однако они всё же имеет определенную ценность, так как, хотя бы и в такой форме, но здесь опять был явлен живой и самостоятельный интерес человека к миру и самому себе.

Наиболее популярной философской системой античности в период Возрождения был неоплатонизм, что связано с тем, что эта система лучше, чем какая-либо другая может служить для выражения интуитивно-иррационального устремления «человека Возрождения» как личности, которая желает творить мир «как бог» и при этом еще стремится к непосредственному контакту с последним. Если Фома Аквинский, главный теоретик католической церкви, опираясь на Аристотеля, разработал сложную систему дистинкций, в результате чего мир предстал в виде жесткой иерархии с богом наверху и всем остальным внизу, то в рамках неоплатонизма можно было выразить идею непосредственной близости, а то и тождества мира и бога. В частности, по мнению Марсилио Фичино (1433 – 1499), итальянского философа-неоплатоника, главным выражением и условием вселенского единства является Душа как «третья сущность», которая может сочетать всевозможные виды и уровни реальности, стягивая в себя противоположные начала бытия, так как она – «центр природы, средоточие всех вещей, цепь мира, лик вселенной, узел и скрепа мироздания». Причастная богу и ангелам, телесному и земному душа может как подниматься к первым, так и опускаться к последним, осуществляя тем самым подвижную связь всех ступеней бытия. Наделенный такой душой человек является полновластным хозяином внешней, материально-природной жизни. Он ощущает себя свободным творцом, от воли которого зависит все, что его окружает, «своего рода богом», способным произвести из себя целый мир, перевоплощая и преобразуя объекты и отношения действительности.

Если для средневековья природа была чем-то ненастоящим, в лучшем случае символом сотворившего все начала, то в эпоху Возрождения за ней вновь признается реальность. Природа, телесность вызывают интерес и их хотят исследовать, используя, правда, при этом приемы и методы досубъектно-объектной мифологической установки. Натурфилософия Возрождения с точки зрения ее методологии – это, во многом, магия, в основе которой лежит представление об одушевленности всего и которая, по сути, является совокупностью методов «междушевного» взаимодействия. В частности, по мнению Теофраста Парацельса, алхимика и врача (1493 – 1541), через все мировое целое проходит одна всеобщая сила – божественная «мировая душа», а в каждом единичном существе, кроме того, есть еще индивидуальная сила, т.н. «архей», от которого зависит «жизненный дух» этого существа. Болезнь – это угнетение архея чужим археем, а лечение – это «усиление» родного архея. Поскольку весь мир полон добрых и злых духов, врачебная наука должна состоять в знании их, а практика – в укреплении первых и подавлении вторых. В силу того, что повсюду, в конце концов, господствует одна и та же мировая сила, существует и средство к её усилению, т.н. «панацея», т.е. лекарство, которое помогает от всех болезней.

Космологические концепции Возрождения, хотя и содержат новые по сравнению со средневековьем идеи, однако они также еще полны антропоморфно-мифологическими представлениями. В частности, по мнению Джордано Бруно (1548 – 1600), Вселенная – это не замкнутая сферическая целокупность, в которой есть абсолютные «верх» и «низ», а бесконечное и состоящее из множества отдельных миров пространство, которое не имеет ни границ, ни центра. Такова она потому, что, во-первых, мыслить мир конечным противоестественно для разума (если мир конечен, то что же находится за его концом, за границей?), а, во-вторых, потому, что всемогущему Богу в качестве его естественного предиката должно соответствовать бесконечное пространство.

В период Возрождения начинается также пересмотр основных представлений об обществе. В частности, взамен средневекового учения о праве как божественном установлении начинает разрабатываться идея естественного права как закона, который может быть выведен из человеческой природы. Никола Макиавелли (1469 – 1527), самый известный политический мыслитель Возрождения, обосновывает идею неподчиненного римской церкви национального государства. Томас Мор (1478 – 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) создают проекты совершенного общественного строя, который может быть достижим уже в этом мире.

Эпоха Возрождения – это не только возобновление античной традиции (Италия), но также и религиозная реформация как приведение католического христианства в соответствие с Библией (протестантизм, первоначально в Германии). Один из основных принципов Реформации – «sola fide» (спасение только верою) – нашел свое отражение в разработке ряда философских концепций, в основу которых была положена интуиция мистицизма. Самым известным примером этого является творчество Якоба Бёме (1575 – 1624). Связь мистики как особой установки сознания на безсубъектно-объектную интерпретацию реальности и принципа sola fide состоит в том, что в основе последнего также лежит представление о возможности непосредственного контакта человека с Богом.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия