Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская философия





Русская философия – это совокупность идей и концепций философского характера, сформулированных в рамках отечественной культуры на всем протяжении ее развития. Начало формирования философской традиции в России принято связывать с утверждением христианства на Руси (X в.). Следует отметить, что вплоть до XIX в. в России не была разработана ни одна сколько-нибудь оригинальная философская система. В силу этого история философской мысли Киевской и Московской Руси, а также Российской империи до XVIII века – это история, во-первых, хотя и творчески-своеобразного, но все-таки усвоения интеллектуально-культурного потенциала христианства, которое протекало в форме становления и развития богословской традиции православия. Например, один из ярких эпизодов этого – полемика в XV – XVI вв. между иосифлянами и нестяжателями. Во-вторых, это ряд экспликаций социально-философского характера, связанных с проблемой позиционирования русской культуры и государственности в рамках общеевропейского культурного контекста (в частности, восходящая к XVI в. теория «Москва – Третий Рим»). XVIII в. (преобразования Петра I) – время, когда в России начинается усвоение идей светской философии (например, увлечение Екатерины II идеями Вольтера).

Философия России XIX – XX вв. – это время, когда создаются более-менее целостные системы философской мысли, некоторые из которых представляют собой попытки выражения в дискурсивной форме таких основных интуиций православного христианства, как «всеединство», «соборность», «богочеловечество» (славянофилы, философия «серебряного века»). Кроме этого разрабатывались также системы, в основе которых лежали попытки творческого усвоения и развития традиции светской (западники), преимущественно позитивистской и материалистической философии Западной Европы (народники, философия диалектического и исторического материализма в СССР).

Владимир Соловьев (1853 – 1900) – автор первой в России оригинальной и целостной философской системы, т.е. такой, где исходя из единого принципа были разработаны проблемы онтологии, теории познания, антропологии, философии истории, этики и эстетики. Соловьев – философ-идеалист, в методологическом плане тесно связанный с диалектикой Гегеля, а в онтологическом – с идеями неоплатонизма, для которого реально существующее – это не эмпирическая данность как множество отдельных вещей и процессов, а идеальное единство всего сущего как изначальная целостность (всеединство). С точки зрения Соловьева, Всеединство = Абсолют = Бог есть начало всякого тварного бытия, Всё и Ничто. «Абсолютное есть ничто и все – ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь»[29]. Соловьев – пантеист. Для него Бог = Абсолют – это не трансцендентный миру креационист, целиком и полностью находящийся вне мира. «Мир» как множественный Хаос природы есть Другое Бога, отпавшая в результате творения часть, которая будучи ведома присущей ей «мировой душой» = Софией стремится назад, к единству.

Онтология Соловьева согласуется с соответствующей ей гносеологией и предопределяет её. Философ, в частности, критикует методологию позитивизма за её деконструкцию онтологии и за субъективизм. Он отмечает частную, а не универсальную значимость этой методологии и взамен нее предлагает концепцию «цельного знания» т.е. такого, в основе которого лежали бы не отдельные, изолированные формы знания (либо рассудок, либо опыт, либо воля), а их изначальное единство.

Идея всеединства в значительной мере предопределила и социально-философские воззрения Соловьева. Например, его мысли о т.н. «русской идее» как мессианском призвании России, которая, руководствуясь христианской религией богочеловечества, призвана снять в окончательном единстве односторонние крайности, в которые впали в своем развитии Запад (где наряду с реализацией индивидуальной свободы утвердился «безбожный человек») и Восток (где религиозное начало сохранено, но личное подавлено в пользу «бесчеловечного божества»).

Соловьев был первым, кто глубоко – на уровне систематической связи – продумал такую связь феноменов бытия и установок познания, которая позднее стала парадигмальной для русской философской традиции, работающей в рамках интуиции православного христианства. Базовые идеи и подходы Соловьева – примат онтологии всеединства как неразрывной целостной связи и как цели всего, критика традиции западной философии за абсолютизацию отвлеченных начал (в том числе, за гипертрофированную роль гносеологической проблематики и, соответственно, субъекта познания), вторично-лигитимирующий статус теоретико-познавательных проблем в собственной философии по сравнению с проблемами онтологии – неоднократно воспроизводились в ходе развития русской философии и могут быть легко обнаружены, например, в творчестве Семена Франка (1877 – 1950) и Николая Лосского (1870 – 1965).

У Франка, в частности, разработка теоретико-познавательных проблем преследует цель продемонстрировать изначальную цельность, связанность и слитность бытия, которая не может быть адекватно выявлена посредством методологии дискурсивного (формально-логического) познания, но зато может быть эксплицирована на путях эстетического созерцания или посредством осмысления феномена коммуникативного взаимодействия «я» и «другого».

Философия Лосского в целом может быть понята в рамках очерченной парадигмы, хотя, одновременно, в ней содержатся и элементы ее критики, направленные, в первую очередь, против чрезмерной абсолютизации принципа всеединства в пользу личной свободы. Гносеология Лосского – это интуитивизм, исходной интенцией которого является критика абсолютизации роли субъекта в философии Канта и стремление к целостной, вне субъектно-объектной форме знания. Интуитивизм в гносеологии здесь вполне последовательно сочетается с персонализмом в сфере антропологии. Используемое философом понятие «субстанционального деятеля» во многом является реактивацией и творческой интерпретацией идеи «монады» Г. Лейбница.

Экзистенциально-персоналистическая проблематика занимает ведущее место в творчестве таких философов, как Лев Шестов (1866 – 1938) и Николай Бердяев (1874 – 1948). По мнению Шестова, истина человеческого бытия, её трагизм не могут быть постигнуты посредством умозрительных умозаключений, а достижимы лишь на путях личной религиозной веры. Специфика персонализма Бердяева заключается в том, что философ придавал свободе и творчеству особый, метафизический статус, признавал их первичность по отношению к природному и человеческому бытию и их независимость от бога. В связи с этим философия Бердяева вполне может быть соотнесена с близкими по духу идеями, которые высказал французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр.

Одной из производных религиозной традиции философствования в России является т.н. «русский космизм» (в частности, творчество Н. Федорова и К. Циолковского), основная идея которого состояла в использовании современных технических средств для ускоренной реализации религиозных заветов и, прежде всего, для спасения всех тех, кто был предназначен к вечной жизни.

Сквозная тема отечественной социальной философии – это вопрос о том, принадлежит ли Россия культуре Запада или нет? Согласно позиции славянофилов (XIX в.), такие черты российской культуры, как крестьянская община, а не индивидуальные хозяйства (социально-экономический план), православие и соборность, а не рационализм и индивидуализм католицизма и протестантизма (духовно-идейный план), самодержавие как единственная сила способная противостоять центробежным тенденциям, а не демократический федерализм (область политики) со всей очевидностью показывают, что Россия – это не Запад и у нее особый путь. По мнению же западников, наоборот, Россия – это часть европейской культуры, хотя и отстающая, а все перечисленные особенности есть, скорее, прискорбные факты, которые необходимо изжить.

«Диалектический и исторический материализм» – это единственная официальная и санкционированная государством философия в СССР с 20-х г. XX в. до 1991 г. Его основным недостатком как направления все-таки философской мысли было то, что, будучи ветвью гегельянства, этот тип философствования применительно ко многим областям человеческого знания в XX в. уже устарел и поэтому не мог выступать в качестве эвристически значимой парадигмы познания. Существенным недостатком этого типа философии было неоправданно широкое использование диалектического метода. В особенности в связи с попытками интерпретации на его основе философских проблем природы.

Контрольные вопросы

1. Что такое философия и какой у неё предмет?

2. Что общего и чем отличается философия от таких форм человеческого знания, как «наука», «искусство» и «религия»?

3. Что такое «мировоззрение» и как это понятие может быть соотнесено с философией?

4. Перечислите основные школы и идеи индийской философии.

5. Какие взгляды являются основой для разногласия между конфуцианством и даосизмом?

6. В чем состоит специфика античной философии, какие проблемы в ее рамках были осознаны и кто именно ставил и решал эти проблемы?

7. В чем заключается своеобразие «восточного перипатетизма» и какие арабо-мусульманские философы являются его характерными представителями?

8. Каково место философии в системе знаний европейского средневековья и какие проблемы философского характера существовали в этот период?

9. Какова специфика и проблематика философской мысли в период Возрождения и какие доктрины философского характера были актуальны тогда?

10. Каковы предпосылки и основные проблемы философии Нового времени и какие именно решения были предложены в рамках характерной для нее проблематики?

11. Почему современная философия называется «неклассической», в чем ее специфика и каковы основные направления развития?

12. В чем специфика и какие проблемы характерны для русской философской мысли?








Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 883. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия