Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пространство и время. Пространство – это протяженность, длина чего-либо; время – это длительность, продолжительность существования чего-либо





Пространство – это протяженность, длина чего-либо; время – это длительность, продолжительность существования чего-либо. Рассматривая вопрос о пространстве и времени необходимо, прежде всего, различать два относительно независимых друг от друга контекста, в связи с которыми принято говорить о них. Во-первых, о пространстве и времени можно говорить в связи с объективной и существующей независимо от сознания физической реальностью и, во-вторых, в связи с субъективной или психической реальностью.

Пространство в физическом смысле – это характеристика размерности и местоположения объектов и процессов в рамках какой-либо системы координат. Время в физическом смысле – это характеристика длительности существования или частоты изменения объектов и процессов в рамках какой-либо системы координат.

Философский вопрос о пространстве и времени – это вопрос об их природе или, другими словами, вопрос о том, существуют ли последние как самостоятельная и независимая от материи реальность или же, наоборот, пространство и время – это лишь свойства материальных вещей и процессов.

Эволюция представлений о пространстве и времени в истории философии может быть выражена в виде формулы «переход от субстанционализма к атрибутивности». Ранее достаточно широко (хотя и не исключительно) было распространено представление о пространстве и времени как о субстанциональных формах, т.е. как о чем-то таком, что существует само по себе, как особые виды бытия, которые не зависят ни друг от друга, ни от чего-либо еще. Современному уровню понимания природы пространства и времени соответствует представление о них как о свойствах, атрибутах материи, которые без нее не существуют.

Субстанциональное представление о пространстве – это представление о нем как о неком «вместилище», объеме, имеющем длину, ширину и высоту, которое может быть наполнено вещами и внутри которого могут происходить какие-либо явления и процессы, но которое также существует и само по себе, без этих вещей и процессов. Аналогично субстанционалистски понятое время – это чистая длительность, продолжительность сама по себе, существующая безотносительно к чему-либо.

Субстанциональное понимание пространства и времени – это, по существу, следствие абсолютизации некоторых моментов практически-обыденного восприятия реальности. Например, когда человек входит в комнату и смотрит на расположенные там вещи или, тем более, хочет разместить там другие, мысленно представляя, поместятся ли они там или нет, то в данном случае вполне естественным будет представление о пространстве комнаты как о чем-то существующем самом по себе, абсолютном и неизменном, внутри которого может быть что-то расположено, но что при этом само, естественно, не изменяется.

Впрочем, в рамках этого примера хорошо просматриваются и психологические предпосылки атрибутивного восприятия пространства. Размещенные в комнате вещи фактом своего расположения так или иначе задают, как бы организуя, пространство внутри помещения. В зависимости от их расположения комната может казаться как «большой и просторной», так и «тесной и маленькой».

Примером субстанционального понимания пространства являются взгляды Демокрита, согласно которому атомы движутся в пустом и независящем от них пространстве. Согласно же Аристотелю, наоборот, пространственная характеристика тела, его место, определяются исходя из тела как чего-то первичного, а не наоборот: «граница объемлющего [тела] – это и есть место. …Место [существует] вместе с предметом, так как границы [существуют] вместе с тем, что они ограничивают»[43]. По мнению Аристотеля, физический мир это совокупность множества тел, и никакого единого и универсального пространства вне этого мира существовать не может.

В Новое время получила широкое распространение противоположная точка зрения, согласно которой пространство существует само по себе как однородная и изотропная протяженность, где направления равны и среди них нет выделенных. Поэтому, нет и абсолютных «верха» и «низа», как думали ранее. По мнению одного из создателей классической механики английского физика Исаака Ньютона (1642 – 1727), «абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным»[44]. Время Ньютон определял сходным образом: «абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью»[45].

Ньютоново пространство и время – это, по существу, абсолютная система отсчета, которая играет важную роль в классической механике, так как на ее основе предполагается возможность точного расчета процессов взаимодействия между телами. Проблема однако в том, что эта система отсчета была истолкована онтологически. Следствием такого понимания пространства и времени явилась гипотеза о т.н. «эфире» как особой материальной субстанции и одновременно неподвижной системе отсчета, внутри которой располагаются все тела. Существование эфира было опровергнуто в 1880 г. в ходе эксперимента Майкельсона-Морли, результатом чего стало начало пересмотра представлений о пространстве и времени как о чем-то абсолютном и неизменном. В результате этого пересмотра возникло современное понимание, согласно которому пространство и время – это не автономные субстанции, а свойства материи, которые завися от ее других характеристик.

В частности, согласно сформулированным в начале XX в. А. Эйнштейном специальной и общей теориям относительности, не существует абсолютной одновременности событий (т.е. нет абсолютного времени, которое везде течет одинаково). Измеряемая величина временного промежутка, в течение которого происходит событие, и фиксируемая длина объекта зависят от разности скоростей соответствующих систем отсчета. Геометрические свойства пространства (величина его кривизны) зависят от силы гравитационного тяготения. Поэтому между т.н. «евклидовой» и «неевклидовыми» геометриями в действительности нет никакого противоречия, так как это разные теоретические модели пространства: первая исходит из гипотезы его нулевой кривизны, а во второй кривизна всегда отлична от нуля (пространство выпукло или вогнуто). Эти модели, соответственно, предназначены для описания разных типов физических пространств.

Согласно релятивистским представлениям пространство и время зависят друг от друга. В специальной теории относительности фиксируется, что при определенных условиях происходит как замедление времени, так и сокращение длины, т.е. пространство и время связаны между собой. Исходя из этого, немецкий математик Герман Минковский (1864 – 1909) предложил математическую модель единого 4-мерного континуума, где пространство и время рассматриваются в комплексе. Пространственно-временной континуум Минковского представляет собой 4-мерное множество, три измерения которого пространственные, а одно – временное. Точка в 4-мерном континууме (t,x,y,z) – это событие, которое произошло в момент времени (t) в определенном месте (x,y,z).

Следует заметить, что представление об относительности времени и зависимости его от характеристик соответствующих материальных процессов были известны и до XX в. К подобному выводу нетрудно прийти на основании, например, следующего рассуждения. Представление о том, что время «течет» можно получить, если только происходят какие-либо изменения (что-то началось, изменилось или закончилось). Если так, то время – это характеристика изменения, но если ничего не изменяется, то невозможно говорить и о времени. Поэтому время, как что-то, что существует «само по себе» невозможно даже представить. Подобным образом, рассуждал, например, средневековый теолог А. Августин, который, в частности, прямо говорил, что «не может быть времени, если нет сотворенного»[46].

Что касается фиксируемого на эмпирическом уровне факта необратимости времени (время «течет» из будущего в прошлое, но не наоборот), то причина этого связана с существованием в природе класса необратимых процессов. В рамках локальных моделей действительности, в частности, с точки зрения классической механики время обратимо, так как все процессы здесь могут быть повернуты «вспять». Например, двигающийся по орбите вокруг планеты спутник может вращаться как в одном направлении, так и в противоположном и это никак не скажется на структуре данной системы как целого. В случае рассмотрения мира с позиции молекулярно-кинетической теории (как хаотического движения атомов) необратимость процессов не невозможна, а маловероятна, так как реализуется, как правило, статистически более вероятные события. Например, вышедший из трубы дым может в нее вновь вернуться – это не невозможное, но крайне маловероятно.

Исходя из того, что время – это характеристика изменения объектов, в рамках локальных моделей действительности вполне допустимо говорить о замедлении, остановке времени или даже его движении вспять. Например, вирус считающийся простейшей формой жизни, не имеет собственного механизма обмена веществ и неспособен самостоятельно размножаться. Вирус – паразит, т.е. организм, который использует функции другого организма для реализации собственного механизма жизнедеятельности. Соответственно, вирус, который находится вне клетки другого организма, не изменяется (не может размножаться), поэтому рассматривая вирус можно говорить о как бы локальном замедлении времени.

Время, понятое в связи с биологическими моделями, это не одно и то же, что и время физических моделей действительности. Например, относительно отдельного организма можно говорить о начале и конце его индивидуального времени[47] (рождение и смерть) тогда как к физическим моделям такие характеристики неприменимы.

Следует заметить, что на специфичность и локальность моделей времени обращали внимание многие мыслители. В частности, по мнению французского философа Анри Бергсона, «вполне допустимо, что существуют различные, т.е. обладающие различным ритмом, длительности»[48].

О пространстве и времени можно говорить не только в физическом, но и в психологическом смысле, имея в виду особенности психологического восприятия последних. На этот факт обратил внимание, например, австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838 – 1916), который писал о том, что «ощущение времени … весьма вероятно … находится в некоторой связи с тем, … что мы ощущаем как … работу внимания. При напряженном внимании нам кажется, что время идет очень медленно, при легком занятии оно проходит быстро. В состоянии притупления чувств, когда мы едва замечаем окружающую нас среду, часы быстро летят. Когда наше внимание совершенно исчерпано, мы спим. Во сне без сновидений у нас также нет ощущения времени»[49].

Об особенностях восприятия пространства и времени также можно говорить и в связи с различными типами культур. В частности, для традиционных культур, где больше значение имеет сезонный характер сельскохозяйственных работ, вполне естественно восприятие времени как циклически-повторяющегося. Особенности жизнедеятельности в высокоразвитых цивилизациях, где получил развитие промышленный характер производства, высокоразвиты отношения обмена и преследуется цель получения прибыли, совершенно естественно, приводят к иному восприятию времени. Особенности такого восприятия достаточно емко выражает известный афоризм Б. Франклина «время – деньги» (потеря времени равносильна потере денег).

Немецкий философ Карл Ясперс, пытаясь понять смысл человеческой истории, ввел понятие «осевое время», смысл которого состоит в том, что в период с 800 до 200 гг. до н.э. одновременно в рамках разных культурных традиций (первые философы в Древней Греции, израильские пророки, Заратустра в Иране, буддизм и джайнизм в Индии, конфу­цианство и даосизм в Китае) произошел переход от дорефлексивно-мифологического к осознанному и рациональному восприятию человеком мира и самого себя. «Новое, возникшее в эту эпоху в трех (имеется в виду Китай, Индия и Запад – прим. авт.) упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. … Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира»[50].







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 833. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия