Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Средних веков





Философия европейского средневековья – это комплекс идей философского характера, сформулированных в период с I-II вв. по, приблизительно, XIV – XV вв.

Главной чертой философии Средних веков является её сильная зависимость от религии. Если античная философия мыслила себя основывающейся на разуме, видела в нем свой источник и последнее основание, то философия европейского средневековья может быть понята только в связи с господствовавшими в то время представлениями о том, что высшая истина может выступать только в форме религии, что она уже заключена в соответствующих текстах (в случае христианства, в Библии) и что содержание религиозного учения есть, в первую очередь, объект веры, а не знания.

Попытки освободить философию от влияния религии, хотя и предпринимались иногда в период средневековья, однако, в целом, не имели заметного успеха. В частности, допущение (приписываемое арабскому философу XII в. Ибн Рушду) – известное как теория «двух истин», – согласно которому философия и религия – это просто разные варианты опыта человеческого сознания, располагающие, соответственно, разными критериями истины (что истинно для одной, может быть ложно для другой) ни в коем случае нельзя считать парадигмальным для средневековой культуры (хотя его фактически и придерживались в рамках номинализма). Образцом решения проблемы соотношения философии и религии в этот период считаются представления Фомы Аквинского (1225 – 1274), согласно которому философия и религия абсолютно различны по методу, но только частично – по предмету. Когда религиозное учение не согласуется с философским выводом, первое следует признать сверхразумным; либо надлежит искать ошибку в обосновании второго.

Высшие, в частности, христианские истины о том, что существует всемогущий и один единственный Бог, который творит мир «из ничего» (т.н. догмат о креационизме), что мир существует временно (до того, пока не наступил страшный суд), что человек – это, с одной стороны, «образ и подобие Бога», но, с другой, – падшее, греховное существо, которому надлежит исправиться, принимались как данность. Эти истины можно лишь разъяснять, но сомневаться в них в принципе недопустимо. Поэтому философия в этот период своего существования фактически не имела ни собственной онтологии, ни теории познания и, по существу, выступала в качестве концептуально-методологического аппарата, с помощью которого было удобно толковать богооткровенные истины. Разработанный в античности философский категориальный аппарат, приемы и методы обоснования, соответствующие «ходы мысли», заимствовались средневековыми теологами в качестве шаблонов, с помощью которых рационализировались те элементы религиозного знания, которые возможно или целесообразно было рационализировать. В частности, по мнению Фомы Аквинского, «теология может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. …Теология не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам»[23].

Те теоретические построения, которые были созданы крупнейшими теологами средневековья Августином Блаженным (354 – 430) и Фомой Аквинским, в своей основе имели, соответственно, философские системы Платона и Аристотеля.

Августин, самый известный мыслитель периода патристики[24] обосновал возможность интуитивно-рационального знания о душе и Боге. Душа, по мнению Августина, бессмертна потому, что она способна входить в контакт с умопостигаемым (идеальным, которое, по определению, вневременно), знакомясь, в частности, с абстрактными науками. Из факта доступности душе умопостигаемого Августин делал вывод, что она обладает той же природой, что и умопостигаемое, и, следовательно, она вечна.

Для философии Августин интересен, прежде всего, своими новациями в интерпретации времени и истории. Хотя тема времени и истории его интересовала в рамках религиозного контекста, однако то понимание, которое он им придал, было новым. Новация в интерпретации времени состояла в том, что Августин, во-первых, выявил связь восприятия времени с психическими способностями (память – прошлое; воображение – будущее), а, во-вторых, придумал мысленный эксперимент, показывающий, что время не есть субстанция, а свойство движения. Что касается осмысления истории, то Августин известен как автор линеарно-финитной концепции последней (взамен циклической, которая была характерна для античности).

Творчество Фомы Аквинского, самого яркого мыслителя периода схоластики[25], считается образцовым примером философского обоснования религии. Для целей такого обоснования Фома использовал философскую систему Аристотеля, которую интерпретировал соответствующим образом. В частности, согласно одному из основных догматов христианства, каждый человек представляет собой уникальную личность. Предполагается, что и в будущей, вечной жизни он будет существовать в личностной форме (в том числе, с телом). Философия Аристотеля с её учением о единстве материи и формы и несубстанциональности последней лучше подходит для обоснования такого догмата, чем система Платона, где идеи субстанциональны. Дело в том, что от концепции субстанциональной души-идеи (Платон) вполне естественен переход к выводу о метемпсихозе (переселении душ), тогда как теория о субстанциональном единстве формы и материи (Аристотель) достаточно хорошо описывает человека как целостное и нерасторжимое единство души и тела.

Кроме метафизики Аристотеля в средневековье также оказались востребованы созданная им физика, которая основывалась на представлении о «естественности» покоя и «насильственности» движения, а также космология античного астронома Птолемея (II в. н. э.), так как выводами, которые можно делать из последних, при желании можно иллюстрировать религиозную концепцию бытия и даже «доказывать» бытие Бога (в рамках т.н. «естественной теологии» как системе умозаключений, с необходимостью приводящих разум к выводу о бытие Бога). Например, одно из таких доказательств строилось следующим образом. Для того чтобы какое-либо тело двигалась на него должно воздействовать другое тело. То, в свою очередь, может двигаться, если на него воздействует еще что-то. Это последнее также двигается потому, что на него что-то действует и т.д. В силу того, что подобный ряд причин-движителей не может продолжаться до бесконечности, должна быть первопричина движения. Последняя и есть «Бог».

Наряду с проблематикой «естественной теологии» для схоластической мысли была также актуальна проблема теодицеи (богооправдания), так как она логически следует из догмата о всесилии творящего мир Бога. Проблема теодицеи – это вопрос о том, как же в мире возможно зло, если Бог всемогущ? Наиболее распространенные ответы на него таковы: 1) порядок мира совершенен, но зло включается в него необходимо как его составная часть, например, без тьмы нет света (эстетическая теодицея); 2) зло – результат свободной воли людей, которые сами в этом повинны.

Еще одной, классической, темой средневековой схоластики была проблема «универсалий», которая в значительной мере может быть понята как реактуализация античного спора между Платоном и Аристотелем относительно онтологического статуса понятий. Существовало два основных варианта решения этой проблемы: 1) согласно т.н. «реализму», сторонником которого был, в частности, Фома Аквинский, понятия обладают самостоятельным бытием, существуя, в божественном разуме (как план), в природе (как реализация этого плана), в человеческом уме (как понимание его); 2) согласно т.н. «номинализму», сторонником которого был, например, Уильям Оккам (1285 – 1349), понятия не обладают самостоятельным бытием и о них можно говорить лишь в связи с человеческим разумом.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия