Современные теории элит
Среди современных теорий элит выделяются несколько. Исторически первой является концепция макиавеллистской школы (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.), для которой характерны следующие положения: · Признание элитарности любого общества, неизбежности его разделения на привилегированное, властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство (такое разделение вытекает из естественной природы человека и общества). · Групповая сплоченность элиты, осознание себя особым типом, призванным руководить обществом. · Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство. · Структурное постоянство элиты, неизменность ее властных позиций. Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значимости психологических факторов, антидемократизм, за переоценку роли руководителей и недооценку активности масс, за недостаточный учет эволюции общества. Слабости макиавеллистской школы пытались преодолеть представители ценностной теории элит (В. Ропке, Ортега-и-Гассет и др). Они также считают элиту главной конструктивной силой общества, однако занимают более мягкую позицию по отношению к демократии, приспосабливая элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Полного совпадения взглядов у разных представителей ценностных теорий нет, но имеется ряд общих установок: · Элита – наиболее ценный элемент общества. · Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная, инициативная, нравственно целеустремленная часть населения. · Формирование элиты – результат не столько борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее достаточных представителей, поэтому общество должно совершенствовать механизм такой селекции. · Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительской демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей, а не результатов. Ценностные представления об элитах лежат и в основе концепций демократического элитизма, широко распространенных в современном мире. Видные представители этого направления – Р. Даль, С.М. Липсет, Л. Зингер и другие – исходят из понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. Элитарные теории демократии рассматривают руководящий слой как группу, не только обладающую управленческими качествами, но и защищающую демократические ценности, способную сдержать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм. Идею ценностной трактовки элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности элит (О. Штаммер, Д. Рисмэн, С. Келлер и др.). Эти концепции нередко называют функциональными теориями элиты. Они базируются на таких специфических постулатах: · Отрицание элиты как единой группы, признание множества элит (профессиональной, военной, региональной и т.д.), множественность элит определяется многообразием социальной структуры. · Существование конкуренции элит, отражающей экономическую и социальную конкуренцию в обществе. · Распыление власти в демократическом обществе между всевозможными группами, которые в различных формах осуществляют управление обществом; сами отношения власти изменчивы и даже ситуативные. · Различия между элитой и массами относительны, граждане могут входить в состав элиты, участвовать в процессе принятия решений. Поэтому элиты – не главный субъект политики, важнее – группы интересов. Концепции множественности элит во многом идеализируют реальное общество. Наблюдения показывают неравномерность воздействия разных социальных слоев на политику и возвышение отдельных групп над всеми остальными. Своего рода идейным антиподом концепциям множественности элит выступают различные леволиберальные теории элит, в частности, теория властвующей элиты (Р. Милс). Представители данного направления теорий элиты исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Основные положения этих теорий: · В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны; · Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность; · Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно. Наличие разных подходов в оценке места и роли политических элит в обществе свидетельствует об их важности в научном и практическом смысле. Элитарность современного общества не вызывает сомнений. Это – политическая реальность, которую нельзя преодолеть, а нужно учитывать и эффективно использовать. Вопросы и задания 1. Назовите факторы, обусловливающие существование политической элиты? 2. Какие функции выполняют политические элиты в обществе? 3. Каковы механизмы образования новых элит? 4. Какая взаимосвязь между ценностными теориями элит и концепцией их множественности? 5. В чем суть теории властвующей элиты? 6. Назовите известных вам представителей национальной, региональной и местной политической элиты Украины. 7. Какие изменения произошли в составе политической элиты Украины за последние годы? Литература 1. Ашин Г. К., Охотский Е.В. Курс элитологии. – М., 2000. 2. Валігурський П. Політологічні виміри української еліти // Віче. – 1998. – № 6. 3. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. – 2000. – № 3. 4. Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001. 5. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001. 6. Пірен М. Проблеми формування сучасної української еліти // Соціальна психологія. – 2004. – № 2. 7. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001. 8. Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Природа и сущность лидерства. 2. Типология политического лидерства. 3. Функции политических лидеров. 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства. Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в неформальных организациях и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых, лидеров и последователей. Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников.
|