Студопедия — РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ






Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах.

Переход от язычества к христианству, от политеизма к монотеизму объясняется многими причинами, среди которых можно назвать следующие:

1) долгие годы оплотом военного могущества республиканского Рима было свободное крестьянство. Но оно постоянно приходило в упадок. Возникают крупные рабовладельческие латифундии, управляемые одним человеком (семьей);

2) усиливалась императорская власть. Провинциальные власти превращались в простых исполнителей политики Рима. Местные должностные лица занимались в основном обслуживанием культов, финансированием спортивных состязаний и т.д. А это ложилось тяжелым бременем на народ, который должен был выплачивать как постоянные налоги, устанавливаемые Римом, так и дополнительные, то есть вымогательства сборщиков налогов;

3) многочисленные попытки народов оказать сопротивление Римской империи кончались неудачами. Самым сильным восстанием в Иудее против римского владычества было восстание при императоре Нероне. Но оно не увенчалось успехом;

4) экономическому и политическому разложению рабовладельческого строя соответствовало разложение умственное и моральное. В империи процветали доносительство, раболепство, коррупция и т.д. В самом Риме культивировался разврат. Переживали упадок философия, литература. В обществе расцветали суеверие, колдовство, мистика. Люди искали выход из создавшегося положения и, не находя его, обращались к религии.

Однако старые религиозные идеи уже не отвечали потребностям времени. К тому же они были местными. Каждая провинция имела своих богов. Рим нуждался в мировой религии, которая дополнила бы мировое притязание империи. Эта новая религия должна была обращаться ко всем людям независимо от их положения в обществе, их национальной принадлежности и т.д. Она должна была стать религией наднациональной, индивидуальной, надсословной.

Элементы такой религии существовали в иудаизме. В нем излагались предсказания о приходе на землю мессии, который спасет все человечество от тягот жизни, от греха, в который впали люди, и установит царство божие на земле.

Зачатки христианской философии содержатся в Посланиях ап. Павла и в четвертом Евангелии. В Посланиях проводится мысль, что новая религия не видит различия между иудеем и эллином, что она обращается ко всем людям независимо от их племенной принадлежности. Четвертое Евангелие называет Иисуса мессией, сливая, таким образом, идеи эллино-римской философии и иудейского мессианизма.

Христианская философия прошла длительный путь своего существования. Вначале она проявила себя в виде гностицизма, представители которого (Валентин из Египта и Василид из Сирии) хотели понять веру в Единого Бога. Василид, например, полагал, что Бог невидим, невыразим и не имеет имени. Но из Бога исходит ум, а из ума – логос, из логоса – мысль, а из мысли – мудрость и сила, из мудрости и силы – справедливость и мир. Все эти начала вместе с "первотворцем" являются высшими небесными силами и именно они образуют "первое небо", силы которого затем по образу и подобию своему создают "второе небо"; силы "второго неба" создают силы "третьего неба" и т.д. Общее число таких последовательно созданных сил и небес 365. Во главе небесных сил стоит Абраксас. Его имя, написанное греческими буквами и переведенное на числовые значения букв, дает число 365 (очевидно, количество дней в году). Видимое нами небо – самое низшее, 365 – е. Глава ангелов этого неба есть тот бог, которому поклоняются евреи.

"Апологеты" защищали христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Крупнейшим представителем "апологетов" был Юстин, который доказывал, что важнейшие положения христианства уже присутствуют в языческой философии и мифологии. Это объясняется тем, что у христианства и философии один и тот же источник – божественный логос. К христианам Юстин относил всех, кто прожил свою жизнь "с логосом". Таковы Гераклит и Сократ.

Виднейшим представителем апологетики был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. В своих воззрениях он противопоставлял божественное откровение человеческому разуму, религию – философии, христианство – язычеству. "Нам, – говорил он, – после Христа не нужна никакая любознательность; после евангелия не нужно никакого исследования".

Тертуллиан провозглашает принцип: "Я верю, потому что это нелепо". С его точки зрения, постичь христианские положения невозможно. В них можно только верить. "Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно; сын божий умер, – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно".

Большую роль в развитии христианской философии сыграла христианская школа в Александрии (Египет). Из представителей этой школы следует отметить Климента, для которого Бог выше логоса и выше мысли. "Логос – сын божий – есть премудрость, истина, идея, мысль божия. Через логос бог сотворил мир и управляет им".

Крупнейшим представителем раннехристианской философии был Аврелий Августин, к краткому изложению взглядов которого мы переходим.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия