Студопедия — Хайнц Кохут и его вклад в психологию нарциссизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хайнц Кохут и его вклад в психологию нарциссизма






В серии статей и двух книгах X. Кохут предложил совершенно особую метапсихологию, клинические объяснения и терапевтиче­ские процедуры для нарциссических расстройств личности. В сущ­ности, он доказывает, что существует группа пациентов, чья психо­патология занимает промежуточное место между психозами и по­граничными условиями, с одной стороны, и психоневрозами и лег­кими расстройствами характера - с другой.

X. Кохут развивает теорию дефицита, в отличие от фрейдовской теории конфликта. Психоаналитическая модель конфликта и пси­хоаналитическая модель дефицита сравнимы по следующим кате­гориям: 1) основная стадия развития - эдипова/преэдипова; 2) ос­новные взаимоотношения - триада/диада; 3) цель психотерапии -проработка конфликта/новая структура Я; 4) фактор изменения -инсайт/эмпатия; 5) «модус операнди» - терапевтическая нейтраль­ность и интерпретация/эмпатия и возмещение раннего дефицита.

В своей ранней работе «Анализ селф» (1971) X. Кохут оперирует фрейдовскими терминами «нарциссическое либидо» и «объектное либидо», понимая их иначе. Он предполагает, что нарциссическое либидо и объектное либидо имеют независимые источники энер­гии, независимые линии развития и трансформации и отражают различные виды опыта. И нарциссическое, и объектное либидо ка­тектируют на объектах. Объектное либидо катектирует на «истин­ных» объектах, сепаратных от субъекта; нарциссическое либидо катектирует на Я-объектах, где объект переживается как продол­жение Я. Сцепленное и сепаратное Я формируются в процессе транс­формации нарциссического либидо. Это означает, что развитие Я происходит независимо от развития объектного либидо. Ранний нарциссический либидозный опыт присутствует в двух видах: грант диозных Я-конфигураций, связанных с «отзеркаливающими» Я-объектами, и Я-образов, слитных с архаическими идеализируемы­ми Я-объектами. Первое переживается как «Я совершенен, ты оце­ниваешь и отражаешь мое совершенство», второе - «Ты соверше­нен, и Я часть тебя».

X. Кохут описывает процесс здорового развития как постепен­ное отпадение наиболее грубых нереалистических аспектов Я-объект­ных образов с медленной интернализацией внешних взаимоотно­шений с Я-объектами в устойчивые психические структуры. Этот процесс называется «трансмутирующей интернализацией», т. е. «превращающей» интернализацией. Процесс «запускается» есте­ственными и неизбежно увеличивающимися разочарованиями в са­мом себе и в идеализируемых Я-объектах с самого раннего детства. Если фрустрация, приводящая к разочарованию, является оптималь­ной фазе развития, это приводит к росту и зрелости. Грандиозное Я в течение первых нескольких лет жизни развивается в зрелое Эго характеризующееся самоуважением, амбициями и способностью к удовольствию, процесс этот протекает главным образом во взаи­моотношениях с матерью. «Идеализированное родительское има­го» развивается в возрасте 4-6 лет в процессе взаимодействия с обо­ими родителями в «идеализированное Супер-Эго», выполняющее функции, связанные с идеалами и целями. Однако если фрустрация желания слияния является разрушающей, т. е. экстремальной и хро­нической (а не оптимальной), то происходит фрагментация лично­сти, наблюдаемая при пограничной патологии, вплоть до разруше­ния личности при шизофрении. Средняя по интенсивности фруст­рация ведет к задержке развития на уровне архаичных Я-структур, грандиозной и идеализируемой, образующих биполярную конфи­гурацию.

В работе «Реставрация Я»(1977) Х.Кохут одновременно и кри­тикует теорию влечений, и пытается примирить свои представле­ния с классической фрейдовской теорией. Он рассматривает влече­ние как продукт личностной дезинтеграции, подчеркивая при этом, что поиск удовлетворения, жадность и(или) гнев выступают на пер­вый план только в случаях тяжелой патологии. Кохут вводит прин­цип комплиментарности, в соответствии с которым предполагает­ся, что психология Я адресуется другой области человеческого опы­та, дополнительной по отношению к той, что находится в фокусе классической теории влечений. Он вводит метафоры «человек тра­гический» и «человек виновный». «Человек виновный», рассматри­ваемый в теории влечений, вытесняет содержание, включая влече­ния и кастрационную тревогу. «Человек трагический», исследуемый психологией Я, вытесняет структуры, т. е. расщепленные и фрагмен­тарные аспекты Я.

X. Кохут вводит диагностические различия между «структурны­ми неврозами» и «расстройствами Я». Он считает, что объяснитель­ный контекст теории влечений адекватен для структурных невро­зов, когда Я уже сформировалось. Не конфронтируя прямо с клас­сической теорией, X. Кохут шаг за шагом переносит акценты с им­пульсов и конфликтов как движущих сил развития на межличност­ные отношения. Его концепт «отзеркаливание» к 1977 г. значитель­но расширился по своему значению и стал включать в себя целую матрицу взаимодействия «мать-ребенок». Под «отзеркаливанием» понимается не только отражение грандиозности, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом. При том, что в клинических иллюстрациях Кохута обраща­ется внимание на всю комплексность взаимоотношений ребенка с родителями, в своих теоретических формулировках он центрирует все межличностные категории вокруг понятия «нарциссических по­требностей». Поэтому значимые другие в развитии личности оста­ются, скорее, схематичными фигурами, важность которых опреде­ляется только выполнением ими ролей (удовлетворения либо фрустрации нарциссических нужд). В этом обнаруживается сходство с теорией влечений, где объекты важны с точки зрения удовлетворе­ния или торможения влечений. Кохут атрибутирует всю психопа­тологию нарциссическим поражением из-за; недостаточности «от-зеркаливания» или идеализации, поскольку понятие «нарциссизм» является для него центральным.

Психотерапия. По X. Кохуту, пациенты с нарциссическими рас­стройствами личности подходят для психоанализа, только надо принимать в расчет присущие' им специфические трансферентные манифестации. Диагностировать нарциссическую личность в пси­хоаналитической ситуации можно по двум типам трансфера: «иде­ализирующему» и «зеркальному». В «зеркальном» трансфере вы­деляются три уровня. Наиболее архаичным является уровень сли­яния где происходит распространение грандиозного Я на анали­тика. Менее архаичной формой является уровень альтер-Эго, или двойника. Наименее архаичной формой является зеркальный транс­фер в узком смысле. Каковы генетические корни подобных трасфе-рентных паттернов? Ответ на этот вопрос надо искать в реконст­рукции паттерна репрезентации матери в качестве первичного объекта.

Хрупкость грандиозного Я требует эмпатии и нормальных зер­кальных функций матери как Я -объекта, чьи любовь и служение позволяют вначале консолидизироваться грандиозному Я, а позднее развиться в более зрелые формы самоуважения и уверенности в себе через все менее архаичные типы «зеркал». Оптимальные отноше­ния с отзеркаливающим Я-объектом также фасилитируют разви­тие нормальной идеализации, которая заканчивается «трансмути­рующей интернализацией» идеализируемого Я -объекта в интра-психическую структуру как Эго-идеал, формируя идеализирующие качества Супер-Эго и обеспечивая, таким образом, новую внутрен­нюю регуляцию самоуважения. Иными словами, только благодаря материнскому «зеркалу любви», в котором малыш видит («нутром») свое преображенное любовью отражение (а любовь - это всегда кри­сталлизация идеализации, как заметил Стендаль), он приобретает способность к интериоризации образа идеализирующей и, в свою очередь, идеализируемой матери; результатом этого процесса ста­новится образование идеализирующих (любящих) качеств Супер-Эго, обеспечивающего поддержку самоуважения «изнутри», т.е. посредством самоконтроля, самоподдержки, любви к самому себе. Воистину, «через других мы становимся самими собой» (Л.С.Вы­готский).

Нарциссическую патологию X. Кохут рассматривает как след­ствие травматической слабости материнской эмпатии и нарушения развития процессов идеализации. При проведении психотерапии, считает он, психоаналитик не должен мешать развитию нарцисси-ческой идеализации или разрушать ее интерпретацией. Это позволит постепенно развиться и зеркальному трансферу. Психоанали­тик становится Я -объектом, обеспечивая процесс трансмутирующей интернализации. Психоаналитику следует быть эмпатичным, фо­кусироваться на нарциссических нуждах пациентов и на фрустра­циях, а не на конфликтах, вызывающих нарциссическую фрустра­цию.

Слабость эмпатии со стороны аналитика ведет к частичной фраг­ментации грандиозного Я, нарциссическому гневу, диффузной тре­вожности, ипохондризации и даже более тяжелым состояниям де­персонализации и патологической регрессии с холодной парано­идной грандиозностью. В каждом таком случае аналитик вместе с пациентом исследуют, когда и как аналитик не проявил эмпатии и как это соотносится с травматическими ситуациями в прошлом. Ко­хут считал, что речь идет лишь о модификации стандартной психо­аналитической техники для лечения нарциссических пациентов, под­черкивая эмпатию аналитика по контрасту с «объективной нейт­ральностью» и фокусируясь на превратностях Я больше, чем на влечениях. В технике нарциссического удовлетворения можно от­четливо увидеть освобождение от пут «правила абстиненции». По сути, X. Кохут отстаивал принцип безопасности [16. -Т. 1. -С. 316].

Сторонники психотерапевтической линии Кохута обращают внимание на то, что частый негативный терапевтический результат при использовании стандартной техники анализа отражает недо­статок психотерапевтической поддержки. При ограниченности ре­сурсов Эго это становится неадекватным в мобилизации и прора­ботке вариантов трансфера (Дж. Патрик, 1985). Дефекты структу­ры Я-«плохость, никчемность» возникают в связи с обесцениваю­щими и эксплуатирующими материнскими установками. Нарцис­сический гнев является защитой, позволяющей регулировать само­уважение. Конфронтация с враждебностью и завистью только уси­ливает первичное чувство «плохости». При слабом реалистическом базисе терапевтических отношений и выраженном структурном де­фиците конфронтация результирует в «невыносимый баланс хоро­шести», «плохости» и «власти» (Л. Эпштейн, 1979). Проработка нар­циссического гнева в трансфере не ведет к интрапсихической ин­теграции, а лишь подтверждает «во-всем-плохость». Тяжелые нарциссические пациенты способны принять только позитивную обратную связь, которая воспринимается ими как ответ на собствен­ные усилия «быть хорошими».

Я -психология подчеркивает, что именно эмпатическое понима­ние позволяет смягчить гнев и успокоить, как это и должно проис­ходить в раннем детстве. Эмпатическая отзывчивость терапевта как возмещение раннего дефицита способствует трансмутирующим («превращающим») микроинтернализациям. Исправление структур­ных дефектов совершается за счет постепенного принятия пациен­том функций терапевта как Я -объекта по регуляции гнева и пониманию нарциссических нужд. Таким образом, концепция самоува­жения X. Кохута и разработанные им принципы поддерживающей и восстанавливающей Я -терапии отчетливо демонстрируют тенден­цию к интеграции идей психодинамического и гуманистического направления. Х.Кохут, так же как и К.Роджерс, подчеркивает важ­ность эмпатии и безусловного позитивного уважения и, как и пред­ставители экзистенциальной терапии, во главу угла ставит аутен­тичность. Первое перекликается с отзеркаливанием, второе - с иде­ализированием; сочетая отзеркаливание с возможностью идеали­зации, психотерапевт может заполнить пустоту, переживаемую кли­ентом с самого детства. Удовлетворяя некоторые из нереализован­ных нарциссических потребностей клиента, психотерапевты созда­ют возможность для развития зеркального или идеализирующего трансфера. При развитии таких перенесений аналитик может ис­пользовать традиционные техники интерпретации, способствующие расширению осознавания, и тем самым помочь клиентам понять, каким образом они стараются организовать свою жизнь вокруг нарциссических взаимоотношений. Затем клиенты могут начать развивать более автономное Я.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия