Студопедия — Типичные фантазийные паттерны отношений и моделирование тактик психотерапевтического взаимодействия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типичные фантазийные паттерны отношений и моделирование тактик психотерапевтического взаимодействия






1. Альтруистически-Всемогущий Я- Нуждающийся в помощи Другой. Пациенты, находящиеся под влиянием соответствующих фантазий, узнаваемы по доброжелательно-любезной манере обще­ния с психотерапевтом. Они охотно рассказывают о себе, выража­ют готовность сообщить любые подробности своего состояния, делятся своими предположениями, чем вызвано и как может быть объяснимо их «неблагополучие». Таких пациентов легко слушать: о своих проблемах они рассказывают живо, эмоционально, с юмо­ром. Они деликатны и предупредительны в общении с психотера­певтом, демонстрируют заботливое внимание к его нуждам. Такой пациент обязательно поинтересуется, выпил ли психотерапевт чаю, пообедал ли, был ли у него перерыв для отдыха и т.д. Такие паци­енты могут предложить свои услуги по озеленению кабинета, как правило, доброжелательно высказываясь о его оформлении, об эс­тетически, по их мнению, подобранных деталях обстановки. Иног­да уже при первой встрече такие пациенты предлагают свою про­фессиональную помощь психотерапевту: в качестве юриста, менед­жера и т. д. Им свойственно делать подарки уже при втором-треть-ем посещении психотерапевта, причем таким подарком является, на­пример, ежедневник или органайзер с соответствующим коммента­рием: «Вам это поможет в работе». Обсуждая с психотерапевтом пла­ны лечения, они нередко выражают надежду, что их случай «помо­жет научному исследованию». Такие пациенты всегда находят воз­можность отметить что-либо удачное, на их взгляд, в действиях пси­хотерапевта, с тем чтобы тот мог чувствовать себя увереннее как про­фессионал.

Описанная манера поведения и стиль общения таких пациен­тов могут интерпретироваться по-разному. По нашему мнению, наблюдаемые о самого начала взаимодействия с психотерапевтом объясняются бессознательным влиянием фантазий об альтруисти­ческом всемогуществе Я, когда Другой воспринимается как Нуж­дающийся в помощи. Пришедший за помощью пациент озабочен в первую очередь тем, чем он может помочь психотерапевту. В такой парадоксальной ситуации благодаря манипулятивным усили­ям пациента психотерапевт бессознательно оказывается в зави­симости от поддержки и одобрения.

Тактика психотерапевтического взаимодействия

Для психотерапевта в равной степени недопустимы как потвор­ствование инверсии ролей, навязываемых пациентом, так и конф­ронтация ради внесения ясности «кто-что-делает-и-кому», которая освободила бы от проективно-идентификационной зависимости.

Конечно, необходимо с самого начала объяснить пациенту, что для эффективного построения психотерапевтических отношений требуется наложить ряд ограничений на реальные взаимоотноше­ния субъектов как частных лиц, и что именно поэтому психотера­певт отказывается от профессиональных услуг пациента, ограни­чивает его в активности по благоустройству кабинета и т.д. Иначе говоря, важно противостоять непосредственному отреагированию вовне фантазий об альтруистическом всемогуществе. Однако не сле­дует прибегать к фокусировкам на самих этих фантазиях, лишая пациента последней иллюзорной опоры. Наоборот, на наш взгляд, допустимо пойти на поводу манипуляций пациента, особым обра­зом формулируя вопросы и предложения, способствующие его са­моисследованию. Учитывая бессознательное стремление Всемогу­щего Я пациента альтруистически помочь психотерапевту как Дру­гому, Нуждающемуся в помощи, кажется адекватной следующая не-конфронтирующая форма, в какую облекается содержание вы­сказываний психотерапевта: «С тем чтобы помочь мне лучше по­нять вас и то, что вас заботит, может быть, вы... (расскажете о... поразмышляете над... поделитесь своими чувствами, опишите свои телесные ощущения, попробуете поэкспериментировать и т.д.)». С самого начала пациент не столь наивен, чтобы полностью за­блуждаться относительно того, кому в первую очередь помогает он своими действиями. Кажущееся отсутствие проницательности у психотерапевта переживается пациентом как поддержка. Психоте­рапевт принимает на бережное хранение «неполноценную», «нуж­дающуюся в помощи» часть образа Я пациента, проективно-иден­тификационно отторгаемую им в силу травматического опыта. Ста­новясь на какое-то время Другим, не конфронтирующим с манипу­лированием, психотерапевт начинает создавать условия, при кото­рых пациент в дальнейшем оказывается способным расстаться с иллюзией всемогущества, почувствовать реальную силу своего Я.

2. Агрессивно-Всемогущий Я - Испуганный Другой. Обнаружены две формы проявления этого паттерна:

а) индуцирующе-страдательная форма;

б) критически-требовательная форма.

Обе формы представляют собой способы реализации соответ­ствующих фантазий в интрапсихической и в интерперсональной коммуникации. Проанализируем каждую из них.

Индуцирующе-страдательная форма

При такой форме реализации пациентом агрессивных фантазий, под влиянием которых он находится, им бессознательно-манипу­лятивно используется весь агрессивный потенциал депрессии как неотъемлемой составляющей любого страдания, вынуждающего обратиться за помощью к другому человеку. Бессознательная, а часто и открыто выражаемая зависть к душевному благополучию и спокойствию Другого, мстительные фантазии в адрес того, кто ви­дится причиной страдания, неверие в способность к искреннему сочувствию со стороны тех, кто «такого не переживал», - все это вместе находит свое выражение в бессознательном стремлении за­ставить Другого почувствовать весь ужас покинутости, поместив его в «депрессивную тюрьму». Жалобы таких пациентов напоми­нают гипнотическое внушение. Несмотря на внешнюю противопо­ложность, каждое из типичных обращений к психотерапевту: «Не дай вам Бог пережить такое, когда...» или «Когда ты все это пере­живаешь...» - звучит почти как заклинание. Весь дальнейший рас­сказ полностью погружает внимательно слушающего его психоте­рапевта в переживание травмирующей ситуации, заставляя со всей остротой почувствовать боль и страх, безнадежность и отчаяние. Иногда пациенты как бы непреднамеренно подчеркивают, что «ник­то ни от чего не застрахован», что «никто не знает, какие еще страш­ные события ждут впереди». Пациенты могут как бы между прочим заметить, «сколь тонка грань, отделяющая здоровье от безумия», или сообщить, например, как «научный факт», что «к самоубийству склон­ны люди независимо от профессии и уровня образования». Агрес­сивно-Всемогущее Я обладает великим множеством изощренных спо­собов напугать Другого, вызвать в нем панические ощущения.

Тактика психотерапевтического взаимодействия

Большинством психотерапевтических школ разделяется пред­ставление о том, что проявление агрессии депрессивными пациен­тами целительно как этап в движении от аутоагрессии через отреа-гирование в терапевтической ситуации к более зрелым и осознан­ным процессам совладания с утратой. Ведущую роль в психотера­певтическом взаимодействии на начальных этапах терапии, таким образом, приобретает фасилитация терапевтом экспрессии паци­ентами агрессивных чувств. Психотерапевт, демонстрируя способ­ность к контейниированию, создает тем самым безопасные усло­вия для переживания агрессии без последующего автоматического усиления чувства вины. Психотерапевт обязан «пережить» и «вы­жить», пережить экзистенциальный страх абсолютного одиночества без Другого, индуцированный пациентом, и выжить, утверждая воз­можность новой встречи и контакта с Другим. Критически-требовательная форма

Каждому из практикующих психотерапевтов хорошо знакомы проблемы взаимодействия с пациентами, которые, находясь подвлиянием соответствующих фантазий, предпочитают общаться в критически-требовательной манере. Для таких пациентов абсолют­но непереносима малейшая задержка во времени начала приема; они не терпят очередей; любое непредвиденное изменение в графи­ке приема, в какой-то мере затрагивающее и их интересы, считают вопиющей несправедливостью по отношению к ним лично. В рез­кой форме они требуют, чтобы их права неукоснительно соблюда­лись, иначе «будут неприятности». Как правило, они ставят психо­терапевта в известность, что, например, знают телефон «вышестоя­щей организации», прозрачно намекая, что с ними «опасно связы­ваться». «Вы должны мне» - является типичным обращением к пси­хотерапевту, часто звучащим из уст таких пациентов. В некоторой степени они представляют собой реальную угрозу безопасности и социальному престижу психотерапевта своей склонностью писать жалобы и требовать проверок работы.

Также очевидно, что их деструктивный потенциал угрожает про­фессиональной самооценке и чувству собственного достоинства пси­хотерапевта. Такие пациенты скептически относятся к любым пред­ложениям психотерапевта, в обесценивающей манере комментиру­ют большинство его высказываний. В проективных текстах паци­ентов часто звучит тема взаимоотношений «властного господина» и «испуганного слуги». Действительно, психотерапевт может избе­жать страха «быть разрушенным», лишь превращаясь в покорного исполнителя воли и желаний пациента, либо вообще отказавшись от взаимодействия с ним. Пациенты, находящиеся под влиянием аг­рессивных фантазий в адрес Другого, часто обречены на неполуче­ние психотерапевтической помощи, которая заменяется массиро­ванным психофармакологическим воздействием, иногда даже при­нудительным.

Тактика психотерапевтического взаимодействия

Такие пациенты, действительно, требуют максимально индиви­дуализированного подхода в выборе тактики построения психоте­рапевтического контакта. При всех усилиях со стороны психотера­певта «рабочий альянс» с такими пациентами нередко оказывается под угрозой. Тем не менее представляются относительно перспек­тивными следующие приемы психотерапевтического взаимодей­ствия.

Важное значение приобретает способность психотерапевта про­демонстрировать устойчивость в совладании с тревогой и страха­ми, не отрицая их появления под влиянием агрессивных манипуля­ций пациента. Психотерапевту как Другому не следует умалчивать об успехе агрессивного всемогущества Я пациента» а, наоборот, сто­ит открыто признаться в своей тревоге за будущее психотерапевти­ческих отношений. Одновременно с этим психотерапевт вы­сказывает уважение той мощи, той силе, которая облечена в агрес­сивную форму, и выражает надежду, что эта сила может помочь преодолеть те проблемы, которые переживаются пациентом как субъективно-неразрешимые. Таким образом, утверждая, что паци­ент может добиться успеха («может испугать даже психотерапев­та») за счет той силы, какую он проявляет в агрессивных действиях и предлагая в дальнейшем сфокусироваться на исследовании тех обессиливающих фрустраций, в качестве защиты от которых в про­шлом была освоена агрессивно-протестная манера манипулирова­ния Другим, психотерапевт предоставляет пациенту шанс начать уча­ствовать в формировании принципиально иных отношений Я -Дру­гой. Качествами этих новых отношений становятся помощь и со­трудничество, в противовес насилию и конфронтации. Демонстри­руя, как факт реальности, свою неспособность помочь пациенту по­мимо его воли, психотерапевт тем самым заявляет об отказе от на­мерений «сделать что-то» вопреки желанию пациента. Этим психо­терапевт гарантирует со своей стороны соблюдение границ Я -Ты, не разрушаемых вторжением, вмешательством, пусть и с благими целями, в судьбу другого человека.

3. Необыкновенно Грандиозный Я - Восхищающийся Другой. От­личительной особенностью пациентов, находящихся под влиянием соответствующих фантазий, является выраженное стремление при­влечь к себе внимание. Эта группа пациентов, традиционно счита­ющихся истериками, подробно описывалась разными авторами во всем многообразии типичных клинических проявлений. «Демонст­ративность» этих пациентов, как правило, ставится в один ряд с такими качествами, как «лживость», «неискренность», «склонность к преувеличению собственных возможностей» и т.д. В целом все эти определения имплицитно содержат в себе неодобрение и даже осуждение. Внимание психотерапевта привлекается к тому, чтобы быть начеку и не дать обмануть себя. Склонность к манипулирова­нию, свойственная таким пациентам, также оценивается негатив­но-критически, особенно в отечественной психиатрической тради­ции. Поэтому в качестве «противошерстной» тактики рекоменду­ется конфронтация, разоблачающая «фальшивость» и обнаружи­вающая «заурядность», с дальнейшим убеждением в этом истери­ческих пациентов. При этом усилия пациентов по созданию имид­жа грандиозности вообще остаются за рамками рассмотрения.

По нашему мнению, как раз с признания и уважения этих усилий начинается построение психотерапевтического контакта с такими пациентами. В самых крайних случаях так называемой патологи­ческой лжи восхищение вызывает полет фантазии пациента (напри­мер, один из наших пациентов, профессиональный певец, завора­живающе рассказывал о своей необыкновенной способности об­щаться со змеями, полюбившими его за тембр голоса, как извест­но, змеи глухи). В ряде же случаев пациенты рассказывают о том, что они на самом деле хорошо умеют, чего им удалось добиться, принося в качестве «вещественных доказательств» своих успехов «продукты своего труда» или памятные фотографии (например, один пациент приносил нам кипы своих достаточно оригинальных рисунков и альбомы фотографий, на одной из них он был запечат­лен беседующим со знаменитой Клаудией Шиффер). Тактика психотерапевтического взаимодействия Наверное, только в единичных случаях абсолютного культураль­ного несовпадения психотерапевт не бывает удивлен тем, что стре­мится продемонстрировать ему пациент, прилагая к этому значи­тельные усилия. В подавляющем большинстве случаев, старатель­но скрывая от пациента собственное удивление увиденным и услы­шанным, а часто и настоящее восхищение реальными достижения­ми пациента, психотерапевт сам становится тем, кто фальшивит, что наиболее опасно. Искреннее удивление психотерапевта и его восхищение уникальностью пациента как раз становится тем «зер­калом любви» (Д. В. Винникотт, Г. Кохут), в котором остро нужда­ется пациент из-за его отсутствия в сензитивные периоды развития. По самой своей природе удивление и восхищение необыкновенно психотерапевтичны, поскольку в них раскрывается реальность Дру­гого, всегда превосходящего в своих потенциальных возможностях любые стереотипные представления о нем. Психотерапевтическая тактика направлена на поддержание индивидуирующих интенций и на преодоление пациентом тех ложных ограничений, искажаю­щих процесс развития, в обход которым фантазийно-компенсатор­но формировалась фальшиво-раздутая структура Необыкновенно Грандиозного Я. Если «центр внимания» вначале является для па­циента тем «местом», где находится его отчужденный личностный потенциал, то по мере соединения с собственными возможностями, чему способствует психотерапевтический процесс, пациент приоб­ретает устойчивую толерантность к нахождению вне этого «цент­ра», поскольку последнее уже не переживается трагически как на­хождение вне собственного потенциала.

4. Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я - Не-богоподобный Другой. Как известно, сам термин «Богоподобность Л», предложен­ный А.Адлером, используется при характеристике фантазий, защи­щающих от переживания комплекса неполноценности. По нашему мнению, главной характеристикой фантазийно-компенсаторного паттерна «Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я- Не-богопо­добный Другой» является абсолютное противопоставление, абсо­лютное отличие Я от Другого, как Бога от обыкновенного челове­ка, не имеющих ничего общего. В развернутом виде фантазия о Богоподобности Я может быть обнаружена только в процессе про­ективного исследования, однако наблюдаются определенные осо­бенности в самом облике и манере общения пациента, находящего­ся под влиянием данного фантазийно-компенсаторного паттерна. Такие пациенты либо держатся максимально отстраненно, одно­сложно-скупо отвечая на вопросы психотерапевта, либо, наоборот, многоречиво вещают, не оставляя психотерапевту возможности вставить реплику, И тех и других пациентов объединяет стремле­ние избежать диалога - либо молчанием, либо монологом.

С самого начала такие пациенты стараются дать понять психо­терапевту, насколько скептически они относятся к самой возмож­ности быть понятыми другим человеком. Ими не осознается сама дилемма, что, настаивая на фатальности непонимания их другими людьми, они пытаются быть понятыми психотерапевтом именно в этом во что бы то ни стало. Психотерапевт оказывается в ловушке «двойной связи». Любые его попытки выразить понимание и со­чувствие наталкиваются на мощное сопротивление, поскольку они ставят под сомнение фантазийно-защитную убежденность пациен­та в полной изоляции Я от Другого и могут переживаться забарри­кадировавшимся Я как взрывоопасные. Однако любые попытки пси­хотерапевта разделить с пациентом его представления о непозна­ваемости субъективного мира с точки зрения пациента означают, что психотерапевт никак не откликается на экзистенциальное от­чаяние Я, обреченного на изоляцию. Насколько возможно для пси­хотерапевта в принципе преодолеть парализующее действие «двой­ной связи»? Это необычайно трудная задача. Поэтому можно лишь надеяться, что предлагаемая психотерапевтическая тактика, пред­ставляющаяся нам наиболее соответствующей особенностям само­сознания пациентов этой группы, будет эффективна при ее гибком индивидуализированном применении в психотерапевтической прак­тике.

Тактика психотерапевтического взаимодействия

Основная задача, стоящая перед психотерапевтом, по нашему мнению, заключается в использовании мощнейшего потенциала фантазий о Богоподобности Я, насыщенных переживаниями и ак­кумулирующих вокруг себя весь чувственный опыт пациента. Пси­хотерапевт отказывается на время от любых фокусировок на гло­бальной проблеме человеческого взаимопонимания и прибегает к «психотерапевтической уловке», которая является, на наш взгляд, одним из возможных, если не единственным, способом избежать ловушки «двойной связи». При этом необходимо наличие мини­мального доверия со стороны «потенциального пациента», пытаю­щегося сделать хотя бы шаг в сторону психотерапевтического вза­имодействия. Психотерапевт обращается к пациенту со следующим предложением: «Давайте попробуем вместе прожить тут некоторое время так, как если бы мы обладали фантастической способностью к пониманию друг друга. Чем бы тогда вы хотели со мной поде­литься?»

Фантазийное пространство «если бы» хорошо знакомо психоте­рапевтам гуманистической ориентации (гештальт-терапевтам, пред­ставителям психосинтеза и трансперсональной психотерапии). Как представляется, находящиеся там психотерапевтические ресурсы не заслуженно остаются без внимания психотерапевтов психодинами­ческой ориентации, считающихся признанными авторитетами в ле­чении тяжелых личностных расстройств. Для «как бы личности» (Э.Дейч), чья способность к тестированию реальности значитель­но ослаблена, традиционно как наиболее адекватная рекомендует­ся психотерапия, нацеленная на освоение принципа реальности в условиях соответствующей поддержки. Такую психотерапию мож­но считать «аллопатической», тогда как психотерапию, в большей степени нацеленную на использование потенциала фантазий, мож­но считать «гомеопатической».

На наш взгляд, «гомеопатическая» по своей сути психотерапия легко преодолевает ряд ограничений, с которыми встречается «ал­лопатическая». Способность к тестированию реальности усилива­ется не вопреки, а благодаря фантазиям, «в малых дозах» рекомен­дуемых психотерапевтом.

Для пациентов, развивающих фантазии о богоподобности, «про­странство людей» настолько небезопасно, что становится риско­ванным начинать психотерапевтическое взаимодействие на этой территории. Создавая вместе с пациентом фантастическое простран­ство «если бы» и даже там запрашивая разрешение на то, чтобы приблизиться, психотерапевт руководствуется надеждой, что по мере накопления опыта реально пережитых и разделенных с психо­терапевтом чувств (пусть и на нереальной территории «как если бы понимание было возможно») для пациента в дальнейшем станет возможным более мягкое «приземление». Искусственно создавае­мое фантазийное пространство необходимо как переходное, в про­тивном случае пациент находится под угрозой слишком быстрого попадания из «солипсического вакуума» фантазий в реальность, перенасыщенную «кислородом взаимоотношений», столь же непри­годную вначале для естественного дыхания.

Следует отметить, что фантазийно-компенсаторный паттерн «Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я - Не-богоподобный Другой» выглядит наиболее монолитным, синкретическим, собрав­шим и обобщившим в себе более содержательно-конкретные фан­тазийно-компенсаторные паттерны Я-Другой. Поэтому можно ожи­дать, что Богоподобность Я обернется в дальнейшем более част­ной фантазийно-компенсаторной формой или чередой разных форм: Альтруистическим либо Агрессивным Всемогуществом либо Не­обыкновенной Грандиозностью Я. По отношению к этим фанта­зийно-компенсаторным паттернам используются соответствующие тактики психотерапевтического взаимодействия, описанные в под­разделах 1-3. Таким образом, психотерапия пациентов, находящих­ся под выраженным влиянием фантазий о Богоподобности Я, про­исходит в два основных этапа: этап психотерапевтического взаимо­действия с Богоподобным Я (на фантазийном пространстве «если бы») и этап психотерапевтического взаимодействия со специифическими проявлениями всемогущества Я соответствующими спо­собами.

Рассмотрим соотношение феноменологических проявлений фан­тазийных паттернов клинической картине при основных типах лич­ностных расстройств (табл. 3).

Представляется, что соотнесенные по своим феноменологиче­ским проявлениям с клинической картиной основных типов личност­ных расстройств фантазийно-компенсаторные паттерны Я-Другой можно расположить вдоль оси психопатологии от психотических расстройств к невротическим. Основные типы личностных рас­стройств занимают промежуточное положение на этой оси; при этом нарциссическое расстройство занимает в свою очередь промежуточ­ное положение по отношению к шизоидному и пограничному.

В случае психотической патологии переживание Богоподобно­сти Я приобретает масштабы бреда величия, в упоении которым Я не нуждается в существовании Другого. В случае невротической патологии превосходство Я должно постоянно доказываться в по­беде над Другим. Я и Другой соперничают в непосредственной бли­зости; переживания Я, что «двоим тут слишком тесно», лежат в ос­нове Эдиповой конкуренции.

Можно провести параллель между осью психопатологии, осью степени проективпо-идентификационной близости Я-Другой, и осью, по которой расположены разные формы всемогущества Я.

Таблица 3

Соответствие феноменологических проявлений фантазийных паттернов отношений Я-Другой клинической картине личностных расстройств

 

 

Тип личностного расстройства Центральный фантазийный паттерн
Я Другой
Пограничное Альтруистически-Всемогущий Нуждающийся в помощи
Пограничное Агрессивно-Всемогущий (в индуцирующе-страдател ьной форме) Испуганный
Нарциссическое Агрессивно-Всемогущий (в критически-требовательной форме) Испуганный
Нарциссическое Необыкновенно-Грандиозный Восхищающийся
Шизоидное Богоподобный Всемогуще-Гран­диозный Не-Богоподобный

Схема I

 

 

 

Ось психотера­певтических патологий Ось степени проективно-идентификаци онной близости.Я-Другой Ось расположения различных проявлений Всемогуще-Грандиозного Я
Психозы Отсутствие Другого Бред величия Я
ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА ШИЗОИДНОЕ Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я— Не-Богопо-добный Другой
НАРЦИССИЧЕСКОЕ Необыкновенно Грандиоз­ный Я— Восхищающийся Другой Агрессивно-Всемогущий Я— Испуганный Другой (критиче­ски-требовательная форма) Агрессивно-Всемогущий Я— Испуганный Другой (индуци-рующе-страдательная форма)
ПОГРАНИЧНОЕ Альтруистически-Всемогу­щий Я- Нуждающийся в помощи Другой
Неврозы Тесная близость Я -Другой Эдипова конкуренция

Смоделированные тактики психотерапевтического взаимодей­ствия представлены в табл. 4.

Далее рассмотрим в теоретическом плане возможные референ­ции, соотносимые с центральными фантазийно-компенсаторными паттернами. Они представлены в табл. 5.

1 - Альтруистически-Всемогущий Я - Нуждающийся в помощи Другой;

2а - Агрессивно-Всемогущий Я - Испуганный Другой, индуци-рующе-страдательная форма;

2б - Агрессивно-Всемогущий Я - Испуганный Другой, крити­чески-требовательная форма;

3 - Необыкновенно-Грандиозный Я - Восхищенный Другой;

4 - Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я - Не-богоподоб-ный Другой.


Таблица 4

Тактики психотерапевтического взаимодействия с учетом центральных фантазийно-компенсаторных паттернов отношений (ЦФКП) Я-Другой при основных типах личностных расстройств (ЛР)

 

ЦФКП Тактика психотерапевтического взаимодействия Тип ЛР
Альтруистически-Всемогущий Я- Нуж­дающийся в помощи Другой Противостоять непосредствен­ному отреагированию вовне фанта­зий об альтруистическом всемогуще­стве, отказываясь от любых услуг па­циента; использовать следующую форму обращения к пациенту: «С тем что­бы помочь мне лучше понять вас и то, что вас заботит, может быть вы... (расскажете о... поразмышляете над... поделитесь своими чувствами, опи­шете свои телесные ощущения, по­пробуете поэкспериментировать и т.д.)» ПОГРАНИЧ­НОЕ
Агрессивно-Все­могущий Я - Испу­ганный Другой (инду-цирующе-страдателъ-ная форма) Общаться «лицом к лицу»; продемонстрировать способность к контейниированию чувств; фасилитировать выражение аг­рессии пациентом; предотвратить возникновение чувства вины у пациента за «раз­рушение» психотерапевта, сообщая о стабильности душевного состоя­ния ПОГРАНИЧ­НОЕ
Агрессивно-Все­могущий Я - Испу­ганный Другой (кри­тически-требователь­ная форма) Признать наличие у психотера­певта тревоги за будущее психотера­певтических отношений; выразить уважение к потенци­альной силе Я пациента, облеченной в агрессивную форму; подчеркнуть неспособность «сде­лать что-то» вопреки желаниям па­циента; заявить о принципиальном отка­зе от любого насильственного «втор­жения», нарушающего границы Я-Другой, пусть и с благими целями «улучшения судьбы» пациента НАРЦИССИ­ЧЕСКОЕ

Окончание табл. 4

 

ЦФКП Тактика психотерапевтического взаимодействия Тип ЛР
Необыкновенно Грандиозный Я -Восхищающийся Другой «Отзеркаливать» потенциальные способности и реальные успехи па­циента; выразить уважение к усилиям па­циента по созданию «имиджа не­обыкновенности»; поддержать стремление к инди­видуализации; утверждать уникальную неповто­римость существования другого че­ловека; не скрывать чувств изумления, удивления и восхищения; не демонстрировать неуместного сочувствия, не «инвалидизируя» тем самым пациента НАРЦИССИ­ЧЕСКОЕ
Богоподобный Всемогуще-Гранди­озный Я- Не-богопо-добный Другой Продемонстрировать толерант­ность к фрустрации, вызванной «двойной связью»; поддерживать усилия пациента по нахождению оптимальной психо­логической дистанции; использовать непосредственно-чувственный потенциал фантазийно­го пространства «если бы» ШИЗОИДНОЕ

Таблица 5

Центральные фантазийно-компенсаторные паттерны (ЦФКП) и возможные теоретические референции

 

 

Теоретические референции Центральные фантазийно-компенсаторные паттерны
  2б | 3 | 4
Стадии психо­сексуального развития (З.Фрейд) Оральная Анальная Анальная Фалли- ческая ЗД  
Формы психо­сексуальных стадий разви­тия (К.Абрахам) Ранняя оральная (сосание) Ранняя анальная (изгоня­ющая) Поздняя оральная (кусание) Поздняя анальная (удержи­вающая), фаллическая  
           

Окончание табл. 5

 

 

Теоретические референции Центральные фантазийно-компенсаторные паттерны
     
Способы защи­ты от базаль­ной тревоги (К.Хорни) «К людям» «Против людей» «Против людей» «К людям»  
Типы патоген­ного родитель­ствования (Д.Боулби) Тревожное прилипа­ние к ре­бенку Родитель­ские угрозы покинуть ребенка Родитель­ские угрозы покинуть ребенка Родитель­ская индук­ция чувства неполно­ценности в ребенке Отсутствие родителя, сепарация, родитель­ская неот-зывчивосгь
Типы проектив­ных идентифи­каций (С.Кашдан) Зависи­мость Власть Власть Сексуаль­ность, ин­грациация  

Гипотетическая функция фантазийно-компенсаторных паттер­нов - защита от страхов.

При всех типах личностных расстройств отсутствует базовое доверие к окружающим, которые воспринимаются потенциально опасными. Пациенты часто испытывают страх агрессии со сторо­ны Другого; будучи выраженным в самой крайней степени, страх агрессии переживается как страх смерти. В ряде случаев недиффе­ренцированный страх агрессии переживается в более конкретных специфических формах, как страх эксплуатации Другим, страх пре­следования Другим, страх отвержения Другим. Такие страхи, как правило, сочетаются, образуя разнообразные комбинации. Мы рас­смотрим каждый из них в отдельности более подробно, поскольку каждый из центральных фантазийно-компенсаторных паттернов выполняет функцию защиты в большей степени от того или иного конкретного страха. Исключение составляет паттерн «Агрессивно-Всемогущий Я - спуганный Другой», выполняющий, по механиз­му идентификации с агрессором (А.Фрейд), функцию защиты от страха агрессии в любой форме.

Страх эксплуатации может переживаться как страх использо­вания, «высасывания» Другим, угрожающим опустошением. По отношению к такому страху наилучшим образом выполняет за­щитную функцию паттерн «Альтруистически-Всемогущий Я -Нуждающийся в помощи Другой». Ресурсы всемогущего Я неис­тощаемы при использовании их Другим, который превращается из ужасающего ненасытного вампира в жалкого несчастного ни­щего.

Страх преследования может переживаться как невозможность «спрятаться», исчезнуть из поля зрения Другого, как постоянная открытость наблюдению со стороны Другого, чье «всевидящее око» никогда не оставляет Я без своего внимания. По отношению к та­кому страху наилучшим образом выполняет защитную функцию паттерн «Необыкновенно-Грандиозный Я - Восхищающийся Дру­гой». Необыкновенность Я предполагает постоянный интерес со стороны Другого, внимание которого абсолютно естественно и уже ничем не угрожает Я. Негативность пристального, проникающего внимания-разоблачения превращается в позитивность восторжен­ного, одобрительного внимания-восхищения.

Страх отвержения может переживаться как инакость, отлич-ность «белой вороны», обреченной на изоляцию. По отношению к такому страху наилучшим образом выполняет защитную функ­цию паттерн «Богоподобный Всемогуще-Грандиозный Я - Не-бо-гоподобный Другой». Абсолютная «отличность» Я превращается в «надличность»; Я возносится над ситуацией изоляции из-за от­вержения Другим и уже выбирает изоляцию, отвергая обыкновен­ность Другого.

При исследовании центральных фантазийно-компенсаторных паттернов обнаруживается не только то, что им присуща функция защиты от страха, но и сама обратная трансформация страха в желание, в потребность, вначале отчуждаемую как субъективно-недопустимую и проективно-идентификационно приписываемую Другому. То есть в фантазийно-компенсаторном паттерне реали­зуется обратное присвоение потребности, но в условиях, когда ее переживание субъективно-безопасно, что создается путем мани-пулятивной трансформации образа отношений со значимым Дру­гим.

 

* * *

Подчеркнем, что смоделированные с учетом обнаруженных цен­тральных фантазийно-компенсаторных паттернов отношений Я-Дру­гой тактики психотерапевтического взаимодействия с пациентами, страдающими тяжелыми личностными расстройствами, представ­ляются адекватными в первую очередь начальным этапам процесса психотерапии. Их гибкое, индивидуализированное применение, с соблюдением главного принципа - отсутствия конфронтации с бес­сознательными манипулятивными усилиями пациента - обеспечи­вает создание оптимальных условий для преодоления пациентом амбивалентного отношения к психологической помощи. Такая ам­бивалентность (или ее более примитивная форма - расщепление), свойственная пациентам, часто остается вне поля зрения как прак­тикующих психотерапевтов, так и исследователей в области психо­терапии. Обращение за помощью к Другому в основном связывает ся с нуждами Неполноценного Я, поэтому принято приписывать


пациенту особое восприятие психотерапевта мудрым, заботливым, понимающим родителем, авторитетным и уважаемым советчиком. При этом остается в тени тот факт, что восприятие пациентом пси­хотерапевта определяется также нуждами Всемогуще-Грандиозно­го Я, поэтому и обращение к Другому, а точнее обращение с Дру­гим, бессознательно окрашено чувствами абсолютного превосход­ства, снисходительной жалости и брезгливого пренебрежения. В центре внимания проведенного исследования как раз находятся именно эти нужды Всемогуще-Грандиозного Я, использующего си­туацию обращения за психологической помощью для реализации фантазий о полной подконтрольности Другого, образ которого ис­кажается и приобретает качества объекта, наиболее соответствую­щего цели удовлетворения желаний. В случае «выхода из образа» психотерапевт выглядит до такой степени угрожающим всемогу­ществу Я, что пациент спасается бегством, вынужденный расстать­ся с надеждой на получение помощи. Такое «выпадение» из «психо­терапевтического гнезда» влечет за собой столь серьезные опасно­сти для «неоперившегося» Неполноценного Я, что может угрожать уже не психологическому выживанию, а самой жизни пациента. Со­ставляющие группу суицидального риска пациенты с тяжелыми фор­мами личностной патологии ставят психотерапевта перед крайне ответственным выбором, когда «техническая нейтральность» как тактика психотерапевтического взаимодействия может оказаться во­инствующей тактикой антигуманного противодействия. Мы наме­ренно столь сгустили краски, чтобы показать весь «мрак пережива­ний» пациента, отчаявшегося получить помощь.

Только глубокое сочувственное понимание психотерапевтом «запутанного» мира переживаний пациента и умение с опорой на эмпатию к собственным контрпереносным чувствам прибегать к со­ответствующим приемам взаимодействия с тотальной «расколото-стью» Я пациента, страдающего личностным расстройством, по­зволяет профессионально облегчить пациенту «укоренение» в си­туации п







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия