Студопедия — Следствия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Следствия






Эта основополагающая противоположность находит свое развитие в целой серии противоположностей вторичных, затрагивающих act: аспекты режима. Приведем в качестве примера следующие.

Социальная связь. Процессуальная версия стремится свести обще­ство к конгломерату индивидов, приходящих к согласию лишь в ува­жении к регламентациям. Но достаточно ли согласия относительно правил игры для создания сильного общества? Кто будет рисковать своей жизнью ради защиты процедур — процедур политического ре­жима или рынка? Да и может ли быть прочным само это соглашение, если члены сообщества не имеют ничего общего? В соответствии с субстанциальной версией политическое общество не сводится к од­ной лишь ассоциации. Либерально-демократический режим сам ос­нован на «ценностях», которые подразумевает субстанциальное ра­венство, а с другой стороны, он может найти свое правильное выраже­ние лишь в рамках сообщества, вдохновляемого стремлением к совме­стной жизни, т.е. hie el пипс в сообществе, возникшим в современную эпоху и предстающим в форме нации.

Почему именно такая связь? Либеральная демократия по своей природе враждебна национализму (ее основание — всеобщие челове­ческие ценности, отвергающие националистический дух), но она не может не считаться с особыми связями, порождаемыми принадлеж­ностью к нации. Вплоть до создания нового порядка связи сообщест­ва всегда являются связями особого рода, и даже сами характеристики режима требуют связей подобного рода. Главная причина этого тако­ва: либеральная демократия узаконивает разногласие и устанавливает


Две версии либеральной демократии 359

Ёярбитраж мажоритарной воли в политической сфере; для того, чтобы вдытеснить эту институционализацию разногласий, необходимо силь- i'Hoe чувство общей принадлежности. Режим несет в себе издержки, Сцену, которую предстоит заплатить. Он, в частности, требует, чтобы f Меньшинство или меньшинства смирились, чтобы они признали ле- t гитимность решений, принятых представителями их противников. I Данные издержки терпимы и выдерживаются западными режимами о двум причинам: I) поскольку эти демократические режимы носят; также и либеральный характер (и либеральная составляющая ограни-адвает значения и издержки составляющей демократической); 2) бла­годаря коммунитарным связям, создаваемым национальным единст­вом. Можно привести и примеры a cotitrario1: Канада, Бельгия, разде-Г денные на два сообщества и ощупью ищущие жизнеспособных реше­ний; большое число африканских стран, в которых отсутствие по­длинной нации и соперничество между племенами или этносами представляет главное препятствие для установления и соблюдения либерально-демократических порядков.

я демократия настойчиво э к самой себе: общая па-эзнание общей судьбы. В еть нацию и создать, как это предла-.ную Европу на основе «конституци-ми, патриотизма процессуально-

Если все сказанное верно, то либералы |- требует субстанции, внешней по отношен! f мять, разделяемые многими ориентиры, с ■■ этом смысле стремление преодо.1 гает Ю. Хабермас, постнационал онного патриотизма» (ины

го) означает оправдание слабой гражданственности, политического общества, лишенного содержания, это также означает опасность под­рыва некоторых оснований либеральной демократии.

Политические обязательства. Если либеральная демократия рас­сматривается в качестве механической, то уважения к процессуальной стороне было бы достаточно, граждане и руководители были бы осво­бождены от всякой ответственности, — система может обходиться без гражданской доблести действующих лиц. Однако правила игры сами по себе не способны действовать в отсутствие всякого чувства граж­данских обязательств: результаты выборов никогда не определяются перевесом в один голос. Если бы гражданин был исключительно рас­четливым и рациональным, то он никогда не пошел бы голосовать, поскольку его голос не привнес бы ничего нового в общий вердикт. С й стороны, уважение формальных правил вовсе не гарантирует [ хорошего правления: имеет ли какое-либо значение, что правитель яв-Еь ляется человеком прямым или лицемерным, государственным деятелем

— противоположные, обратные (лат.) — Прим. иереи.


360 Современна я политика


Две версии либеральной демократии 361


 


или демагогом? Правильное функционирование режима требует разде­ленного чувства ответственности в том, что касается общей судьбы.

Данное требование имеет силу очевидности в крайних ситуациях Если во время войны личные цели возобладают над общим интере­сом, то что станет с обороной страны? Экстремальные ситуации напо­минают о том, что политика отлична от других видов деятельности и что общий интерес может потребовать от людей рисковать их собст­венной жизнью. Но если смысл политических обязательств ослабева­ет или даже совсем исчезает в обычное время, то какова же будет его сила в драматические моменты, когда он требует гораздо большего? Процессуальная демократия способна плавать в тихих водах, но она рискует стать уязвимой, как только поднимется ветер. В тот самый момент, когда Соединенные Штаты вступили в первую мировую вой­ну, объявления о воинском наборе изображали дядюшку Сэма со строгим лицом, поднятым пальцем и словами / want you.1 Накануне войны в Персидском заливе 1990 г. приглашение вступить в ряды во­оруженных сил формулировалось иначе: Be all that you can be in the army.2 Соблазн self-expression* заменял призыв к гражданской ответст­венности.4 Является ли это залогом политического единства?

Формы. Процессуальная демократия зависит от процедур, демок­ратия субстанциальная упорядочивается формами. Процедуры нейт­ральны, пусты, они приводят в действие юридические абстракции; формы же — принадлежат ли они нравам или Праву — имеют смысл, они созданы не только для того, чтобы управлять человеческим дейст­вием, но и для того, чтобы возвышать его.

Возьмем, например, парламентские выборы немилостью божьей 2028 года: избирательный возраст снижен до 16 лет (или — почему бы и нет? —до 14 лет), срок депутатских полномочий сокращен до одно­го года (или до шести месяцев), парламентская деятельность лишена всякого престижа (избранный депутат рассматривается своими изби­рателями как простой уполномоченный, дежурный исполнитель по­желаний и интересов тех, кто его избрал); политические дебаты не подчиняются никаким правилам, они принимают форму рекламных лозунгов на телевидении или личных выпадов, исчезла сама идея ра-

11 want you — зд. я выбираю тебя (англ.) — Прим. перев.

3 Be all thai you can be in the army — Все, что вы можете, — это быть в армии (англ.) —Прим. перев.

3 Self-expression — самовыражение (англ.) — Прим. перев.

4 Этот пример приводится Харви Мансфилдом в статье «Respons

lility versus

dNev

. Ed. by Licht R.A. Washington, The AEI Press,


I зумного обсуждения программ (к чему что-то обсуждать, если доводы позначны, ибо все они одинаково лишены рациональности?),

■ страсти выражаются резко, многие, в особенности самые молодые,

■ смотрят на выборы с безразличием или бесцеремонностью, демокра­
тический выбор превращается в балаган, но процессуальные законы
соблюдены (надолго ли?). В мире процедур псе к лучшему.

Но вот пример других выборов в некоем забытом всеми местечке на краю света: срок депутатских полномочий разумно длителен, изби­рательный возраст разумно поднят, отправление депутатских полно­мочий окружено почестями, а выбор избирателей падает прежде всего на наиболее способных и достойных; политические дебаты уравнове­шенны, они занимают ровно столько времени, сколько его требуется для проведения настоящих дискуссий, они демонстрируют весьма ар­гументированные речи; акт голосования окружен покровом торжест­венности, граждане переживают важный момент, они осознают свою высокую ответственность. Их выбор падает на самую лучшую часть их самих, и формы тому способствуют.

Разумеется, противоположность носит искусственный характер, но бна должна проиллюстрировать недостаточность простых процедур и достоинства форм (только бы они не иссякли!). Эти формы выражают­ся либо в нравах и обычаях, либо в правовых установлениях и, прежде всего, в законах конституционного права. Следовательно, интерпрета­ция конституции различается в зависимости от той или иной формы режима: если в одном случае конституция представляет собой лишь юридические рамки, институциональную механику, то в другом она значит гораздо больше и является тонким регулятором правовых уста­новлений, направленным на побуждение к действию в направлении наилучшего функционирования режима; иначе говоря, она работает на уровне форм. Наилучший пример, который можно было бы приве­сти, это пример американской конституции.1 Founding Fathers собира­лись установить «народный режим» (или демократию), но также и вве­сти достойное правление. Как это сделать? Медисон, Гамильтон и дру­гие составители конституции были первопроходцами в этом деле, они мудро создали совокупность институциональных форм, преследую­щих две цели: с одной стороны, смягчить, умерить «народное правле­ние», с другой, — подняться до вершин демократии; с одной стороны, избежать любых злоупотреблений властью (противопоставляя често­любие честолюбию в рамках системы checks and balances), с другой, — помогать, служить народному разуму и гражданским добродетелям

:: The John Hopkin


Современная политика


при помощи системы делегирования, побуждения и распределения ро­лей (взаимодействие представительства и дистанцирование между на­родом и властью, упорядочение общественных должностей для созда­ния «тенденции к ответственному правлению» и т. д.).

Конституция 1787 г. — примечательное достижение, поскольку она до сих пор управляет американской политической жизнью, но процес­суальная интерпретация, которая преобладала с тех пор, не позволяет больше институциональным формам, направленным на повышение роли политики, играть свою роль. Правительство все больше и больше рассматривается как уполномоченный, нежели как совокупность от­ветственных органов, обладающих собственным пространством для обсуждения и вынесения решения и имеющих целью разумное согла­сие народа. Представительство отныне — лишь техническая необходи­мость, а не средство повышения роли разума. Процессуальная версия демократии обесценивает представительство, парламентские дебаты и высвобождает пространство для неформальной практики, которая, в свою очередь, способствует упадку конституционных форм.

Что же это за неформальная практика? В Соединенных Штатах, во Франции и в других странах она обусловлена прежде всего той важной ролью, которую играют опросы и средства массовой информации (СМИ). Опросы общественного мнения — продукт общественных на­ук—и информационная машина, главным образом, телевидение, объединяются, чтобы подорвать роль представительства и обсужде­ния. Опросы стремятся к извращению отношений между избирателя­ми и избранными. Вместо того, чтобы задавать вопрос, как это проис­ходит в случае с выборами (правильно понятыми), кто достоин осуще­ствлять общественные функции и с какими целями, они заставляют граждан думать, что их нынешние мнения и поведение должны быть немедленно восприняты правительством. Опросы игнорируют сроки проведения выборов, они оказывают давление ради получения непос­редственных результатов, оцениваемых по признакам, посредством других опросов, причем вся статистика устанавливается экспертами и передается по СМИ. Работа политических деятелей подстегивается, а граждане не узнают ничего важного — всего лишь сколько сограждан разделяют их мнение по такому-то вопросу. Способна ли эта мера по­мочь им выносить суждения?

Еше большее влияние сиюминутности у СМИ. Телевидение устра­ивает «короткое замыкание* в представительных институтах, оно в бе­шеном темпе выдает news ' непосредственно публике и вызывает немед­ленные реакции. Политические деятели вынуждены мгновенно или

1 News — новости (англ.) - Прим. перев.


Две версии либеральной демократии 363

и мгновенно высказывать свое мнение, у них нет времени для об­думывания или обсуждения, и их непосредственная реакция сама по­рождает новый всплеск. Публике задают вопросы в ходе опросов, без предварительного обсуждения, и ее реакция также способна породить 'другие непосредственные реакции... Информационная машина неявно '.требует от правительства, чтобы то в любой момент было готово отве­дать на требования «мнения», более или менее отфильтрованные СМИ. Лравители освобождаются от всякой педагогической роли, граждане;Еризваны иметь все средства для самостоятельного разрешения всех вопросов на основе получаемой информации, прежде всего, благодаря е телевидению. Упадок форм соответствует помрачению разума.

В сфере социальной и политической организации не существует и никогда не существовало чистых решений. Либеральная демократия в ее субстанциональной версии — режим смешанный. Она пытается комбинировать в себе несколько принципов и навсегда обречена ощупью продвигаться в поисках точек равновесия: равновесия между ; властью и свободой, правом и нравами, частными целями и общим к интересом, между частной сферой и сферой публичной, между об-| шинными связями и договорными отношениями, между процессу-* альной и содержательной стороной... Но если процессуальный разум i берет верх над всем остальным, равновесие нарушается — низведен-| ный до релятивизма либерализм занимает все или почти все про-; странство, он искажает природу демократического выбора и снижает ' его значимость. В итоге политика отмирает, она лишается свойствен-- ных ей целей: если значение имеют только отдельные индивидуально-, сти, объединяемые лишь их индивидуальной свободой, то во имя чего учитывать общий интерес, выходящий за рамки частных интересов? Политика отныне оказывается на службе частных целей, она кое-как выступает арбитром между интересами и правами, она отказывается от всякой ответственности на уровне цивилизации. Как следствие, коллективная судьба ускользает от какого бы то ни было обсуждения и рационального выбора, она формируется ощупью, как простая ре­зультирующая множества рассеянных волеизъявлений. Отречение от демократической политики означает, что люди отказываются от уп­равления своей общей судьбой, предпочитая ей логику прав, логику ■ рынка, наконец, логику техники. Если и верно, что войне режимов! Положен конец, то вопрос о режиме еще не закрыт: его решение зави-f сит от всех действующих лиц эпохи либеральной демократии — как той, в которой разворачивается, так и той, в которой стирается искус-







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия