Т.) — Прим. персе.
; tone person, one dollar» — «Од? lap- (англ.) — Прим. nepee. 304 Современная политика Из демократического равенства вытекает также и равенство перед некоторыми обязательствами — обязательствами военными и финансовыми. В XIX в. система призыва в армию носила главным образом характер неравноправный или строилась на основе жребия, корректируемого деньгами. Развитие законодательства постепенно уничтожило эти моменты и положило конец исключениям и освобождениям, а приближение войны ускорило ход дела, и всеобщая воинская повинность практически становится нормой (даже если Великобритания прибегает к ней только в военных условиях). Тот же смысл имеет и развитие демократической идеи, связанное с принятием в начале XX века налога с доходов в США (1913 г.), во Франции (1917 г.) ми налога с капитала в Великобритании (принятый в 1910 г. «народный бюджет», по словам Ллойда Джорджа); 2) провозглашение новых равных прав, прав социальных или прав-обязательств. Эта новая версия равенства не является более развитием равенства между гражданами, она постулирует новый принцип права всех на определенное число социальных благ, — т.е., в соответствии с формулировкой Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), права на «уровень жизни, достаточный, в частности, для питания, приобретения одежды, жилища, медицинских и прочих необходимых социальных услуг», права на отдых и свободное время, права на медицинское обслуживание, права на получение образования и приобщение к культуре (ст. 22-27). Речь идет о том, чтобы за границами юридического равенства, разоблачаемого марксистами как равенство «формальное», ограничить значение социального неравенства, утвердить принцип равенства не только в терминах юридической защиты, но и в терминах долговых обязательств общества. Государство предстает как судья, отныне оно заботится о «благополучии» членов сообщества (Welfare Statey). Эти принципы, ставшие после второй мировой войны официальными принципами в западных странах, очень ясно изложил Президент Рузвельт в своей речи о состоянии Штатов в 1944 г. Начало его сообщения во всем соответствует (либеральной) традиции: «Государство зародилось и выросло, достигнув нынешнего могущества, под сенью известных неотчуждаемых политических прав, среди которых свобода слова, свобода печати, свобода вероисповедания, суд присяжных, защита от произвольных преследований и арестов. То были наши права на жизнь и на свободу». Но Рузвельт далее продолжает: «Однако, в то время, как наша нация становилась великой и могущественной, в то время, как развивалась наша промышленная экономика, эти политические права демонстрировали свою недостаточность для _____ _ Элементы истории (картина первая) 305 ;спечения равенства в достижении всеобщего счастья (equality in the uit of happiness). Мы примкнули к, так сказать второму Bill of ihts,1 на основе которого могут быть установлены опорные момен-ы для обеспечения безопасности всех независимо от положения, ра-j и веры.» Затем следует перечень новых прав, среди которых право сдой семьи на достойное жилье, право каждого на достаточное воз-дение за труд, чтобы иметь возможность достойным образом юкормиться, одеваться и развлекаться, право на хорошее образова-ме, достаточное медицинское обслуживание, на защиту от социаль->стей. Новые права, таким образом, определяют обширную юграмму для общественного вмешательства в государственные де-и, и они действительно выражаются в развитии протекционистского ^государства (основные черты которого уже сформировались в предво-I Ышый период) и в многочисленных общественных акциях, направ-Г ленных в основном не на непосредственное уничтожение экономиче-[ ского неравенства, но на ограничение его нежелательных последст- вий; | 3) коррекция неравенства в достигнутых результатах. Эгалитар- ', ное движение получило мощное ускорение в 1960-1980-х гг. и по-: родило новые формы общественного действия. Равенство шансов понималось не столько как условие для справедливого неравенства (меритократический идеал), сколько как средство уменьшения неравенства в достигнутых результатах. В частности, внимание сосредоточилось на результатах сравнения отдельных групп — мужчин и женщин, черных и белых (в США), учащихся и студентов по их социальному положению (во Франции), — и коллективное неравенство в достигнутых результатах рассматривалось как следствие неравных шансов. Как следствие государство проводило политику с целью достижения коррекции, которая в Соединенных Штатах была направлена непосредственно на результаты: то были предпринятые в 1970-х годах меры так называемой Affirmative Action, выразившиеся на предприятиях и в университетах в системе набора и продвижения по службе, отдающей предпочтение женщинам и расовым меньшинствам. Закат меритократического принципа открыто выразился в сомнениях по поводу экономических различий как таковых и в возрастании числа просителей о воздействии государства, для уменьшения этих различий. В рамках научной мысли это разви-! тие идей иллюстрирует книга Джона Ролса «Теория справедливо-j стив- (1971 г.) и дискуссии вокруг нее. В политической практике \ против неравенства» была одной из господствующих тем
1 Welfare State — государе о благоденствия (англ.) — Прим. перев. 1 Bill of rights — Билль о Правах (англ.) — Прим. перев. 306 Современная политика Эле м енты истории [картина первая) 307
того периода, а общественное перераспределение приняло ещ. больший размах. В определенной мере эти эгалитарные тенденции совпадают с тем, что Раймон Арон называет прометевскими амбициями индустриальных обществ. Но даже если это стремление и имеет эгалитаристское измерение, цель его носит более обширный и глобальный характер — вырвать индивидов из (.деспотизма» вешей. Это великая или исключительная направленность в послевоенный период красной нитью проходит через официальные документы западных обществ. Среди свобод, провозглашенных Атлантической Хартией (1944), есть две, новые для традиционного либерализма: freedom from want, freedom/ram fear, свобода от нужды и свобода от страха. Новые права, провозглашенные после 1945 г., как, например, право на «достаточный уровень жизни», показывают динамику равенства, но также и ту же самую направленность. Западные общества обрели такую уверенность в своей способности господствовать над природой благодаря развитию науки и техники, господствовать над обществом благодаря общественным наукам и организации, что они полагают возможным освободить людей от материального порабощения, доставшегося им в наследство от их предков. В 1964 г. президент Джонсон в следующих прометеевских словах представлял Great Society,' к построению которого он приглашал своих сограждан: «Великое Общество — это изобилие и свобода для всех. Оно требует исчезновения бедности и расовой несправедливости, и мы все к этому стремимся. Но это только начало. В Великом Обществе любой ребенок может обрести знания, необходимые для обогащения его духа и расцвета его талантов: свободное время воспринимается как возможность для позитивного размышления, а не как скучное и бессмысленное времяпровождение; города удовлетворяют физические потребности и требования развитии торговли, не забывая о любителях прекрасного и жаждущих чьего-либо общества» (речь 22 мая 1964 г.) В основе этого нового стремления лежит идея прогресса, экономический прогресс, реальность этого прогресса, а также закваска из социалистических идей. Западные общества в какой-то мере вторили протестам Маркса. Что могут значить, восклицал Маркс, «формальные» свободы — право говорить, писать, избирать своих представителей, отправлять свои культовые потребности, — если реальное существование — в повседневной жизни, в труде — пребывает в плену безжалостной необходимости, порождаемой властью господина и тиранией потребностей? Чего стоит свобода, существующая только на бумаге и не способная к действительному осушествле- ] Great Society — Великое Общество (англ.) — Прим. перев. даже для обществ, отвергающие страны совершенно не от- цию?1 Такое обвинение небезразли х Маркса. Западные демократич »|»щали либеральной концепции свободы, но они также возложили ■ данако, добавить, что начиная grosso modo с середины 1970-х годов экономический кризис, а также осознание ограниченности обще-ртвенного действия в какой-то мере смягчили этот прометевский оптимизм. ,. Таким образом, западные общества проникнуты духом, глубоко отличным от идей «основателей». Недооценивая власть, либерализм скупился в отношении ее способности к действию. Но как только равенство должно было выражаться в социальных отношениях, как только бедность и нищета стали столь же неотъемлемой частью общества, как и злоупотребления полиции или произвол властей, главной задачей стадо не столько ограничение власти, сколько придание ей новых средств в.соответствии с новыми задачами. Западный режим был задуман как номократия, но он стал телократией, если мы воспользуемся различением Бертрана де Жувенеля. Иными словами, в задачи власти входило создание гарантий с помощью законов, но оно все больше и больше стало возлагать на себя миссию правления при помощи решений. Это обусловило возрастание роли государства и смещение границы между частным и публичным в пользу публичного, — что все либералы разоблачают как опеку государства над обществом. Это обусловило также и изменение понятия закона. Закон понимается теперь вовсе не как общее, прочное правило, укорененное в высшем и незыблемом Праве, он «.значительной степени превратился в простое выражение воли государства, облаченное в особые формы. Телократическое государство хяфемится сделать закон орудием действий правительства, и такое развитие выражается одновременно в обесценивании законодательных текстов и в умножении мер частного характера в законодательной фор-
сальных» и «реальных* свобод ставит действи-запуганной форме. Марксистское понятие сво- !. Если первая свобода есть право не;вободные люди. Об этом различии аклюЧении к «Очерку о
308 Современная политика___________________________ ме. Юридический позитивизм способствовал развитию или подтверждал его, определяя закон с помошью чисто формальных критериев и разрушая всякую субстанциональную связь между законом и справедливостью. Телократическое государство остается подчиненным уважению к формам и примату конституции, но либеральное понятие закона не смогло одолеть подъема новых амбиций власти. Однако западные режимы вовсе не отказались от уважения индивидуальных прав человека и традиционных публичных свобод. Декларации, появившиеся после 1945 г., провозглашают новые права, но прежде всего они перечисляют либеральные права и свободы. Мы имеем в данном случае дело не с заменой, но с добавлением: западные демократии ссылаются одновременно на либеральное наследие и на прометеевские эгалитарные амбиции. Дух обоих этих влияний различен, в какой мере они совместимы? Нужно заметить, что если между ними и существует антагонизм, то антагонизм этот на практике не затрагивает основных свобод, к которым причислены прежде всего политические свободы и свобода религиозная, ставшие почти неприкасаемыми и бесспорными. Однако если этот вопрос относится лишь к некоторым личным свободам, он тем не менее не снимается: не грешат ли общества, считающие себя одновременно либеральными и освободительными, избытком честолюбия и игнорированием конфликта человеческих ценностей? Система и действующие лица. Либеральные по своему происхождению институциональные формы — одна или предпочтительнее две представительные палаты, распределение власти между различными органами, главенствующая роль конституции — стали в каком-то роде консубстанциональны современному западному режиму. Конечно, существуют модификации и развитие, — например, существенно изменилась концепция закона, — но правилом здесь является преемственность, лучшей иллюстрацией которой выступает, разумеется, американский опыт. Зато изменились действующие лица, а вместе с ними изменился и смысл некоторых институциональных установлений. Политическая жизнь либеральной эпохи была уделом знати, теперь же вследствие универсализации избирательного права она стала делом всех и одновременно делом особых специалистов — профессионалов в политике. Условия функционирования западного режима изменились с появлением в ХГХ веке современных политических партий, а затем и с их развитием. Конечно, и раньше существовали клубы, объединенные общими интересами группы людей, парламентские фракции, Но современ- Элементы истории (картина первая) 309 ные партии, понимаемые как структурированные, постоянные и устойчивые организации, имеющие своей целью завоевание и осуществление власти, родились вместе с современной демократией. «Эти новые образования, — пишет Макс Вебер, — дети демократии, всеобщего избирательного права, необходимости привлекать и организовывать массы».1 Первые политические партии оформились в Соединенных Штатах после выборов президента Джэксона (1828 г.). Многочисленные выборы требовали создания организаций для управления выбором избирателей и в то же время вводили spoil system2 (систему, возведенную Джэксоном в ранг принципа), т.е. распределение общественных должностей в соответствие с политическими критериями. В Англии партии сложились как результат развития, отмеченного различными электоральными реформами. После Reform Act 1832 г. консерваторы и либералы (наследники Tories и Wigs1) создали по всей стране registration societies4 для сверки электоральных списков и вписания в них новых избирателей. Вскоре после реформы 1867 г. получили развитие caucus или избирательные комитеты на местном уровне, предназначенные для упорядочения и руководства избирателями. Наиболее известный среди них, ставший своего рода образцом, был создан в Бирмингеме Джозефом Чемберленом. Федерация этих местных комитетов положила начало современным политическим партиям, укрепившимся благодаря новой избирательной реформе 1884 г. Во Франции первые политические партии возникли позднее, но их появление также было связано с электоральным процессом. Первоначально в 1848 г., а также в 1871 г. существовали избирательные комитеты, комитеты патронажа. С развитием постоянной практики выборов эти комитеты стремились к упрочению, а затем и к формированию своих отделений. Таким образом летом 1901 г. из многочисленных избирательных комитетов возникла радикальная партия. В конце XIX — начале XX веков в Европе возникают партии нового типа. Первые современные партии были партиями знати, они носили децентрализованный характер, и ведущая роль в них принадлежала парламентариям; эти новые партии были партиями массовыми {по выражению Мориса Дюверже), партиями борцов, имеющими свой аппарат, постоянных членов, централизованную организацию, в рамках которой парламентская группа была обычно подчинена руководителям аппарата. К этим массовым партиям принадлежат в первую очередь немецкая социал-демократическая партия (возникшая в 1 WeberM. Le savantet lapolitique. P. HI. 1 Spoil system — система распределения (англ.). — Прим. перев. 1 Tories и Rigs — тори и вигов (англ.).— Прим. перев. 4 Registration societies — регистрационные общества (англ.) — Прим. перев. 310 Современная политика 1895 г.), французская социалистическая партия (!9О5 г.), лейбористская партия (1906), затем коммунистические партии, созданные после 1919 г. в рамках III Интернационала. Различные эти партии развивались, причем таким образом, что развитие не уничтожало различий между типами партий. Главное -они занимали почти все пространство легетимной политической жизни. Политическое соперничество превратилось в соперничество между политическими партиями, парламентские ассамблеи оказались разделенными на парламентские группы (в 1919 г. впервые во Франции регламент палат депутатов признал существование парламентских групп), политическая жизнь все больше становилась делом профессионалов. Центральная роль, отводимая партиям, изменила характер представительства, как и значение разделения властей. В этом отношении особенно поразителен английский пример: с момента установления строгой двухпартийной системы депутаты палаты Общин являются не «представителями» в традиционном смысле этого слова, но избранными от партии членами, входящими в состав парламентской группы и подчиняющиеся правилам голосования. Defacto палата Общин не является более совещательной ассамблеей, обладающей собственной миссией, она в основном превратилась в законодательную ветвь властной деятельности. Опуская в урну свой бюллетень, британский избиратель выбирает не столько депутата, сколько программу и правительственную команду, опирающуюся на парламент-скос большинство. Таким образом, мы далеко ушли от представлений о представительстве, развиваемых Берком, равно как и от анализа разделения властей, представленного Монтескье на примере английского режима. Развитие институциональной практики (уменьшение значения Палаты лордов, переход полномочий королевской власти премьер-министру) и в особенности эволюция современных партий и природы британской партийной системы de facto привели к концентрации власти, не имеющей иных границ, кроме британской либеральной традиции и независимости судебной власти. Разумеется, английский вариант имеет свою специфику, но он в особенно яркой форме иллюстрирует общие тенденции, проявляющиеся, в частности, во всех западных режимах, где царит мажоритарная парламентская система. В этом отношении Соединенные Штаты являются исключением: разделение и равновесие властей (система checks and balances) здесь остается действенной. Но все равно, в любом случае партии и система партий глубоко изменили условия функционирования либеральных демократий: выбор представителей отныне происходит через партийный фильтр, практическое значение системы государственных органов зависит от ее увязки с системой партий. Элементы истории (картина первая) 311 Таким образом, сегодня либеральная демократия — это прежде г всего плод либеральных принципов и развития принципа равенства. к Сама по себе она очерчивает пределы горизонта политики. Она в еще I большей степени стала предметом верований и суеверий. Для Основа- \ телей новый режим был предметом философского размышления и У критического анализа, он замышлялся как формулировка, имеющая [ свои требования и свои опасности; теперь же режим принял характер очевидности, естественной вещи, и если он ставит проблемы, то это главным образом проблемы организационные. Но так ли это? Первый наш очерк дает лишь часть всей истории. Он лишь частично восстанавливает развитие духа режима и его представительства. О чем говорит второй очерк? Прежде, чем перейти к этому вопросу, нужно провести изучение процедур и институтов, иными словами, последовательно рассмотреть правила игры и формы правления. Правила игры 313 XIV. Правила ИГрЫ Основополагающие правила Повторим основные выводы. Либерально-демократический режим носит составной характер. Он основан на двух принципах — либеральном и демократическом, — каждый из которых ограничивает значимость другого. Исторически первым является принцип либеральный. Он постулирует, что люди как таковые выступают носителями прав и свобод, и как следствие, эти всеобщие права ограничивают легитимное осуществление власти. Принцип равенства прав логически подводит ко второму принципу — демократическому: люди, располагающие равной свободой-автономией в частной сфере, располагают и равной свободой-автономией в сфере публичной. Из этого следует, что народ, сообщество граждан, должен не осуществлять власть сам (прямая демократия), но, по крайней мере, выбирать тех, кто будет ее осуществлять (демократия представительная). Режим разделяет две области: область частную и область публичную, — управляемые различными принципами, даже если оба принципа опираются на идею равенства. Как следствие и в противоположность неудачным формулировкам французского конституционного права в либерально-демократическом режиме народ не является сувереном. Если бы он им был, то права человека всецело зависели бы от мажоритарной воли, а значит, режим не носил бы либерального характера. Оба принципа задают для режима правила игры. Но ограничивается ли режим правилами игры? Оставим на некоторое время этот вопрос открытым и рассмотрим внимательнее оба ос но правила и проблемы, связанные с их артикуляцией. шолагающи I Либеральная демократия выступает организующим принципом '" мира, основанного на равной свободе каждого. Каким образом это происходит? С одной стороны, либеральный принцип подразумевает свободный выбор индивидов или личностей в частной сфере. Тем са-£_мым он предупреждает некоторые конфликты посредством «отступле->■ политики и усиления роли индивидуального выбора (так, рели-я превратилась в личное дело каждого). С другой стороны, демокра-;ский принцип подразумевает равную свободу-участие в публич-й сфере или в выборах тех, кто принимает эти решения. Тем самым 1 институционализирует конфликты и урегулирует их при помощи жоритарного решения. Иначе говоря, либеральная демократия раз-гся двумя способами: с одной стороны, она пытается ликвидиро-
рждением различий, с другой — она ается разрешить их мирным путем. В лизирует разногласие и на этом осно-ия, касающегося уважения разногла-ги и процедуры их разрешения. Такое со- [ гласие в отношении правил игры и есть формальное основание либе-шьной демократии, и оно должно быть достаточно прочным, чтобы в j; каком-то роде нести на себе бремя расхождений и конфликтов. Демократические правила игры. Институц ион ал и за ция политиче-| ских конфликтов означает, что они оформляются в свободное и упо-щоченное состязание, управляемое решением большинства народа.?'. Воля большинства выносит скорое решение, но она не способна по- ( мешать продолжению свободной игры конфликтов мнений, которая может привести к формированию нового мажоритарного мнения в.ующий выборный срок. Свобода мнения представляет собой полную величину, а значит, демократическая политическая жизнь отмечена дискуссиями, спорами, дебатами между конкурирующими партиями, критикой власти со стороны оппозиции и оппозиций. Сложность состоит в примирении этого постоянного публичного политического согласия со смыслом единства и общего интереса. Соперничающие партии вынуждены эксплуатировать различия, возможно, создавать искусственные, логика состязания заставляет их искажать своего соперника и как крайний вариант — относиться к нему как к своему врагу. Здесь существуют другие средства защиты, кроме духа умеренности и осознания необходимости уважать правила игры. Эта конкуренция периодически подвергается суду граждан в соот-ствии с мажоритарным принципом. Принцип прост и суров: боль- 314 Современная политика____________________ шинство одерживает верх. Это правило не подразумевает, что большинство обязательно право — ни 51% голосов, ни даже большее их число не доказывают пригодности идеи или программы, — но оно означает, что решение большинства побеждает и что меньшинство принимает его и считает законным. Совершенно очевидно, что данное правило носит основополагающий характер, поскольку позволяет мирно разрешить политические разногласия, но оно не имеет другого прочного основания, кроме того, что связано с желанием всех участников его уважать. Это «шелковая нить», говорит Г. Ферреро в тексте, который в какой-то мере показывает, как работает это правило: «В городе [Женеве], который судьба в благословенный момент избрала телем одного спектакля, всегда вызывающего у меня сильные впечатления. Город управляется демократически и разделен между двумя партиями, часто устраивающими процессии, парады, собрания под открытым небом, чтобы утвердить свои программы. Порой в один и тот же час можно видеть шествия, сопро- ления. В обеих процессиях все различно: лозунги и лица, страсти и теории. славу некоей идеи, они состоят из одержимых людей, оспаривающих власть. Но все они шествуют мирно и соблюдая порядок под надзором нескольких крепких жандармов, не имеющих оружия и доброжелательно настроенных. Почему? Да потому, что считается, что они разрешат свои вопросы путем дискуссий и голосования; что большинство воспользуется правом управлять. Оба человеческих потока всегда казались мне шествующими между двумя почти невидимыми шелковыми нитями, который может разорвать и ребенок. Однако же эти шелковые нити удерживают людей и направляют их подобно могучим берегам. Что это? Иллюзия, робость, вера в ложные принципы, придуманные несколько веков назад? Да нет, обе процессии правы: если они разорвут шелковые ниточки, они нападут друг на друга, закон рухнет, страх овладеет умами. И тогда шелковую нить нужно будет заменить железными оковами».1 Эти шелковые нити носят защитный, но одновременно и понуждающий характер. Они заставляют всех граждан подчиниться решениям представителей одной из двух партий, большинству (или даже меньшинству, но меньшинству, одержавшему победу, хотя и оставшемуся в меньшинстве вследствие рассеяния конкурентов или/и высокому количеству не принявших участия в голосовании). Для противников принятия демократической процедуры это означает подчинение тем, кому они противостоят. В теоретическом плане, как замечает Раймон Арон, здесь нет никаких сложностей: «гражданин принимает систему назначения правителей в соответствии с законами, которые действуют на легитимных основаниях. То, что сегодня правители представляют Правила игры 315 враждующие между собой политические силы, — неизбежный второстепенный фактор, который, по сути, ничего не меняет».1 Но на практике соблюдение правил игры обладает очевидностью, варьирующейся в зависимости от масштаба разделений и действительно осуществляемой политики. Демократический процесс предполагает также ограничения и издержки для выигравших, т.е. для изубранных носителей власти: не только постоянная критика и протесты, Щю и главным образом временный характер их положения, что подразумевается самой периодичностью выборов. Устойчивости государства сопутствует временный характер мандата его руководителей. А это 1 йзначает, что одной из характерных черт Homo politicus democraticus является нестабильность занятости. Политическое ремесло е современных демократиях — ремесло жесткое и изнурительное: сильная конкуренция, постоянный надзор и критика противников, периодический -пересмотр собственных позиций, неудачи у всех на глазах, часто социальная регрессия (в отношении политического положения)... Психологические издержки высоки, но они не препятствуют принятию назначений, равно как и не вызывают желания уйти в отставку у тех, кто -занимает определенное положение. Демократическая арена напоми-. нает двор Людовика XIV, увиденный глазами Лабрюйера: «Двор не делает счастливым, он препятствует тому, чтобы быть счастливым вне "двора» («Характеры»). Либеральные правила игры. Ограничение значения и длительности 'политических конфликтов осуществляется благодаря умеренному и ■ мягкому осуществлению власти. Политические конфликты должны !быть ограничены не только по своей интенсивности, но также и по своей продолжительности. Коль скоро либерально-демократическая политика различает человека и гражданина, сферу частную и сферу политическую, политические разделения не распространяются на частные расхождения, и политическое действие закреплено в определенных границах. Такое ограничение, разумеется, ставит проблему границ, но существуют бесспорные пределы. Так, либеральная демократия явно не заслуживала бы определения либеральной, если бы мажоритарное решение было способно лишить некоторых членов сообщества их благ или если бы оно могло отнять у некоторых или у всех свободу исповедовать свою религию и отправлять религиозный культ, выбирать своих читателей или свою профессию, делать выбор между семьей и безбрачием, воспитывать своих детей, путешествовать за границу, не смотреть телевизор,
. Talleyrand i Vienne (1814-1815). P.: Plon, 1940. 1 Арон Р. Демократия и тоталитариз i. С. 65. 316 Современная политика увлекаться игрой в теннис или в шахматы и т.д. Это правило является не только либеральным принципом, но и условием нормального и мирного функционирования демократии. По мере расширения политической области, т.е. области, управляемой законом большинства и общественным вмешательством, издержки демократии для меньшинства возрастают. Демократия, которая бы порвала с современно понятой свободой, подтолкнула бы оппозиционеров к несоблюдению закона или/и к бунту. Оппозиция должна подчиняться решениям, законно принятым представителями ее противников, но чем в большей степени эти решения ставят под угрозу ее свободы или ее интересы, тем больший соблазн слорчить, а в самом предельном случае — не подчиниться, но взбунтоваться, будет она испытывать. Сознательное подчинение меньшинства требует, чтобы находящееся у власти большинство пользовалось этой властью умеренно. Другими словами, современная демократия несомненно может быть либеральной в большей или меньшей степени, но перестав быть либеральной, она прекратит свое существование.
|