Правление во Франции при V Республике
Французская форма правления при V Республике носит оригинальный характер, она порывает с предшествующим опытом и отличается от форм правления в других либерально-демократических странах. В том виде, в каком она существовала в период 1958-1986 гг., 1988-1993 гг., 1995-1997 гг., она предстает как результат в значительной степени непреднамеренный, но в целом поддержанный. Изначальный смысл институтов 1958 г. был изменен самой практикой, связанной с исторической ситуацией, внесенными в 1962 г. изменениями и развитием партийной системы. Модифицированная таким образом V Республика привела к примечательной политической стабильности (по сравнению с предыдущими республиками) и, даже если она долгое время и подвергалась критике и нападкам, она постепенно упрочилась, и различные действующие лица последовательно примкнули к ней, однако она не положила коней институциональным колебаниям. Устойчивость правил игры не выдержала напора выборов в законодательные органы марта 1986 г., затем выборов марта 1993 г. и мая-июня 1997 г. Во всех трех случаях победа на выборах политических противников Президента и выбор политических акторов положили начало новой конституционной практике — «сосуществования». В Великобритании, Соединенных Штатах или в Германии функционирование институциональной системы зависит от системы партийной, но остается неизменным независимо от соотношения политических сил в рамках партийной системы. Победит ли на выборах в Германии ХДС или ХСС, консервативная или лейбористская партия в Великобритании — форма правления от этого не изменится. Одна из особенностей Франции заключается в том, что институциональная практика зависима не только от партийной системы, но порой и от соотношения политических сил, участвующих в парламентских выборах. Иначе говоря, в некоторых случаях победа на выборах уходящего большинства или уходящей оппозиции определяет способ применения конституции. Законы писаные и законы неписаные. Конституция 1958 г. плохо укладывается в привычные рамки, и с самого начала казалось слож- 334 Современная политика ным определить именно эту «незаурядную конституцию» (Жорж Бюрдо) или этот «ублюдочный режим» (Рене Капитан) или, по крайней мере, прийти к соглашению относительно определения: «орлеа-нистская монархия» (Морис Дюверже), «сенаторская республика» (Марсель Прело), «консульская республика с парламентским фасадом» (М. Дельбез), «парламентская Империя» (Раймон Арон)... Сложность истолкования связана с тем, что конституция предстать ляет собой «компромиссный документ» (Жорж Недель), произведение составное, инициаторы или составители которого, в частности, генерал де Голль и Мишель Дебре, не во всем разделяли одну конституционную доктрину. Grosso modo этот документ обладает двумя существенными чертами: с одной стороны, он порыцает с французской парламентской традицией, всецело сохраняя парламентскую систему; с другой стороны, на уровне исполнительной власти он устанавливает дуализм, несущий в себе известную долю двусмысленности. Цель конституционной реформы, как объяснял Мишель Дебрс перед Государственным Советом 27 августа 1958 г., состоит в «перестройке парламентского режима Республики». В противовес предшествующей практике создатели конституции выработали сложную систему, направленную на усиление исполнительной власти и на ограничение, установление барьеров для власти Национального собрания — это, разумеется, парламентский режим, но уже не «депутатская республика». Президент III и IV Республик избирался парламентариями, и его роль (с 1877-1879 гг.) была очень скромной; Президент V Республики олицетворяет прочность государства, его избирала (в 1958 г.) расширенная коллегия, он наделен собственными атрибутами власти, которые очень весомы (в частности, право на роспуск и создание исключительных органов власти по статье 16); до 1958 г. закон был монополией парламентариев, он не был подчинен никакой определенной области или действительному контролю, новая же конституция создает внепарламентскую законодательную процедуру (законодательный референдум, статья II), она закрепляет за законом определенную сферу и образует конституционный контроль; при ГУ Республике Собрание распоряжалось законодательной процедурой, начиная с 1958 г. в этом деле ключевую роль играет премьер-министр... Тем самым Парламент оказался втиснутым в сеть ограничивающих отношений («рационализированный парламентаризм»), и сеть этих отношения трактовалась в зависимости от особой ситуации в партийной системе. Все эти методы были на самом деле неэффективными перед лицом решительно враждебного большинства, они были бесполезными в случае организованной ____ _________________________ Формы правле ни й 335 поддержки большинства, они способствовали прочности и авторитету правительства лишь в промежуточных случаях, в случаях, которые можно было заранее предвидеть, поскольку партийная система 1958 г. была в основном унаследована от IV Республики. «Просвещенный» создатель конституции, Мишель Дебре замыслил создание институциональной системы как зависящей от системы партийной, и он считал, что эта институциональная регламентация заменит пар- ^ тийную систему английского образца (как он сам это объяснял в юей августовской речи перед Государственным Советом). Ему бы- | ло сложно предвидеть, что последующее развитие партийной систе-выразится в возникновении того, отсутствие чего была призвана сгладить его собственная конструкция — прочного парламентского большинства. Какова же точная роль Президента в рамках этой системы? На ■ этот счет существует множество объяснений намерений генерала де Голля и различных «прочтений» конституции. И действительно документ 1958 г. порождает сомнения относительно точного распре- i деления ролей между главой государства и главой правительства. В том, что касается обязанностей премьер-министра, все ясно: «пре-
мьер-министр направляет действия правите определяет и проводит политику нации» (ст. 20). Трудность состоит в примирении этих статей со статьями, касающимися функций Президента Республики, в частности, со статьей 5: «Президент Республики своим решением обеспечивает упорядоченное действие общественных властей, равно как и устойчивость государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности...» Если следовать буквальному прочтению документа, то ясная и отчетливая формулировка статей 20 и 21 подразумевает ограничивающую интерпретацию неточного понятия президентского решения, — а анализ компетенций показывает, что Президент не обладает юридическими средствами навязывать свои взгляды премьер-министру. Но, с другой стороны, Президент есть орган государства, на который прежде всего ссылается конституция, его собственные обязанности носят не повседневный, но «обременительный» характер, он также председательствует в Совете министров, подписывает основные декреты, он возглавляет вооруженные силы... И кроме того, в 1958 г. невозможно было абстрагироваться от личности того, кто стоял у истоков конституции и предназначался на пост Президента. Таким образом, существует известный запас неуверенности, который предстоит ликвидировать практике, идущей гораздо дальше того, что позволял сделать текст конституции. Н^с 336 Современная политика Формы правления 337
Конституционная практика характеризуется прежде всего (за исключением периода «с осу шествования*) приоритетом Президента Этому во многом способствовала историческая ситуация, по крайней мере, в первые годы. Вопрос, требовавший своего разрешения, — алжирский вопрос. «События» вскоре привели Президента к осуществлению все более и более решительной роли, роли, принятой некоммунистическими левыми, рассчитывавшими на де Голля, чтобы положить конец алжирской войне. По окончании алжирской войны прочность приоритета де Голля была обеспечена лишь его победой осенью 1962 г. над всеми неголлистскими партиями. Пересмотр конституции — прямые выборы Президента — был широко поддержан всеобщим голосованием, и выборы законодательной власти принесли неслыханный во Франции результат: прочное парламентское большинство. С тех пор у Президента появилось два новых козыря: он был непосредственно избран народом (впервые в 1965 г.) и он пользовался поддержкой прочного большинства депутатов. Уход генерала де Голля в 1969 г. не привел ни к какому резкому разрыву в конституционной практике, также как и избрание Президентом в 1981 г. Миттерана. Левые долгое время критически относились к приоритету Президента, но обстоятельства распорядились таким образом, что они пришли к власти в результате выборов не в законодательные органы, но прежде всего в результате выборов президентских. Президент Миттеран в какой-то степени закрепил практику, против которой так яростно выступал Франсуа Миттеран как депутат от оппозиции. Результатом этой практики стало некоторое число неписаных законов, в соответствии с которыми функционировала система. В «нормальный» период все премьер-министры не подчинялись существующей конституции и отказывались от части своих конституционных полномочий. Сначала и прежде всего статья 20 стала мертвой буквой, а ее нарушение воспринималось как норма. Фактически некоторые другие конституционные положения были изменены в том же смысле и заменены неписаными правилами: de jure инициатива референдума принадлежит премьер-министру, de facto — Президенту Республики; по конституции глава государства не имеет права отзыва премьер-министра, но фактически он этим правом пользуется: премьер-министр по праву является «ответственным за национальную безопасность», на практике же он в этом отношении подчиняется Президенту... Эти неписаные законы равным образом выражают и подчинение Национального Собрания. Отныне, коль скоро премьер-министр назначается Президентом, нет необходимости в предварительном выдвижении кандидатов на этот пост депутатами Нацио- юго Собрания.1 Правительство назначается главой государства, гда как Собрание превратилось в законодательную ветвь прави-ггвенной деятельности. Фактически Президент Республики яв-главой парламентского большинства, даже если его реальные:твия тщательно скрываются его стремлением не выглядеть лидером партии или коалиции. В итоге все эти неписаные законы сводятся К одному центральному феномену: концентрация власти в руках главы государства. Институциональная практика и соотношение политических сил. С чем связан этот приоритет Президента? С его конституционными полномочиями? С его избранием прямым голосованием? С поддержкой парламентским большинством?.. Как мы видели, собственные полномочия, которыми располагает глава государства, и, в частности, право роспуска, выступают как грозное оружие, но совсем не как полномочия, необходимые в повседневной деятельности, — президентское превосходство обязательно связано с сознательным подчинением премьер-министра. Но заложено ли такое подчинение в избрании Президента всем народом? Несомненно, эта процедура укрепляет позиции главы государства, но она совершенно не изменяет его полномочий, и многочисленные зарубежные примеры (Веймарская Германия, Исландия, Австрия, Ирландия) оспаривают тот факт, что всенародное избрание является достаточным условием президентского приоритета. В конечном счете ключевое условие — это сознательное подчинение парламентского большинства главе государства. Точнее, факт упрочения данной конституционной практики связан с выполнением трех условий. Прежде всего, парламентское большинство и, следовательно, соответствующая система партий. Беспорядочная многопартийность IV Республики с помощью методов президентских и парламентских выборов уступила место многопартийности, смягченной «биполярностью». Затем парламентское большинство, которое должно быть на стороне президента; наконец, одна или несколько мажоритарных партий, согласных подчиниться практике, начало иМи-
1 В январе сообщение из Елисейского дворца, объявлявшее о i шеля Дебре премьер-министром V Республики, привело в замешат литиков и общественное мнение, за десятилетия привыкшие к том' вы Правительства осуществлялся с парламентского одобрен» без обиняков указывалось, что премьер-министр непосредстве вой государства. Более того: власть Президента распространялась на назначение всех министров, поскольку было указано, что их имена были предложены генералу Де Голлю Мишелем Дебре. Эта инициатива положила начало традиции, которую соблюдали все последователи генерала де Голля- (Mmond R. Pouvoirs, № 50. Р.50). 338_ Современная полити ка______________________ которой было положено де Голлем и которая в корне отлична от французской парламентской традиции. Другими словами, президентский приоритет опирается одновременно на мажоритарный парламентаризм, на согласованность президентского и парламентского большинства и на признание парламентским большинством решающей роли президентских выборов. Такого рода конституционная практика непрочна, поскольку она зависит от соотношения политических сил, т.е. от результатов выборов. Вплоть до 1986 г. V Республика решала вопрос о политической стабильности лишь благодаря благоприятной исторической ситуации: в 1962-1981 гг. результаты парламентских и президентских выборов совпадали; в 1981 г. потенциальный конфликт между вновь избранным Президентом и Собранием был разрешен роспуском Национального Собрания и избранием большинства, благоприятного для Президента (большинства, которое смогло пережить раскол левой коалиции благодаря значительности победы социалистов, связанной отчасти с методами проведения выборов). Но в этом случае оставался неразрешенным вопрос, породивший обширные политические дискуссии накануне парламентских выборов 1973, 1976 и 1986 гг.: какие правила игры следует применить, если политические противники Президента получат большинство в Национальном Собрании? Ответ, данный событиями 1986-1988 гг., выразился в изменении конституционной практики. Президент Республики остался на своем месте вопреки победе его вчерашних противников, он назначил на пост премьер-министра главу основной партии нового большинства, в результате чего произошло перемещение компетенций от Елисей-ского дворца к Матиньону. Президент в значительной степени отступил перед премьер-министром, осуществляющим отныне свои конституционные полномочия, и с некоторыми оговорками эффективно управлял правительственными действиями и «политикой Нации». Вне всякого сомнения, эта новая практика в большей степени соответствует тексту конституции, нежели практика предшествующая, но, с другой стороны, неочевидно, что она отвечает желаемым условиям политической эффективности и моральности. Миттеран и Ширак не стали союзниками, стоящими на сходных позициях; хартия их отношений, конституция, несет в себе многочисленные двусмысленности в отношении их взаимных полномочий, и эти двусмысленности, в частности, осложнили принятие основных решений, касающихся безопасности и внешней политики. Все это породило неустойчивость, опасность, в той или иной степени приглушаемую войной полномочий. За фасадом «сосуществования» на самой вершине государства продолжалась политическая борьба, велись скрытые оценки позиций ____________________ Формы пр авле ния 339 и маневры. Выиграла ли V Республика от институционализации лицемерия? Л не стал ли в этом случае март 1986 г. упущенной возможностью? Другая возможность — отставка главы государства — могла бы несомненно позволить ввести устойчивые правила игры, и в то же время она принадлежала бы конституционной логике, прослеживаемой с самого основания V Республики. Разве неписаные законы, устанавливающие приоритет Президента, не подразумевают также и другой неписаный закон: политическую ответственность Президента перед всем обществом, устанавливаемую посредством парламентских выборов? Проблема согласования позиций между двумя видами большинства может быть разрешена в нынешних условиях только в том случае, если установлено, что решающее значение имеют последние выборы — независимо от того, президентские ли это выборы или парламентские. Если существует расхождение, то в первом случае должен последовать роспуск Парламента, во втором же — отставка Президента. Однако же такое решение принято не было — ни в марте 1993 г., ни в мае-июне 1997 г. Пороки второго «сосуществования» (Ф. Миттеран в Елисейском дворце, М. Балладур в Матиньоне) были менее явны, чем пороки первого — соблюдались учтивость и уважение к формам. Однако от этого они не исчезли: продолжается скрытая игра, при которой во внутренней политике Президент, всячески самоустраняясь, оставляет за собой возможность воспрепятствовать назначениям, при которой проведение внешней политики утрачивает свою твердость по причине соперничества между главой государства и главой правительства. Период, переживаемый как период переходный, завершился с избранием Жака Ширака Президентом в мае 1995 г. Наконец была восстановлена предшествующая конституционная практика — практика, в каком-то роде ставшая традиционной. Но двумя годами Позже к всеобщему удивлению открылся третий период «сосуществования*: Ж. Ширак в Елисейском дворце, Л. Жоспен в Матиньоне. Ситуация приобрела оригинальные черты: поражение Президента стало еще более явным, чем прежде, поскольку парламентские выборы прошли по его инициативе; новый период не кажется уже чем-то Переходным, поскольку очередные выборы состоятся в 2002 г. Что принесет этот опыт? Какой след оставит он на институтах? Неустойчивость конституционной практики есть основная слабость институтов V Республики, она может быть устранена только в том случае, если перестанет действовать правило, кажущееся одновременно анахроничным и неприемлемым: политическая безответственность Президента Республики;, Элементы истории (картина вторая) 341 XVI. Элементы истории (картина вторая) Западная история либеральной демократии имеет еще и другую грань: режим утратил свою субстанциональность, он в какой-то степени опустошен изнутри. Динамика равенства приняла форму, которую мы все имеем перед глазами: расширение значения эгалитарного принципа. Но она имеет и иную форму: радикализация эгалитарного принципа или его расхождение с природой. Современное равенство ново по многим причинам: потому, что оно является организующим принципом режима, потому, что оно есть или стало равенством нового рода. Главным авторитетом в этой области предстает Токвиль. Вернемся к истории равенства. Современное равенство и его динамика (Токвиль) Первый том «Демократии в Америке» вышел в 1835 г., второй — в 1840 г. Токвиль направился в Америку для того, чтобы «точно выяснить, чего следует опасаться и на что позволяет надеяться демократия»-.1 В Соединенных Штатах великая «демократическая революция», в которую неумолимо вовлекаются и европейские общества, достигла более развитой стадии, «почти своих естественных пределов», напишет Токвиль, и исследование, которое он проводит, — это исследование преданного свободе просвещенного гражданина: Токвиль отправляется на исследование природы того, что предстает не только 1 Manent P. Tocqueville et la nature de la democratic. P: Juillard, 1982. P.7-8. как новый тип режима, но и как новая форма общества, ' стремясь извлечь уроки, применимые повсеместно и особенно во Франции, только что пережившей революционные потрясения. Социологический анализ Токвиля, неотделимый от его либеральной философии, сконцентрирован на демократическом человеке, его идеях и ощущениях. Глубину и длительную актуальность анализа Токвиля составляет его интуиция, психологическая проницательность и интерес ко всему, что происходит в головах людей, в частности, в головах homo democraticus. В его глазах этот демократический человек глубоко отличен от человека предшествующих аристократических обществ. Он видит мир иначе, исходя из правильных ощущений и представлений, которые в то же время выступают носителями опасности для независимости и величия человека. Демократический человек и его страсти. Радикальная новизна демократического общества по отношению к обществам аристократическим связана с центральным феноменом равенства или «равенства условий». Какова же природа этого равенства, очевидность которого в какой-то мере завораживает Токвиля, поскольку американское общество, характеризуемое им как демократическое, ретроспективно предстает нам как исполненное неравенства? Выражение «равенство условий», очень часто встречающееся на страницах книги, может привести к недоразумению. Равенство, представляющее собой сердцевину демократического общественного состояния, не совпадает с равенством материальным — богатые и бедные по-прежнему существуют, — оно есть равенство, вписанное в право и в особенности в сознание членов сообщества: демократические люди мыслят и ощущают себя как в основном равные и независимые по отношению к другому и, следовательно, ко всем себе подобным. Иное тождественно самому себе, — люди демократических обществ стремятся быть похожими Друг на друга, потому что они видят или стремятся видеть вокруг себя лишь себе подобных.
[а двусм
его пером имеет различные, порой очень неопределенные; общем и, если можно так сказать, в главном смысле, под де -т ш т,ш режима, но общественное состояние, в котором де;ения является лишь одной из составных частей. Дем< «ратии, т.е. демократическое общест! аристократическому. В настоящей главе мы будем употреблять в этом токвилевском его употреблении, а для того, чтобы смысл этого слова, мы будем говорить о демократическо! тическом правлении. 342 Современна я поли тика__ '___________________ Первую, главную идею этого демократического равенства Токвиль выражает следующим образом: «Благодаря Провидению, которое наделило каждого человека, каким бы он ни был, необходимым разумом, он способен сам вести касающиеся его дела. Таково великое правило общественной и политической жизни Соединенных Штатов.» Принцип этот, таким образом, не ограничивается политическим обществом, он распространяется на всю совокупность общественных отношений: «Отцы семейств применяют его в воспитании детей, хозяева — в отношениях со слугами, общины — к своим членам, округа — к общинам, штаты — к округам, Союз —к штатам. Оно распространяется на весь народ и превращается в принцип верховенства его власти.»1 Отношение равенства между гражданами есть лишь частный случай применения этого общего принципа или основополагающего мнения, управляющего совокупностью отношений между членами сообщества. Наиболее ясный и понятный в этом отношении текст — глава, в которой Токвиль анализирует, «каким образом демократия изменяет отношения между слугой и хозяином.»2 Отношения господин-слуга по природе своей исполнены неравенства, но, однако, и они не могут избежать притягательности демократического равенства. У аристократических народов слуги в силу личного подчинения образуют отдельный народ, где царит строгий порядок, и нравы которого переносят на собственное подчиненное положение аристократические нравы своих хозяев. Зато при демократии «равенство делает из слуги и из хозяина совершенно новых людей и устанавливает между ним новый тип взаимоотношений.»3 Вопреки неравенству условий общественное мнение создает среди них «равенство воображаемое», не имеющее ничего общего с иллюзорным равенством, поскольку оно изменяет саму природу их связи. «В остальном же, — комментирует Пьер Манан, — если Токвиль и не доходит до того, чтобы сказать, что это «воображаемое» равенство в конечном итоге приблизит наступление равенства реального, то весь его анализ подводит к этой мысли. Потребовалось столетие, чтобы был, так сказать, уничтожен удел слуги в демократических обществах, настолько сознание людей определяет их существование».4 Таким образом, проникая во все сферы общества, демократическое равенство означает не только конец аристократическим отношениям, но также — и в более общем виде — индивидуальным отноше- Элементы истории (картина вторая) 343 ниям вообще. Оно стремится ослабить, растворить идею естественного превосходства, а значит, подорвать влияние тех, кто образует «естественную аристократию», аристократию «знаний и добродетели». Демократический человек равен всякому другому человеку, он начинает осознавать, что его мнение значит ровно столько же, сколько мнение любого другого человека, что каждый столь же умен, как и любой из его сограждан. И он стремится иметь собственное мнение: «Каждый, следовательно, наглухо замыкается в самом себе и с этой позиции пытается судить о мире.»1 Но каким образом он — слабый, одинокий — может полностью доверять самому себе? Демократический человек не доверяет больше другому, он не может полностью доверять и самому себе, поэтому он вкладывает всю свою веру в массу: «По мере того, как граждане становятся более равными,...предрасположенность доверять массе возрастает... Во времена равенства люди не склонны доверять друг другу по причине своего сходства, но то же самое сходство обусловливает их готовность проявлять почти безграничное доверие ко мнению общественности, ибо им не кажется невероятным вывод о том, что, поскольку все обладают равными познавательными способностями, истина всегда должна быть на стороне большинства.»2 Власть себе подобного приводит к царству общего мнения. Из этой власти себе подобного вытекают также и индивидуалистическое чувство, вдохновляющее демократического человека, и страсти этого человека — демократические страсти. Поскольку он не желает видеть вокруг себя никого, кроме себе подобных, демократический человек как бы не может исчезнуть из виду. Если другой человек является таким же человеком, то невозможно установление отношения почтения, опосредования, которое бы заставило человека выйти за пределы самого себя. Каждый независим от другого и самодостаточен, поэтому каждый сосредоточен на самом себе. Действовать демократического человека заставляет именно индивидуализм, отличный от эгоизма, «это мирное и осмысленное чувство, побуждающее каждого гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном или дружеском круге.»3 Эта сосредоточенность на самом себе делает уделом демократического человека неуверенность и беспокойство. Когда он рассматривает мнение большинства как свое собственное, он прежде всего думает, что осуществляет свое право на личное мнение. Он стремится иметь мнение, но у него нет прочных убеждений. В глубине души демокра-
1 Токвияь Л. де. Демократия в Ami 1 Там же. С. 416-422 5 Там же. С. 419. ■■Mo/>en//>.Op.cit.P.54 . М.: Прогресс, 1992. С. 286. 344_ Современная политика Элеменш ист ории (картина вторая) 345
тический человек охвзчен сомнением, он не может более опираться ни на традицию, ни на разум высших людей, он не осмеливается опереться и на свой собственный разум. И тогда, «когда в убеждения проникают сомнения, люди в конце концов цепляются только за инстинкты и за материальные блага, потому что они гораздо более видимы и гораздо более ощутимы и по своей природе более постоянны, чем убеждения.»1 Стремление к материальному благосостоянию не является отличительной чертой именно гражданина демократии, но только здесь эта страсть обретает новую форму и распространяется на всех членов сообщества, В силу социальной мобильности демократический человек не имеет ни ориентиров, но прочных привязанностей; материальные блага — единственная прочная цепь, за которую можно ухватиться, тогда как постоянная изменчивость условий питает жажду приобретать и страх все потерять. И вот демократическая душа наполняется яростным стремлением к материальным благам, и это не беспорядочная страсть к необычным наслаждениям, но страсть устойчивая, исключительная, предназначенная для удовлетворения многочисленных обыденных потребностей, «своего рода благопристойный материализм, который, не развращая людских душ, тем не менее сделает их более изнеженными и в конце концов незаметно вызовет у людей полный упадок душевных сил.»2 Однако и погоня за благосостоянием не освобождает демократического человека от его беспокойства. Прежде есего потому, что стремясь приобрести как можно больше, подгоняемый ускользающим временем, беспрестанно думая о том, чего у него нет, он остается неудовлетворенным, постоянно взволнованным и никогда — удовлетворенным. Затем еще и потому, что он все время, так сказать, натыкается на других. Другой, ему подобный, выступает как препятствие его счастью, поскольку является конкурентом, — демократическое равенство, уничтожив все привилегии и преграды, установило всеобщую конкуренцию, — ив особенности он выступает как препятствие в той мере, в какой не во всем похож на ему подобного. Демократический человек, жертва страсти равенства, постоянно снедаем завистью. И действительно, демократическое равенство делает остающиеся еще неравенства непереносимыми. Поскольку демократический человек не хочет знать никого, кроме себе подобных, то для него невыносимо то, чем другие люди отличны от него самого — ощущение равенства дает жизнь чувству неравенства. Страсть равенства — главная страсть демократической эпохи, но она никогда не бывает удовлетво- пена и возрастает с развитием самого равенства. «Сколь бы демократичными ни были государственное устройство и политическая конституция страны, можно тем не менее полагать, что каждый из ее Граждан всегда будет видеть подле себя людей, занимающих более высокое, чем он, положение, и можно заранее предсказать, что он упрямо станет обращать внимание лишь на данное обстоятельство. Когда неравенство является всеобщим законом общества, самые очевидные и значительные проявления этого неравенства не бросаются в глаза; когда же почти все равны, малейшее неравенство режет глаз. Именно по этой причине жажда равенства становится все более неутолимой по мере того, как равенство становится все более реальным.»1 Эта страстное стремление к равенству настолько сильно, что естественная склонность демократических людей к свободе не в состоянии его обуздать. Психологическое «соотношение сил» настолько неуравновешенно, что, с одной стороны, величие и преимущества свободы во всей их полноте ощущаются лишь некоторыми, тогда как выгоды, приносимые равенством, воспринимаются всеми, а с другой стороны, зло, порождаемое излишком свободы (такова анархия) непосредственно и ясно очевидно для всех, зло же, порожденное злоупотреблением равенством, проявляется постепенно, оно неощутимо и мало заметно. Таким образом, союз, устанавливаемый принципом равной свободы, есть союз неравный: «Демократические народы испытывают естественное стремление к свободе; будучи предоставленными сами себе, они ее ищут, любят и болезненно переживают ее утрату. Однако равенство вызывает в них страсть, пылкую, неутолимую, непреходяпгую и необоримую; они жаждут равенства в свободе и, если она им не доступна, они хотят равенства хотя бы в рабстве. Они вынесут бедность, порабощение, разгул варварства, но не потерпят аристократии.»3 Социальная динамика и демократическое равенство. Токвиль усматривает в этих идеях и чувствах демократического человека главную пружину динамики, направленной на атомизацию общества и концентрацию власти в руках охранительного государства. Демократическое равенство ослабляет социальные связи; нивелируя людей, оно изолирует их друг от друга. Обратимся вновь к примеру с господином-слугой. В аристократическом обществе отношение зависимости обладало нерушимой прочностью, оно воспроизводилось из поколения в поколение и связывало людей, разделенных не- 346 Современная политика преодолимой социальной преградой; в результате влияние хозяина выходило за рамки его власти, хозяева и слуги В какой-то мере уподоблялись друг другу, и между ними устанавливались аффективные связи. Зато у демократических народов связь хозяин-слуга носит характер временного соглашения, слуга не ощущает себя больше низшим по положению в доме своего хозяина, он выполняет здесь обязанности, за рамками которых он во всем равен своему хозяину и не имеет никакого отношения к его дому. Хозяин и не помышляет уже о том, чтобы оказывать на слугу влияние и стать для него во всем образцом. Их отношения не являются больше столь же тесными и семейными, какими были отношения аристократического типа. Став похожими, хозяин и слуга «всегда друг для друга остаются чужими.»1 Этот пример иллюстрирует общую линию развития. Аристократические институты тесно связывали людей между собой, демократия же не только уничтожает отношения личного подчинения или покровительства, но также и в силу того, что люди схожи между собой, она ослабляет связи уважения, отношения, связанные с личным влиянием. «Аристократическое устройство представляло собой цепь, связывающую между собой по восходящей крестьянина и короля; демократия разбивает эту цепь и рассыпает ее звенья по отдельности.»3 Демократический индивидуализм стремится превратить все общество в механическое соединение изолированных единиц. Демократический индивидуализм ослабляет также и политические связи в том смысле, что существует тайное соглашение между индивидуализмом и деспотизмом. Индивидуализм подталкивает людей к тому, чтобы думать лишь о самих себе и рассматривать себя в отдельности от других, тем самым он истощает источник общественных добродетелей. У демократического человека нет естественной склонности заниматься общественными делами, и он всячески пытается передать их в ведение государства. С другой стороны, деспотизм поощряет подобные чувства и прилагает все усилия к изоляции членов сообщества. «Таким образом, деспотизм порождает как раз те пороки, развитию которых благоприятствует также и равенство. Эти два явления роковым образом дополняюти поддерживают друг друга. Равенство расставляет всех людей в одну шеренгу, не порождая никакой взаимосвязи между ними. Деспотизм возводит между ними разделительные барьеры. Равенство побуждает их не заботиться об окружающих, а деспотизм объявляет равнодушие гражданской добродетелью. Следова- Эпеме нты и стории (картина вторая) 347 тельно, хотя угроза деспотизма существует всегда, он особенно опасен рвека демократии.»1 Деспотизм, вызывающий у Токвиля наибольшие опасения, — это деспотизм нового типа, и он тем более опасен, что и дру
|