Об отношении христианства к прошлому, настоящему и будущему и о роли епископа в церкви
Вечером в неделю святых отец и накануне празднования свмч. Игнатия Богоносца 1.01.1978г. Дорогие братья и сестры! Празднуя сегодня неделю святых отец, мы говорили во время божественной литургии, что святая церковь, учреждая празднование двух воскресений — двух недель — перед Рождеством Христовым как недель праотец и отец, и читая сегодня книгу родства Иисуса Христа, желала показать историчность, исторические корни происхождения христианства. И в связи с этим мы говорили также о том, что укорененность христианства в истории лучше всего и больше всего раскрывается в принципе отцовства, т.е. развития и строительства новой жизни, нынешней и будущей, из того, что человечеством достигнуто в прошлом. Но, дорогие братья и сестры, утверждая это как необходимый элемент всякого будущего устроения человеческого общества, мы должны еще учесть два элемента, очень важные в этом отношении, — это элемент веры и элемент неизбежного конфликта с действительностью. Христианство, будучи религией, основанной на истории, и появляясь из истории, утверждая уважение к прошлому и требуя, чтобы всякая настоящая и будущая жизнь строилась только с учетом того, что было хорошего в прошлом, — христианство не является религией прошлого, не является той верой, которая зовет к прошлому, и все надежды, и все мечты, и все лучшие свои идеалы имеет только в прошлом, — ничего подобного! Христианство, уважая прошлое, требуя этого уважения к прошлому, устремлено все в будущее и требует будущего — только оно требует будущего без разрыва с прошлым, оно устремлено в будущее с тем, чтобы это будущее строилось на всем том лучшем, что было в прошлом и есть в настоящем. Христианство, как я сказал, есть религия будущего. И в этом утверждают нас те два элемента, на которые я как раз хочу обратить ваше внимание сегодня, которые являются дополнением и разъяснением историчности христианства, дополнением и разъяснением этой «отцовскости» христианства, уважения к отцам, уважения к прошлому, а именно — вера и конфликт с настоящим. Что это значит? Христианство основано на вере, но вера эта не есть вера в прошлое, вера эта есть вера в будущее. Прошлое человек знает без веры. Личное свое прошлое и настоящее человек знает из своего личного опыта, из своих переживаний, а прошлое историческое мы знаем из истории. Так что прошлое и настоящее не требует веры. Веры требует будущее, когда человек верит в то, что должно быть, и что он доказать опытно не может, потому что на опыте можно показать то, что было и то, что есть, но нельзя показать то, что будет. И христианство, будучи основано на вере, все устремлено как раз в будущее. А устремление к будущему, дорогие братья и сестры, требует от нас, от всех верующих, критического отношения и к прошлому, и к настоящему. Вера требует, чтобы только добрые, только настоящие, только творческие, только благородные элементы — составные части прошлого и настоящего — были употреблены для будущего. Вера требует борьбы со злом, вера требует исправления злого во имя доброго, несовершенного — во имя совершенного, слабого — во имя идеального. Таким образом, вера никогда не дает человеку успокаиваться, не дает «удовлетворенности» такой, чтобы он, что называется, «почил на лаврах» и сказал: «Вот все, что было в прошлом — хорошо, вот то, что сейчас — тоже хорошо, и ничего другого лучшего не надо». Вера требует всегда лучшего, и поэтому вера выбирает лучшее из прошлого и исправляет настоящее во имя будущего. Вера всегда находится в конфликте с несовершенством, всегда не удовлетворена несовершенством в прошлом и несовершенством, грехом в настоящем. И отсюда у христиан постоянный конфликт со злом, отсюда у христиан постоянная борьба с самими собою во имя своего нравственного совершенства и со всем злом, которое христианин видит вокруг себя, и которое христианин видит и знает в прошлом, — во имя будущего. И вот, дорогие братья и сестры, прекрасным дополнением к тому, что мы читали в Евангелии сегодня о книге родства Иисуса Христа, — к этой историчности христианства, этой укорененности христианства в прошлом — является Послание апостола Павла к евреям, та часть, которая читалась сегодня (гл.п). Это Послание говорит следующее: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние... Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и устроитель — Бог... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречется тебе семя»; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова, и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих....Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.... И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иефае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все они свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Дорогие братья и сестры, как видите, в этом Послании развернута целая картина того, что верующие люди могут и должны достигать верою. Верой они устремлены в будущее, вера им дает силы бороться со злом в настоящем, вера дает им силы побеждать все препятствия, все преследования, все гонения, все страдания — во имя лучшего будущего. И вот, дорогие братья и сестры, эти элементы христианства: с одной стороны, его историчность, укорененность в истории, его уважение к наследию прошлого, а с другой стороны, устремленность христианства к будущему, основанному на вере в лучшее, на вере в Бога, на вере в идеал прекрасного и совершенного, — это приводит к тому, что христиане на протяжении всех веков входят в борение с самими собою для того, чтобы побороть зло, обитающее и действующее в каждом из нас, а с другой стороны, входят в конфликт, в борьбу со всем тем злом — социальным, личным, и всяким другим, — которое они видят в истории человечества, видят среди других людей. И это есть та среда, та атмосфера, те рамки, в которых живет и развивается и совершает спасение рода человеческого Церковь Божия. Всегда Церковь Божия основана на истории, всегда Церковь Божия уважает все лучшее, что было в прошлом, но всегда Церковь Божия зовет к будущему, основанному на вере, зовет к исправлению зла, которое существует в настоящем и которое существовало в прошлом. И всегда из-за этого получается борьба со злом, и это зло очень часто досаждает Церкви. Дорогие братья и сестры! Ярким примером этого является как раз жизнь того святого, память которого мы празднуем завтра, — священномученика Игнатия Богоносца. Игнатий Богоносец, живший в I веке и скончавшийся в начале II века, был «муж апостольский», т.е. общавшийся с апостолами, ученик апостолов, ученик Иоанна Богослова, любимого апостола Господа Иисуса Христа, второй епископ города Антиохии после первого, поставленного апостолом Иоанном, Еводия. Он был поставлен тоже Иоанном Богословом и епископствовал более 40 лет в Антиохии, снискал всеобщую любовь и уважение не только христиан этого города, но и всех других христиан, которые знали о нем, и скончался мученически в Риме во время гонения Траяна в начале II века, будучи отдан на растерзание зверям, как тогда было обычным. И вот от священномученика Игнатия Богоносца до нашего времени сохранилось семь посланий, которые он писал, после своего ареста в Антиохии в то время, когда его везли в Рим на суд и мучения. По дороге он писал тем христианским общинам, которые принимали его, потому что путешествие тогда без самолетов было длительным, из города в город, а в каждом крупном городе была христианская община. Эта христианская община знала, что святой епископ идет на мученичество, и они его с почетом, уважением и любовью встречали, и он потом из следующего города писал им как бы благодарственные письма, где их наставлял в вере, где их поучал жизни, где говорил, как лучше устроить Церковь Божию. И вот эти письма его — их семь, — они сохранились до наших дней, и подлинность их не подлежит никакому сомнению. Нет ни одного ученого, даже наиболее критически настроенного, наиболее враждебно к христианству настроенного, который бы отрицал подлинность этих посланий. Эти послания являются для нас необычайной ценностью, необычайным богатством мысли апостольской, мысли первохристианской, как надо жить, во что надо верить и как надо устраивать Церковь Божию. И вот, дорогие братья и сестры, я хочу вам прочитать буквально несколько хотя бы подлинных слов из этих посланий, которые звучат для нас необычайно актуально и в настоящее время. Он пишет: «Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, т.к. епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры (т.е. священники) занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа». Вот эта фраза для вас, дорогие братья и сестры, покажется странной, покажется непонятной. Что это значит? Он говорит: уважайте епископов своих, ибо они поставлены как бы на месте Бога. Пресвитеров, священников уважайте, ибо они являются как бы преемниками апостолов, как бы поставлены на место собора апостольского. А диаконов возлюбленных уважайте как Христа, ибо они поставлены на месте Христа. Что это значит, дорогие братья и сестры, для нас это непонятно. А между тем, в условиях того времени это было очень понятно, совершенно просто и известно. Дело вот в чем. Помните, Христос сказал: «Я не пришел, чтобы Мне служили, но чтобы Я послужил другим». «Служить» по-гречески — это «быть диаконом», «диакон» — это служитель, тот, кто служит. Только у нас, дорогие братья и сестры, к сожалению, искажено служение диакона. Оно у нас сведено к тому, что диакон служит в церкви, служит своим голосом, своим прекрасным слухом, услаждает богослужение, произносит ектений. Таким образом, вся суть его нынешнего диаконского служения скорее в какой-то эстетической красоте богослужения. Чем более мощный, чем более красивый голос, чем более совершенный слух диакона, тем более он считается хорошим диаконом. В древности диакон не служил в церкви, тогда, во время Игнатия Богоносца, во время апостолов, в послеапостольское время, диакон был как Христос, служил людям: больным, нищим, обездоленным, находящимся в темнице, в заключении, страдающим, сиротам, старым, немощным. Вся община помогала им, а теми людьми, которые им служили, — от имени общины помогали этим несчастным — и были диаконы. Потом, когда в христианстве исчезла эта сторона, диаконы получили вот только ту часть, которую сейчас занимают в богослужении. Дальше священномученик Игнатий Богоносец пишет, что надо уважать епископа: «Без епископа никто не делай ничего относительно церкви, непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви (т.е. Евхаристию). Напротив, что он одобрит, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь». Дорогие братья и сестры, когда Игнатий писал эти слова, то христианская община в начале II века испытывала невероятные затруднения оттого, что там, где было христианство, были разрозненные, небольшие общины христиан, небольшие группки христиан, — в городах, в местечках (в деревню еще тогда не проникало христианство), — и эти общины не имели сношения друг с другом, потому что средств массового сообщения, какое у нас сейчас, в то время не было. В одном городе была одна христианская община, а в другом — за 200, 300, 500 километров — была другая христианская община, и эти общины не знали друг друга. И поэтому так получалось, в каждой общине было свое предание. И были так называемые странствующие миссионеры, странствующие апостолы, странствующие евангелисты, учители, пророки, которые ходили и наставляли христиан в слове Божьем, сеяли христианскую проповедь. Но посреди этих, ходящих из города в город, от селения в селение, странствующих миссионеров появилось много лжеапостолов, лжемиссионеров, лжеевангелистов, лжепророков, лжеучителей, которые ходили и распространяли ересь, распространяли лживые, свои собственные мнения, свои собственные измышления под видом Христовым, под видом апостольским, и проверить таковых было очень трудно. Ибо в то время еще не все общины имели все четыре Евангелия, не все общины имели все послания апостолов, а так как общины не сносились друг с другом, с трудом сносились, то, конечно, очень трудно было разоблачать таких лжецов, таких исказителей христианства, таких внутренних врагов. И вот тогда была важна роль епископа, как преемника апостолов, как стража и хранителя апостольского учения, апостольской истины. Каждая община имела своего епископа, и вокруг этого епископа организовывался, сплачивался христианский народ, и когда появлялся такой лжепророк, лжеучитель, епископ его обличал, разоблачал и, таким образом, утверждал, сохранял чистоту и неповрежденность христианского учения. Кроме того, в то время христианство было непризнаваемо Римской империей, было в гонении, и поэтому христиан арестовывали, христиан бросали в тюрьмы, христиан как бы рассеивали. И в то время было очень важным, чтобы христиане сплачивались вокруг епископа, ибо епископ знал о каждом, где кто и что с каждым случилось, и поэтому христианские общины были как своего рода воинские объединения со строгой внутренней дисциплиной, которыми командовал как бы командир, как бы военачальник в лице епископа, и все это христианское «воинское» объединение окружало и слушалось «команды» своего епископа. Дорогие братья и сестры, я к чему это говорю, — к тому, что и в настоящее время роль епископа, роль сильной, церковной, сплоченной, объединенной организации очень важна. Конечно, епископы — люди всякие, слабые, с грехами. И в то время были такие, никто не является ангелом во плоти, каждый имеет свои какие-то слабости, но дело не в этом, а в том великом, объединяющем служении, которое совершают епископы, сплачивая, охраняя, укрепляя церковную организацию, а эта церковная организация необходима для того, чтобы совершались богослужения, совершались таинства, совершалось все, что необходимо для спасения нашего. И еще церковная сплоченная организация необходима для тех христиан, которые не принадлежат к Церкви, которые ищут истину и находят ее, но несовершенную, неполную, которые по разным причинам или не желают еще прийти в Церковь или не могут. И вот вокруг этой сплоченной около епископа сильной церковной организации возникает большое как бы поле, большое окружение других людей, которые этой организации не принадлежат, но которые питаются и поддерживаются духовно той истиной, тем свидетельством, той благодатью, которая хранится в этой организации, исходит от нее и которая сообщается им. В этом роль епископа и в настоящее время так же, как и было во время Игнатия Богоносца. Дорогие братья и сестры! Я отнял у вас изрядное время, но я хотел вам объяснить, в какой степени все, что творилось в прошлом, важно и актуально для настоящего и для будущего. И что христианство, уважая свое прошлое, всем своим внутренним смыслом направлено на будущее. Дорогие братья и сестры, будем же молить Господа, чтобы Он дал нам сил, принадлежа нашей вере, великому историческому организму Святой Церкви Божией, вместе с ней созидать и творить будущее человечества. Аминь.
|