Мы должны быть предтечами Христа в нашем народе
Собор Иоанна Предтечи 19.01.1978 г. Дорогие братья и сестры. Сегодня мы совершали праздник Богоявления, Крещения Господня. Завтра совершаем праздник, называемый Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эти два праздника очень тесно связаны и в истории нашего спасения, и по самому своему смыслу. Ибо Богоявление — Крещение Господа нашего Иисуса Христа — было Его вступлением на проповедь, на дело спасения рода человеческого. А это явление Бога во плоти, пришедшего спасти род человеческий, тесно связано с необходимой исторической подготовкой, необходимыми историческими условиями для этого. Мир накануне пришествия Господа Иисуса Христа, мир в то время, когда возникало, развивалось, оформлялось и становилось Христово учение — христианство, мир в это время был полон ожидания, полон смятения, полон глубочайших противоречий, кризиса и необычайной опасности, угрожавшей всему человеческому обществу. И вот на фоне этой исторической обстановки совершилось пришествие Иисуса Христа. Пришествие Господа было подготовляемо ветхозаветной религией, ветхозаветным законом, богоизбранным народом еврейским, начиная от времен Авраама и Моисея. В те времена были пророки, которые предвозвещали «хотящее быти спасение». Непосредственно же накануне пришествия Господа Иисуса Христа, накануне появления христианства проходит жизнь и деятельность, и благовестие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что такое предтеча? Это славянское слово образовано от слова «течь». Глагол «течь» в современном русском языке мы применяем к жидким телам: вода и прочая жидкость, которая течет. Но славянское древнее выражение «течь» означало бежать, бежать быстро, бежать с известным импульсом. Про человека, который бежит, говорилось и сейчас в Евангелии говорится, что он течет. Помните, в Евангелии про апостолов говорится: «Течаста же вкупе», т.е. бежали они, Петр и Иоанн, к гробу Господню, когда им возвестили, что Христос воскрес. Бежали быстро, бежали вместе. Так что предтеча — это тот, кто бежит впереди кого-нибудь. Древний обычай того времени требовал, чтобы, когда появлялось какое-то знатное лицо — император, правитель, князь, вельможа, кто-то такой, кто привлекал всеобщее внимание, кто имел какое-то важное значение в данном обществе, в данной стране — ему предшествовали предтечи, т.е. люди, которые бежали впереди его колесницы и его свиты, бежали впереди и возглашали народу: расступайтесь, готовьтесь, идет такой-то и такой-то. Одновременно в службу этих предтеч, предвозвестников, предуготовителей входило и приготовление дороги для того, кто едет — своего рода ремонт пути. И вот мы Иоанна Крестителя называем Предтечей, т.е. тем человеком, который пред Господом Иисусом как бы бежал, возвещая Его пришествие, как бы готовил Его пришествие. Пришел он из пустыни после долгой затворнической жизни и начал свое Предтечево служение к пришествию Господа словами: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». Между прочим, дорогие братья и сестры, недавно открытые документы того времени — рукописи Мертвого моря, всю подлинность которых ни один ученый не отрицает, упоминают об Иоанне Предтече как исторической личности, которая действовала в то время. Таким образом, евангельский рассказ, хотя он и не нуждается в особых подтверждениях, но находит снова историческое документальное подтверждение. И вот проповедь его начиналась: «Покайтесь, ибо приблизилось для вас и вам Царствие Божие». В чем же это Царствие Божие? В чем оно заключается? В первую очередь, в Покаянии. А что такое Покаяние? Мы привыкли к этому слову, оно стало у нас обиходным, обычным, и мы употребляем его очень легко и часто. Когда мы что-то плохое сделаем, мы говорим: «Надо покаяться», — т.е. признать, что это плохое и как бы выразить об этом сожаление. Между тем, вот то Царствие Божие, пришествие которого возвещал Предтеча, и вступление в которое необходимо было через покаяние, не заключалось в том, что Иоанн Предтеча призывал людей выразить сожаление о их греховной жизни и как бы раскаяться, признать это. Нет, нет. Покаяние, к которому он призывал, — это было радикальное, фундаментальное, полное изменение образа жизни, это было то, что по-гречески называется «метанойя». Это значит, изменение внутреннего содержания души человека, изменение мыслей, настроения человека, а отсюда и коренное, радикальное изменение образа его жизни. Это не есть просто сожаление, что кто-то сделал зло. Нет. Это призыв изменить сам образ жизни, только тогда приблизится Царствие Божие. И Предтеча давал образы этого радикального изменения. Он говорил людям того времени, говорил фарисеям и саддукеям, т.е. по-нашему говоря, духовенству, богословам, церковникам того времени — как бы нам с вами — говорил им: «Порождения ехиднины». То есть, что это значит? Змееныши. Дети самой вредной змеи. «Кто научил вас бежать от грядущего гнева?» Он был строг и суров в обличении грехов, в обличении вот этой надменной жизни, вот этой «праведности» церковной верхушки того времени. «Кто научил вас бежать от грядущего гнева? Сотворите плоды, достойные покаяния». Что это? Не в том смысле: кайтесь, что мы греховно, плохо живем, а сотворите плоды, достойные покаяния. Докажите своим делом, своей жизнью, что вы изменились, плодами вашими покажите, в чем заключается ваше раскаяние. «И не думайте говорить себе, — он каждому говорит, — не думайте говорить себе, что вы — дети Авраама, ибо Бог может из камней создать детей Аврааму». Т.е. в то время эти праведники, эти благочестивцы, эти ревнители церковных ветхозаветных законов и обычаев того времени, эти лицемеры, эти фарисеи, которые соблюдали букву закона и губили суть, которые все превратили в обряд и выхолостили любовь, милосердие и добрые отношения в жизни — они были горды, ибо они — дети Авраама, они — наследники обетования. Бог обещал Аврааму, что из семени его, из потомства его воссияет Спаситель мира. И вот они были этим горды. Мы, мол, народ избранный, богоизбранный. Мы, мол, народ благочестивый; мы, мол, народ хороший; мы, мол, народ верующий, церковный, мы — те, кого называют «соль мира», — самое лучшее. А он им говорит: «Порождения ехиднины! Не думайте, что вы — дети Авраама, и поэтому спасетесь, потому только, что отцы, деды и прадеды ваши были благочестивы. Не думайте, ибо Бог может из камней создать детей Аврааму. Бог может вместо вас других призвать к закону Божию, Бог может вместо вас воздвигнуть других, которые неведомыми путями будут служить Богу». Иоанн говорит им: «Ибо, когда придет Тот», — кого он возвышает, тогда наступит вот этот суд. «Уже секира при дереве», т.е. топор, острый топор при дереве. «Каждое дерево, которое не приносит плода, будет посечено и сожжено, и выброшено вон». Значит, Бог судит человека по плодам его, а не потому, что красиво человек выглядит, судит как красивую, но бесплодную смоковницу. Он говорит также: «Вот, у Него лопата в руках», — у Того, Кто придет, — «и Он очистит гумно Свое, и Он отберет пшеницу в житницу, в закрома положит, а солому и плевелы сожжет». В древности обмолот не обрабатывался, как сейчас, а на току, на гумне, на особом таком месте через веяние на лопатах, чтобы зерно, как более тяжелое, отсоединялось от более легких плевел и соломы. И вот он применял такой образ к пришествию Божию, что как бы у Него уже лопата в руках, и Он почистит вас всех и увидит, кто из вас пшеница — настоящее, доброе зерно, а кто из вас — солома и плевелы. И пшеница — зерно доброе — пойдет в житницу Божию, а солома и плевелы будут сожжены. Вот так возвещал пришествие Господа Иисуса Христа Предтеча. Дорогие братья и сестры, в настоящее время мы живем в таких обстоятельствах, в таких условиях, в таком историческом периоде, который живо напоминает нам времена Иоанна Предтечи. Мир тоже в смятении, мир тоже бросается в разные стороны в поисках правды, мира, безопасности, благоденствия, справедливости. Мир тоже находится в глубоком кризисе. Мир тоже проходит через очень глубокие противоречия, над миром нависла страшная опасность уничтожения атомной войной. Люди ищут выход, люди ищут спасения, люди ищут того пути, который бы им обеспечил счастье, уверенность и чувство обретения истины. Вот, дорогие братья и сестры, мы с вами сейчас предтечи Господа Иисуса Христа, предтечи Евангелия Христова, мы сейчас как бы бежим перед Христом, возвещаем Его пришествие, возвещаем Его благую весть тем, кто не верует, кто не знает, кто отвергает, кто не принимает. Мы бежим, и мы как бы возвещаем о пути, как те предтечи, о которых мы говорили в начале. Бежим и кричим, бежим и возвещаем это спасение. Но, дорогие братья и сестры, ведь и нас касается то, что говорил Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие, сотворите плоды, достойные покаяния. И не думайте говорить, что вы — дети Авраама», что вы — члены Церкви, вы, которые находитесь здесь. «Ибо Бог может из камней создать многих чад Аврааму». Бог может призвать в свой час и тех, которые никогда в Церкви не были и не знают Его, но которые живут праведной жизнью, любят ближнего, помогают ему, служат человеку. Бог из них может создать новых чад Аврааму. Мы уже прошли через кризис, через это позорное сечение, когда многие из нас, когда церковь наша была посечена. Мы можем пройти через эту очистку и можем оказаться не добрым, настоящим зерном, а соломой и плевелами. И это, дорогие братья и сестры, большая наша ответственность, но вместе с тем и невероятно большая задача наша. Да, мы призваны, мы имеем счастье верить, мы — члены церкви. Да, мы призваны быть предтечами, возвещать Христа неверующим, готовить путь для Него в их сердцах, выравнивать дорогу для Него. Но все зависит от того, кто мы такие и как мы будем жить, зависит от того, будем ли мы им только говорить о покаянии, будем ли мы им говорить только благочестивые, святые, но пустые слова, или мы будем жить достойно, сами приносить достойные плоды так, чтобы оказаться тем деревом, которое приносит плоды, оказаться той пшеницей, которая является полноценной и идет в житницу Божию, в Царствие Небесное. Дорогие братья и сестры, вот это мы с вами должны все остро и ясно понимать, что идет суд Божий над миром и суд Божий над нами, и не за слова наши, а за дела наши, за жизнь нашу суд Божий идет. И мы можем приготовить путь Господу в миллионы сердец, которые не знают Его, но приготовить не словами и не тем, что мы здесь только в церкви молимся, а приготовить жизнью нашей: в семье, на работе, среди других людей, с какими мы общаемся, где мы можем показать плоды, достойные покаяния, где мы можем быть настоящими предтечами Господа. Дорогие братья и сестры, сейчас будет Первый час. Там есть чудесная молитва, в которой говорится: «Христос, Свете Истинный, просвещали и освещали всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих...» Вот в этой молитве говорится, что Христос — Свет Истинный, Он просвещает и освещает всякого человека, грядущего в мир. Это нам с вами нужно знать. Христос не освящает человека, который закрывается в себе, в своем маленьком, никому не нужном благочестии, а того, кто идет в мир, туда, где неверие, туда, где зло, и там он жизнью своею свидетельствует добро, истину, любовь, красоту, служит людям. Там он является предтечей Христовым. Вот только тех Христос освящает и просвещает. Христос требует от нас, чтобы мы шли в мир, и тогда на нас будет знаменоваться свет Его лица, тогда и с нами будет сила Предтечи Господня, тогда и с нами будет возглас священный, который звучит во все времена, у всех народов: «Глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, прямыми сделайте стези Его!»
|