лассический роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», на-
писанный в 1897году, начинается со странной истории. В холод-
ный зимний день из тьмы выступает причудливо одетый незнакомец.
Его лица не видно; на нем очки с темно-синими стеклами, а лицо
полностью закрыто белой повязкой.
Поначалу обитатели деревни испытывали жалость к новопри-
бывшему, думая, что он пострадал в результате ужасного несчастного
случая. Но затем в деревне начали происходить странные вещи.
В один прекрасный день хозяйка гостиницы, в которой остановился
незнакомец, зашла в его пустую комнату и закричала при виде одеж-
ды, которая двигалась по комнате сама по себе. Шляпы кружились по
комнате, постельное белье подпрыгивало в воздухе, стулья двигались,
а «мебель сошла с ума», в ужасе вспоминала хозяйка.
Вскоре уже вся деревня полнится слухами об этих необычных
явлениях. В конце концов собирается группа сельских жителей и
встречается с таинственным незнакомцем лицом к лицу. К их велико-
му изумлению, он начинает медленно разворачивать свою повязку.
Толпа в ужасе. Когда человек снимает повязку, оказывается, что у него
нет лица. В сущности, он невидим. Люди кричат и визжат, воцаряется
хаос. Обитатели деревни пытаются поймать человека-невидимку,
который с легкостью отражает их нападение.
Совершив ряд незначительных преступлений, человек-невидим-
ка разыскивает своего старого знакомого, чтобы поведать ему свою
удивительную историю. Его настоящее имя — мистер Гриффин из
Университетского Колледжа. Он начал изучать медицину и случайно
обнаружил совершенно новый способ изменить свойства преломле-
ния и отражения плоти. Его секрет — четвертое измерение. Он вос-
клицает, обращаясь к доктору Кемпу: «Я нашел основной принцип...
формулу, геометрическое выражение, в котором задействованы все
четыре измерения».
К сожалению, вместо того, чтобы обратить свое великое откры-
тие на пользу человечеству, все свои мысли мистер Гриффин обратил
к грабежу и личной выгоде. Он предлагает своему другу стать его со-
общником, заявляя, что вместе они смогут разграбить мир. Но друг
повергнут в ужас; он раскрывает местонахождение Гриффина по-
лиции. За этим следует финальная охота на человека, в ходе которой
человек-невидимка получает смертельные раны.
Как и все научно-фантастические романы, история Герберта
Уэллса не лишена научного зерна. Любой, кто сможет пробраться в
четвертое пространственное измерение (или то, что сегодня назы-
вают пятым измерением, поскольку время является четвертым), дей-
ствительно способен стать невидимым и даже обрести силы, обычно
приписываемые призракам и божествам. Представьте на секунду,
что двумерная поверхность стола может быть населена расой мифи-
ческих существ, как в романе 1884 года Эдвина Эббота «Плоская
страна» («Флатляндия»). Они занимаются своими делами и даже
не подозревают о том, что их окружает целая Вселенная, третье из-
мерение.
Но если бы ученый Плоской страны мог поставить эксперимент,
который позволил бы ему зависнуть в нескольких сантиметрах над
поверхностью стола, то он бы стал невидимым, поскольку свет про-
ходил бы под ним, как если бы он не существовал вовсе. Паря над
Плоской страной, он мог бы наблюдать, как внизу под ним развора-
чиваются события на крышке стола. В парении в гиперпространстве
есть решительные преимущества, поскольку любой, кто взирал бы на
наш мир из гиперпространства, обрел бы божественную силу.
Не только свет проходил бы под ним, делая его невидимым. Он
также мог бы перескакивать через предметы. Иными словами, он мог
бы исчезать по собственному желанию и проходить сквозь стены.
Выскочив в третье измерение, он мог бы просто раствориться, ис-
чезнуть из двумерной Вселенной. А если бы он прыгнул обратно на
крышку стола, то рематериализовался бы ниоткуда. В его силах было
бы убежать из любой темницы. Тюрьма в Плоской стране была бы
кругом, нарисованным вокруг заключенного, так что было бы не-
сложно просто выпрыгнуть в третье измерение и выйти на свободу.
Скрыть что-либо от такого гиперсущества было бы невозможно.
Золото, спрятанное в тайнике, из точки наблюдения в третьем из-
мерении найти было бы легче легкого, поскольку сам тайник был бы
всего лишь открытым прямоугольником. Было бы детской забавой
проникнуть внутрь прямоугольника и забрать золото, даже не вла-
мываясь в тайник. Стало бы возможным совершать хирургические
операции, в ходе которых не было бы нужды даже разрезать кожу.
Так Герберт Уэллс хотел донести до читателя идею о том, что в
четырехмерном мире мы — обитатели Плоской страны. Мы не
знаем о том факте, что над нами раскрываются более высокие планы
бытия. Мы верим, что наш мир состоит из всего, что мы видим; нам
и невдомек, что прямо у нас перед носом могут существовать целые
вселенные. Хотя другая вселенная могла бы парить в четвертом из-
мерении всего лишь в нескольких сантиметрах над нами, она была бы
невидимой.
Поскольку гиперсущество обладало бы сверхчеловеческими
способностями, обычно приписываемыми призракам и духам, в
другом научно-фантастическом произведении Герберт Уэллс задался
вопросом о том, могут ли сверхъестественные существа обитать в
дополнительных измерениях. Он поднял ключевой вопрос о том, что
на сегодняшний день является предметом активных исследований и
размышлений: могут ли существовать в этих дополнительных изме-
рениях новые законы физики? В его романе 1895 года под названием
«Чудесное посещение» викарий ненароком попадает из ружья в
ангела, случайно пролетающего через наше измерение. По какой-то
космической причине наше измерение и параллельная вселенная
на время столкнулись, что позволило ангелу свалиться в наш мир.
В этом рассказе Уэллс пишет: «Бок о бок может существовать не-
ограниченное количество трехмерных Вселенных». Викарий задает
вопросы раненому ангелу. Большим потрясением становятся для
него слова пришельца о том, что наши законы природы в мире ангела
не действуют. Например, в другой вселенной нет плоскостей, а есть
скорее цилиндры — настолько искривлено пространство. (За целых
двадцать лет до того, как Эйнштейн создал общую теорию относи-
тельности, Уэллс забавлялся мыслями о вселенных, существующих на
искривленных поверхностях.) Как говорит викарий: «Их геометрия
отличается от нашей, поскольку их пространство имеет кривизну,
так что все их плоскости представляют собой цилиндры; их закон
тяготения не согласуется с законом обратных квадратов, а основных
цветов у них не три, а двадцать четыре». Прошло более века с тех
пор, как Уэллс написал эту историю, и сегодня физики понимают,
что в параллельных вселенных и вправду могут существовать новые
законы физики с разным набором субатомных частиц, атомов и хи-
мических взаимодействий. (Как мы увидим в главе 9, сейчас проходит
несколько экспериментов, цель которых — уловить присутствие
параллельных вселенных, которые, возможно, парят прямо над нашей
Вселенной.)
Концепция гиперпространства интриговала художников, му-
зыкантов, мистиков, теологов и философов; особенно сильно это
проявилось в начале XX века. По словам искусствоведа Линды
Далримпл, интерес Пабло Пикассо к четвертому измерению повлиял
на создание кубизма. (Глаза нарисованных им женщин смотрят прямо
на нас, несмотря на то что носы женщин направлены в стороны, что
позволяет нам видеть этих женщин полностью. Подобным образом
гиперсущество, взирающее на нас сверху, увидит нас во всей полноте:
спереди, сзади и с боков одновременно.) На своей известной картине
«Christus Hypercubus» Сальвадор Дали изобразил Иисуса Христа
распятым на фоне развернутого четырехмерного гиперкуба, или
тессеракта. На картине «Постоянство памяти» Дали попытался
передать идею времени как четвертого измерения с помощью изо-
бражения мягких, растаявших часов. На картине Марселя Дюшана
«Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2)» мы видим обнажен-
ную фигуру в замедленном движении, спускающуюся по лестнице.
На этом полотне представлена еще одна попытка поймать четвертое
измерение — время — с помощью двумерной плоскости.