Как формировалась глобальная хронология? Через анализ исопоставление хронологических указаний древних источников. В связи сэтим (если вспомнить то, о чем говорится во второй главе) интереснорассмотреть вопрос об их происхождении. К сожалению, в современнойисториографии мы не найдем полного рассказа о том, как и откудавозникали перед средневековыми хронистами античные рукописи; отмечаетсялишь общий факт, что подавляющее большинство этих документов (кстати,и творений ранних христианских авторов) всплыло на поверхностьтолько в эпоху Возрождения, после периода "темных веков". Появление рукописей часто происходило в обстановке, неспособствовавшей критическому анализу находок и датировок их. Недаром,например, в XIX веке два историка: Гошар (Франция, 1882-1885 гг.) иРосс (Англия, 1878 г.) - независимо друг от друга опубликовалиисследования, в которых доказывали, что знаменитая "История" КорнелияТацита принадлежит перу известного гуманиста Поджо Браччолини.Действительно, история обнаружения и датировки "Истории" вызываетмного вопросов. Тот же Поджо - именно он! - обнаружил и пустил в обращениесочинения Квинтиллиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, НонияМарцелла, Проба, некоторые трактаты Цицерона, Лукреция, Петрония,Плавта, Тертуллиана, Марцеллина, Кальпурния Секула и т.д. Нигде иникогда не были подробно и документированно разъясненыобстоятельства этих находок и датировок рукописей. Самым солидным из трудов по римской традиционной истории является,без сомнения, знаменитая "История" Тита Ливия. Считается,что Ливий родился около 59 г. до н.э. и описал историю Рима примерноза 700 лет. Из 144 книг сохранилось 35; первое издание - в 1469 г.по утраченной рукописи неизвестного происхождения; только послеэтого в Гессене была открыта рукопись, содержащая еще 5 книг. После падения Константинополя в 1453 году в Италию приезжаютзнаменитые византийские гуманисты Мануил Хризолор, Гемист Плетон(Плифон), Виссарион Никейский и др. Они впервые знакомят Европу сдостижениями "древней греческой мысли". Например, Хризолор обнародовал"дословные переводы Платона". Виссарион (в число друзей котороговходил и Поджо Браччолини) собрал превосходную библиотекуиз произведений отцов восточной и западной церквей и классическихтекстов. Это богатейшее собрание - основа знаменитой Библиотеки св.Марка, из которой впоследствии вышло много рукописей, считающихсясегодня античными. Византия в это время дала Западу почти всеизвестные сегодня древнегреческие рукописи античного времени. Вчастности, только в это время европейские ученые познакомились с"Историей" Геродота. О.Нейгебауэр: "Большая часть рукописей, накоторых основано наше знание греческой науки, - это византийскиесписки, изготовленные через 500-1500 лет после смерти их авторов". Вся классическая древняя литература всплыла на поверхностьтолько в Возрождение или непосредственно перед ним. Происхождениерукописей загадочно, сведения об их судьбе в предшествующие ("темные")века отсутствуют, и во многих случаях можно предполагать, чтов те века их вообще не было. Сегодня практически отсутствуетинформация о том, на каком основании события, описанные в классическихтекстах, были отнесены в глубокую древность. Например. Цицерон, как и все античные авторы, стал известенисследователям только в Возрождение. Древнейшими списками такназываемого "неполного извода" текстов Цицерона считаются списки IX-Xвеков; архетип неполного извода "давно погиб". В XIV-XV векахинтерес к Цицерону взрастает до такой степени, "что около 1420 г.миланский профессор Гаспарино Барцицца... взялся за рискованныйтруд: собрался заполнить пробелы "неполного извода" собственнымидополнениями для связности. Но не успел он закончить свою работу,как совершилось чудо: в глухом итальянском городке Лоди была найденазаброшенная рукопись с полным текстом всех риторических произведенийЦицерона... Барцицца и его ученики набрасываются на новуюнаходку, расшифровывают с трудом ее старинный (вероятно, XIII в.)шрифт и изготовляют, наконец, удобочитаемую копию. С этой копииснимаются списки, и в своей совокупности они составляют "полный извод"...А между тем происходит непоправимое: архетип этого извода,Лодийская рукопись, оказывается заброшенной, никому не хочется битьсянад ее трудным текстом, ее отсылают обратно в Лоди, и там онапропадает без вести: начиная с 1428 г. о ее судьбе ничего неизвестно. Европейские филологи до сих пор оплакивают эту потерю длянаших дней" (цит. по книге: Цицерон. Три трактата об ораторскомискусстве. М., Наука, 1972). Да, большими забавниками были ученые эпохи Возрождения. Самая древняя биография Аристотеля датируется 1300 годом,причем, как сообщает Зубов В.П. в книге "Аристотель", рукопись эта"все более и более разрушается, и отдельные места, которые удавалосьпрочесть в XIX веке. теперь читаются с большим трудом". (Такова,заметим, судьба практически всех рукописей: за несколько веков ониполностью ветшают, и эта биография, если датировка ее правильна, -из числа долгожителей. Тем удивительнее, когда возраст рукописныхкодексов Библии, прекрасно сохранившихся, на пергаменте, даже неутратившем гибкости, специалисты по палеографии спокойно оценивают втысячу и более лет.) Считается, что философия Аристотеля былазабыта и вновь прославилась у латинян лишь начиная приблизительно с1230 года. "Начала" Евклида". Древнейшая из известных копий датируется888 годом; остальные - X - XIII веками. Научные труды Архимеда. Основой всех современных изданийявляются утраченная рукопись XV века и константинопольский палимпсест,найденный только в 1907 году. Считается, что впервые рукописиАрхимеда попали в Европу после 1204 года. Первый перевод датируется1269 г. (однако полный текст его найден только в 1884 г.). Первоепечатное издание - в 1503 г., первое греческое издание - в 1544 г.,после чего работы Архимеда входят в научный обиход. Книга Светония "Жизнь двенадцати цезарей" также имеется тольков очень поздних списках; все они восходят к "единственной античнойрукописи", находившейся якобы в распоряжении Эйнхарда (около 818 г.н.э.), который писал "Жизнь Карла", старательно воспроизводя (таксчитается сегодня) "светониевские биографические схемы". Эта такназываемая Фульдская рукопись и первые списки с нее до нас не дошли;старейшим списком книги Светония считается текст IX века, но всплылон на поверхность лишь в XVI веке. Остальные списки датируются неранее чем XI веком. Фрагменты книги Светония "О знаменитых людях" также появилисьочень поздно: Поджо Браччолини в Германии, в 1425 г., открыл такназываемую Герсфельдскую рукопись. Она не сохранилась (уцелелитолько несколько листов из текстов Тацита), но уцелели около 20списков с нее, сделанных в Италии в XV веке. Она также датируетсяIX веком. Датируется... Но кем, и когда, и на каких принципах? Датирование античных источников проводили в XIV - XVI веках наоснове не дошедших до нас соображений. В последующие века новыенаходки датировались, естественно, "по образцу и подобию" прежнихдатирований - по сходству содержания и внешних признаков с темиматериалами, датировка которых "уже хорошо известна". Вот одна из загадочных находок. В 1497 г. была обнаруженакнига "Об архитектуре" Витрувия. В астрономическом разделе книги сневероятной точностью указаны периоды гелиоцентрических (!) обращенийпланет. Получается, что архитектор Витрувий (живший, как определилисредневековые хронисты, якобы в I-II вв. н.э.) знал эти числалучше астронома Коперника; более того, в периоде обращения Сатурнаон ошибся только на 0,00007 долю современного значения этогопериода, для Марса ошибка всего 0,006, для Юпитера - 0,003. Книга Витрувия во многом похожа на книги замечательного гуманистаXV века Альберти (1414-1472 гг.). Альберти знаменит как крупнейший архитектор; но и Витрувий, как следует из его труда, - архитектор.Альберти - автор известной архитектурной теории, удивительноблизкой к аналогичной теории, изложенной в труде Витрувия.Альберти написал фундаментальный труд под названием "Десять книг обархитектуре", включавший в себя не только его теорию архитектуры, нои сведения по математике, оптике, механике; но и книга Витрувиятоже называется "Десять книг об архитектуре", и содержание ееаналогично. Сейчас считается, что Витрувий был для Альберти "образцомдля подражания при составлении собственного трактата", и что трудАльберти целиком выдержан "в античных тонах". Специалисты давносоставили таблицы, в которых параллельно друг другу (иногда совпадаядословно!) идут фрагменты труда Альберти и фрагменты труда Витрувия,и отметили, что книга Витрувия абсолютно естественно вписывается ватмосферу и идеологию XV века, - отсюда, дескать, и естественноежелание Альберти подражать ему. Подавляющее большинство построекАльберти выполнено "в античном стиле"; он создает дворец "по образцуи подобию древнеримского амфитеатра". Итак, ведущий архитекторэпохи заполняет города Италии античными постройками, которые сейчассчитаются "подражаниями древности", и пишет книги "в античномстиле". Почему бы и нет?.. Но вот несколько настораживающих моментов.Первое. Книга Витрувия, обратите внимание, была найдена и обнародованалишь через четверть века после смерти Альберти, - и не в егоархивах, надо заметить. Второе. Не подозрительно ли созвучие имен,с легкой анаграммой - типичным средневековым приемом для шифровкиимен и фраз: Альберти - берт- вирт - Витрувий?.. Даже только два эти соображения должны бы насторожить любогодостаточно осторожного исследователя: не исключено, что "трудВитрувия" - один из вариантов труда Альберти, по недоразумению (либоже - чьими-то стараниями) принятый за "античный". Легко представитьатмосферу веселого ажиотажа, царившую в ученом мире того времени,когда "из ниоткуда" десятками возникали новые и новые шедеврыантичности, и понять спортивный азарт охотников за древними рукописями.Где спортивный азарт, - далеко ли и до неспортивных приемов?.. Но нет. Историки не спешат сомневаться. Они только уточняютсредневековую датировку: "Витрувий жил во второй половине I века дон.э." Были и другие загадочные раздвоения вроде "Альберти-Витрувия".Например: последним из знаменитых римских юристов был ЭреннийМодестин, умерший в 244 г.н.э. Юридическая наука впала в летаргическийсон, и только 900 лет спустя вдруг пробуждается во всей своейкрасе: Ирнерий, основатель школы в Болонье, около 1088 г. н.э. сталчитать "возродившееся" римское право, якобы "собрав" древниеЮстиниановские кодексы. Умер Эренний - Ирнерий воскрес... Любопытно было бы (жаль, нет такой возможности) побеседовать ссовременниками Альберти и порасспросить их: действительно ли егопостройки воспринимались тогда как "подражание античности", или это- заблуждение более поздних историков, отнесших рсцвет "античнойархитектуры" во времена, на тысячу с лишним лет более ранние? Можно поставить вопрос и более широко (что мы и делаем вследующей главе): действительно ли культурная и общественная жизньИталии времен Ренессанса и несколько ранее была такой, какой изображаютее нынешние историки? Дело в том, что они (что очень знаменательно!)активно оспаривают даже многие свидетельства очевидцев тогдашнейжизни, обвиняя их в ошибках и заблуждениях. Обратим внимание,что все эти обвинения возникают тогда и только тогда, когда написанноеочевидцами противоречит современной хронологической версии. --------------------- В качестве приложения к этой главе, чтобы читатель смог ярчепредставить себе атмосферу XV века, можно подробнее рассказать оБраччолини, взяв за основу книги Гошара и Росса, а также 4-й том изСобрания сочинений А.Амфитеатрова (СПб, 1911), цитаты из которогодля удобства чтения приводим без кавычек. Поджо Браччолини - один из самых ярких писателей Возрождения,автор первоклассных исторических и моралистических книг, авторархеологического руководства к изучению памятников Рима и известной"Истории Флоренции", написанной в духе летописи Тацита. Этотблистательный подражатель был в полном смысле слова властителем думсвоего века. Критика ставила его на один уровень с величайшимиавторами Возрождения... Первую половину итальянского XV века многиенаходили возможным определять "веком Поджо". Флоренция воздвиглаему заживо статую, изваянную резцом Донателло. Широкий образ жизнистоил Поджо Браччолини дорого и заставлял его вечно нуждаться вденьгах. Источником добавочных доходов явились для него розыски,приготовление и редактирование списков античных авторов. В XV векеэто была очень доходная статья. При содействии флорентийскогоученого, книгоиздателя Никколо Никколи (1363-1437) он устроил нечтовроде постоянной студии по обработке античной литературы и привлек кделу целый ряд сотрудников и контрагентов, очень образованных, носплошь - с темными пятнами на репутациях. Первые свои находки ПоджоБраччолини и Бартоломео ди Монтепульчано сделали в эпоху Констанцскогособора. В забытой, сырой башне Сен-Галленского монастыря, "вкоторой заключенный трех дней не выжил бы", им посчастливилось найтикучу древних манускриптов: сочинения Квинтилиана, Валерия Флакка,Аскония Педиана, Нония Марцелла, Проба и др. Открытие это сделалоне только сенсацию, но и прямо-таки литературную эпоху. Позже Браччолини нашел фрагменты текстов Петрония и "Буколики"Кальпурния, так и не разъяснив обстоятельства этих находок. Кроме оригиналов, Браччолини торговал и копиями, которые сбывалза огромные деньги. Например, продав Альфонсу Арагонскому копиюТ.Ливия, Поджо на вырученные деньги купил виллу во Флоренции. Сгерцога д'Эсте он взял сто дукатов (1200 франков) за письма св.Иеронима, - и то с великим неудовольствием. Клиентами Поджо былиМедичи, Сфорца, д'Эсте, аристократические фамилии Англии, Бургундскийгерцогский дом, кардиналы Орсини, Колонна, богачи, как Бартоломеоди Бардис, университеты, которые в ту пору либо начинали обзаводитьсябиблиотеками, либо усиленно расширяли свои старые книгохранилища. Основные списки книг Тацита (так называемые 1-й и 2-йМедицейские списки) хранятся во Флоренции, в книгохранилище, средидиректоров-устроителей которого был Поджо. Эти списки, согласнотрадиционной хронологии, - прототипы всех других древних списковТацита. Первое печатное издание было сделано в 1470 г. со 2-гоМедицейского списка (либо же с его копии, якобы хранившейся вВенеции, в библиотеке св.Марка, но исчезнувшей). Два Медицейскихсписка дают полный свод всего, что дошло до нас от историческихпроизведений Тацита. В рамках традиционной хронологии имя Тацита, как считаетсясегодня, исчезло на многие века вплоть до эпохи Возрождения. Гошари Росс дают обзор всех упоминаний о Таците ранее того, как Поджонашел его книги, и оказывается: все эти упоминания (весьманемногочисленные) носят общий характер и, вполне возможно,к автору "Истории" вообще не имеют отношения. В ноябре 1425 года Поджо из Рима уведомил Никколи во Флоренции,что "некий монах" предлагает ему партию древних рукописей, в числеих "несколько произведений Тацита, нам неизвестных". Никколи немедленносоглашается на сделку, но покупка почему-то затягивается намного месяцев. Поджо тянет дело под разными предлогами. На запросНикколи Поджо дал довольно запутанный ответ, из которого ясно толькоодно, что в эту пору книги Тацита у него еще не было. С монахомПоджо что-то немилосердно врет и путает: монах - его друг, но,будучи в Риме, почему-то не побывал у Поджо... книги в Герсфельде, аполучить их надо в Нюрнберге... и т.д. Раздраженный Никколи вытребовалсебе "обнаруженный" Поджо каталог книг, и обнаружилось, что вкаталоге никакого Тацита не оказалось. В такой странной волокитенедоразумений, имеющих вид искусственности, проходят и 1427 и 1428годы. Наконец, в 1428 году, Поджо извещает Никколи, что таинственныймонах опять прибыл в Рим, но - без книги! Растянувшись чуть лине на пять лет, открытие Поджо огласилось раньше, чем было совершено,и вокруг него роились странные слухи. Это очень волновалоНикколи, но Поджо отвечал: "Я знаю все песни, которые поются наэтот счет... так вот же, когда прибудет Корнелий Тацит, я нарочновозьму да припрячу его хорошенько от посторонних". Казалось бы, -справедливо замечает Гошар, - самою естественною защитою рукописи отдурных слухов было бы показать ее всему ученому свету, объяснив всепути, средства и секреты ее происхождения. Поджо, наоборот, опятьобещает хитрить. Гошар и Росс обнаружили, что Поджо в много позднейшем изданииписем своих к Никколи, упустив из виду даты переписки своей о Таците1425-1429 гг., с каким-то задним намерением фальсифицировал даты 28декабря 1427 г. и 5 июня 1428 г. в двух вновь оглашенных письмах, -в которых он просит Никколи выслать ему (?!) другой экземпляр Тацита,находящийся будто бы уже у Никколи. Сопоставляя даты перепискии тексты писем, Гошар утверждает, что этот таинственный "второйэкземпляр" есть не что иное, как 1-й Медицейский список (обнаруженныйякобы только много лет спустя!). Гошар считает, что "даты писемподложны, сочинены post factum появления в свет Тацита от имени Никколизатем, чтобы утвердить репутацию первого списка (2-го Мецидейского)...и подготовить дорогу второму списку". Изучая историю происхождения Первого Мецидейского списка(обнаруженного вторым), нельзя не отметить, что повторяется легенда,окружавшая 80 лет тому назад список Никколо Никколи. Опять на сценесеверный монастырь, опять какие-то таинственные, неназываемые монахи.Какой-то немеций инок приносит папе Льву X начальные пять глав"Анналов". Папа в восторге, назначает будто бы инока издателемсочинения. Инок отказывается, говоря, что он малограмотен.Посредником торга легенда называет Арчимбольди. Однако Арчимбольди нисловом не обмолвился об этом обстоятельстве, хотя Лев X - якобычерез его руки - заплатил за рукопись 500 цехинов (6000 франков), -целое состояние. Гошар считает, что эти вечные таинственные монахи, без имени,места происхождения и жительства, - продолжатели фальсификационнойсистемы, пущенной в ход Поджо Браччолини. Их никто никогда не видити не знает, но сегодня один из них приносит из Швеции или Даниипотерянную декаду Тита Ливия, завтра другой из Корвеи или Фульды -Тацита, и т.д., - всегда почему-то с далекого, трудно достижимогосевера и всегда как раз с тем товаром, которого хочется и которогонедостает книжному рынку века. Изучение переписки друзей Поджо не проясняет ничего. Авторыписем либо вообще умалчивают о находке, либо приводят взаимоисключающиеверсии. Гошар предполагает, по единству темнот и легенд, окружающихобе части Тацитова кодекса, что они обе - одного и того жепроисхождения: что они вышли из римской мастерской флорентийцаПоджо Браччолини. Гошар и Росс приводят данные, показывающие исключительнуюспособность Поджо к перевоплощению (по его собственным книгам): онпишет не иначе как по-латыни, и как пишет! По гибкости подражания -это Проспер Мериме XV века. Когда читателю угодно, Поджо - Сенека,Петроний, Тит Ливий; как хамелеон духа, он пишет под кого угодно.Анализ текста Тацита показывает серьезные расхождения воззренийавтора на историю и географию древнеримского государства по сравнениюс принятой сегодня традиционной версией. Гошар, перечисливмножество "ошибок", которые, по его мнению, не мог сделать римлянинпервого века, отмечает те из них, которые отличают в авторе человекас мировоззрением и традициями XV века. Гошар и Росс обнаружили довольно явные следы, говорящие, по ихмнению, о подлоге. В Лондоне Поджо жил, очень обманутый в расчетахна щедрость Бофора. В 1422 году Пьеро Ламбертески предлагает емупроект какой-то исторической работы, которая должна быть выполненапо греческим источникам и в строгом секрете, в трехгодичный срок, вовремя которого Поджо будет обеспечен гонораром в 500 золотых дукатов."Пусть он даст мне шестьсот и - по рукам! - пишет Поджо, поручаяНикколи сладить это дельце. - Занятие, им предлагаемое, оченьмне нравится, и я надеюсь, что произведу штучку, достойную, чтобы еечитали". Месяцем позже он пишет: "Коли я увижу, что обещания Пьероперейдут от слов к делу, то - не только к Сарматам, к скифам я радбуду забраться ради работы этой... Держи в секрете проекты, которыея тебе сообщаю. Если я поеду в Венгрию, это должно остаться тайноюдля всех, кроме нескольких друзей". В июне: "Будь уверен, что еслимне дадут время, я сочиню вещь, которою ты будешь доволен. Когда ясравниваю себя с древними, я опять верю в себя. Если взяться хорошенько,то я ни перед кем не ударю в грязь лицом". Где он был затем,неизвестно. По Корниани, в самом деле, зачем-то жил в Венгрии.По Тоннели, приехал прямо во Флоренцию. Состоялась ли его загадочнаясделка с Ламбертески, мы тоже не знаем... Но если даже и нет, -остается впечатление, что Ламбертески предлагал Поджо выполнитькакой-то тайный исторический труд. Тайна предполагалась настолькострогою, что Поджо должен был работать в Венгрии, меж тем как егопредполагали бы все еще в Англии. Для работы этой он должен былизучать греческих авторов... В этой работе ему предстояло состязатьсяс античными историками. И, наконец, весь секрет, которого отнего требовали, а он принимал, показывает, что дельце-то предполагаемоебыло, хотя и литературное, и ученое, но - не из красивых.Заметим, предложение Ламбертески было не случайным: Поджо уже былодин раз пойман на изготовлении фальсификата. Несколькими годамиранее он выпустил в свет у Никколи "Комментарии Кв. Аскония Педиана".Оригинала никто никогда не видал, а все копии Никколи переписывалтоже с копии, присланной ему Поджо из Констанца. Успех былгромадный, хотя ученый мир быстро разобрал, что дело тут неладно.Поджо, кажется, мало и заботился о том, чтобы скрывать свой подлог.Успех подложного Аскония Педиана вызвал целую серию других подлоговот имени того же фантастического автора, но все они были слишкомгрубы и немедленно разоблачались. Поджо оказался лишь искуснеедругих. Прежде чем начать свою аферу с Тацитом, он пробует запродатьКозьме Медичи и Леонелло д'Эсте какой-то великолепный экземпляр ТитаЛивия - и опять в таинственной обстановке: на сцене дальний монастырьна островке Северного моря, шведские монахи и пр. Тут деловряд ли шло о подлоге сочинения, но очень могло идти - о подлогеэкземпляра. Известно, что Поджо владел ломбардийским почерком всовершенстве, а именно такой рукописью он и соблазнял принцев. Нотут у него дело сорвалось, и затем драгоценный экземпляр исчезаеткуда-то без вести... Замечательно, что в этот период жизни своейПоджо, столь вообще плодовитый, не пишет почти ничего своего. Затоон бесконечно много учится, - и систематически, односторонне,видимо, дрессируя себя на какую-то ответственную работу по римскойистории имперского периода. Никколи едва успевает посылать ему тоАммиана Марцеллина, то Плутарха, то Географию Птолемея и т.д. Гошар считает, что начинал свой подлог Поджо один, но былвскоре вынужден посвятить в это дело и Никколи. Сначала они,вероятно, пустили в обращение так называемый 2-й Мецидейский список,а 1-й придержали в целях "содрать две шкуры с одного вола", однаковскоре "рынок был испорчен" появлением значительного числаразоблаченных подлогов. Поджо не решился рисковать второй раз.Этот 1-й список был, вероятно, пущен в обращение его сыном -Джованни Франческо, после того, как он промотал все состояние отца. Кроме указанных произведений, фирма Поджо - Никколи пустила вобращение тексты следующих классических авторов: полного Квинтилиана,некоторые трактаты Цицерона, семь его речей, Лукреция, Петрония,Плавта, Тертуллиана, некоторые тексты Марцеллина, Кальпурния Секулаи др. После находки Тацита рынок всколыхнулся: в 1455 году Энохд'Асколи нашел в каком-то датском монастыре (и снова монастырь, иснова на севере) Тацитовы "Диалог об ораторах", "ЖизнеописаниеАгриколы" и "Германию", язык которых и характер, как известно,значительно разнятся от "Истории" и "Анналов". Появились на рынке"Facetiae", приписываемые Тациту, и подлог был не скоро разоблачен. Мы привели этот пример отнюдь не для того, чтобы уверитьчитателя, будто античные документы являются фальсификатами. Авторнастоящей книги не разделяет гипотезы Н.А.Морозова, согласно которойбольшинство произведений античности являются подлогами. Наша позициясущественно иная: как показали результаты наших исследований,практически все дошедшие до нас древние документы являются подлинниками,написанными отнюдь не для того, чтобы сбивать с толку будущиххронологов. Практически все описанные в древних документах событияпроисходили в действительности. Другой вопрос: где и когда?Причем этот вопрос справедливее всего адресовать не авторам древнихисточников, а хронологам, ухитрившимся вконец запутаться при датировкеэтих документов - настолько, что Гошар и Росс совершенно неслучайно обнаружили "анахронизмы" (точнее же, расхождения с устоявшейсяхронологией) у Тацита, столь вопиющие, что они, как ученые,сочли своим долгом вслух возмутиться. Но ошиблись адресатом. Ониобвинили в подлоге энергичного Поджо, а следовало бы - не менееэнергичных И.Скалигера и его учеников.