По-детски наивные фрески и скульптуры, ученые труды и бытовыеписьма, сохранившиеся от раннего (и не очень раннего) средневековья,дают современным историкам немало поводов для добродушных усмешек.Судите сами. Библейские и античные персонажи фигурируют в искусстве веков,непосредственно предшествующих эпохе Возрождения, в средневековыхкостюмах. На порталах соборов ветхозаветные цари и патриархисоседствуют с античными мудрецами и евангельскими персонажами.Похоже, что, на взгляд художников и скульпторов, все они близки вовремени. Историк: "В искусстве средневековья развилось анахроническоеотношение к истории". Крестоносцы в конце XI века были убеждены, что идут карать недальних потомков палачей, распявших Спасителя, но самих этихпалачей. Историк: "Средневековье в грандиозных масштабах смешало эпохи ипонятия, средневековые авторы по невежеству отождествляли древнюю,античную и библейскую историю с эпохой средних веков". Еслидействительно было так, "невежество" - слишком скромное слово. Были в средневековье, представьте себе, невежды, считавшие, чтоСвященная Римская империя - непосредственное продолжение Римскойимперии. Вот один из них - великий поэт Петрарка (XIV век). Ондоказывал, основываясь на целом ряде филологических и психологическихнаблюдений, что привилегии, данные Цезарем и Нероном австрийскомугерцогскому дому, - подложны. Историк: "Из-за чего было копья ломать? Римская империя палав VI веке нашей эры, а Священная Римская империя возникла лишь в Xвеке... Тем более нелепо допускать, будто Цезарь или Нерон моглидавать какие-то "привилегии" австрийскому герцогскому дому, которыйначал править только в 1273 г. - через 12 веков после них!"Е.Пристер полагает, что этот 12-вековой разрыв всегда был, и все о немтак же хорошо знали, как знают и сейчас, и поэтому спор Петрарки соппонентами - не более чем игра, с целью подурачить будущих историков,но обмануть все-таки не удалось: "Все заинтересованные лицапрекрасно понимали, что это были явные и бессовестные фальшивки, и темне менее они "вежливо" закрывали глаза на это обстоятельство". Знаменитые гладиаторские бои - явный признак "далекого античногопрошлого". Так? Но, по данным В.Классовского, такие бои происходилии в Европе XIV века: в частности, в Неаполе около 1344 г.Эти бои, как и в античности, кончались смертью бойца. Любые живые детали средневековья, чуть только они начинаютслишком уж походить на античность, историк тут же приписываетповальному комплексу неполноценности, заставляющему несчастных,сирых и нищих обитателей "темных веков" (буквально: темных трущобистории) воображать себя, размечтавшись, гражданами Великого Риматысячелетней давности. Именно так, в духе клинической картинымассового безумия, преподносит нам историк эти детали: Арнольд Брешианский (XII век) излишне отдается древним традициям.Он восстанавливает античное сословие всадников. Папа АлександрIII (XII век) возрождает языческий триумф древних императоров.Параноидно настроенные духовные и светские властители возрождаютпрактически все основные "древние институты античного Рима" (а длякакой цели - пасти коз на развалинах?). Знаменитое имя Аннибалавновь появляется в средневековой фамилии, из которой в течениенескольких столетий выходили сенаторы, военачальники и кардиналы.Римский народ проникается новым воодушевлением; как в древности,как во времена Камилла и Кориолана, выступает он на завоеваниеТусции и Лациума. И даже - до чего доходит! - снова появляются наполе брани римские знамена с древними инициалами S.P.Q.R. (Все этипримеры и утверждения о "попытках возродить" взяты из грандиозногопятитомного труда Ф.Грегоровиуса "История города Рима в средниевека. От V до XVI столетия". Среди всех историков последних двухвеков едва ли кто лучше него знал или знает этот период.) Средневековые труверы начинают с X-XI веков разрабатыватьсюжеты, всем нам знакомые как античные. В XI веке появилась"история Уллиса" (Одиссея), в которой сюжет, известный нам какгомеровский, изложен в "средневековом освещении" (рыцари, дамы,поединки и т.п.). Труверы XII-XIII гордились опоэтизированной имиисторией Троянской войны, которую они считали не избитой, посколькуникто до них не слагал и не писал ее! Для них это был почтинациональный сюжет: франки считали себя выходцами из Трои. С той же Троянской войной во Франции сливали в одно целоепоэтизированный поход аргонавтов, когда кресоносцы-завоеватели, ихреалистический прообраз, устремлялись в отдаленные страны Азии! Историк: "Маскарад классических воспоминаний". Автор VII века н.э. Фредегарий Схоластик указывает на царяПриама как на деятеля предыдущего поколения. Александр Македонский...говорит комплименты Франции. Некоторые тексты среднихвеков, говоря о Троянской войне, называют Париса - Парижем (можетбыть, Парижским?). Историк: "В средние века почти утерялось представление охронологической последовательности: при похоронах АлександраМакедонского присутствуют монахи с крестами и кадильницами;Катилина слушает обедню; Орфей является современником Энея,Сарданапал - царем Греции, Юлиан Отступник - папским капелланом.Все в этом мире принимает фантастическую окраску. Мирно уживаютсясамые грубые анахронизмы и самые странные вымыслы". "Тема осла" весьма подробно разрабатывается в творчествесредневековых труверов задолго до обнаружения рукописи Апулея систорией Золотого Осла, и всплывшая на поверхность только вВозрождение книга Апулея является (в художественном отношении)естественным завершением всего этого средневекового цикла. Общийфакт: в средние века, задолго до обнаружения "древних оригиналов",возникли и разрабатывались по восходящей линии все "античные"сюжеты, причем появившиеся затем в эпоху Возрождения высокохудожественные"древние оригиналы" вполне естественно венчают их развитие.Из популярных литературных линий такого рода есть, пожалуй, лишьодно исключение: нам хорошо известно, что "Фауст" Гете был написанпосле того, как легенда о Фаусте столетиями формировалась в народномтворчестве Германии. Но если бы столь же совершенный, как у Гете,"Фауст" всплыл в конце XV века как произведение древнеримскогопоэта, - вот это было бы типично. Автор XV века Джаков Саннацар: "Мы подходили к городу Помпее, иуже виднелись его башни, дома, театры и храмы, не тронутые веками". Историк: "Как?! Помпея разрушена и засыпана извержением 79года н.э.!.. Ну, может быть, в XV веке некоторые из зданий Помпеивыступали уже свыше заносов... Но потом ее снова занесло землей, такчто на остатки Помпеи наткнулись только в 1748 году". Историки жалуются на почти полное отсутствие документов,относящихся к периоду римской истории продолжительностью более 500 лет,начавшемуся в конце VI века н.э. - с того времени, как пало государствоготов. Уверены они лишь в одном: античный строй Италии и Римаприходит в этот период в полное разрушение. Предается забвению дажесама историческая память. Забыты законы и традиции. Пустеют общественныезнания. Разрушаются "памятники старины"... Но те документы,которые все-таки удается найти и уверенно отнести к этому периоду,историков обескураживают. В X веке мы встречаем римлян с "античными" прозвищами.Обнаруживаем "сугубо античные" сенат и консулат. Сан консула оченьчасто упоминается в документах X века. Историк от души сочувствует жалким потомкам великих людей:"Средневековые римляне следовали этим древним правилам по инерции,не придавая им прежнего смысла". Ф.Грегоровиус: "Они призываютсебе на помощь из могил древности, ставших уже легендарными, тениконсулов, трибунов и сенаторов, и эти тени как бы действительновитают в вечном городе в течение всех средних веков". Он считает,что на самом-то деле в Риме X века государственные должностиназывались как-нибудь по-иному, гораздо прозаичнее, и все эти"сенат" и "консулы" - жалкая поэтизация ущербной современности. Полубезумную нищенку в лохмотьях, украшенных яркими бантиками,напоминает в его представлении император Оттон III: он носил"титулы, созданные по образцу титулов древнеримских триумфаторов",он "со всей страстью вводил уцелевшие остатки римской империи, -чины, одежды и идеи времен этой империи, - в свое средневековоегосударство, где все это выглядело, как заплаты... Стремлениеоблагородить варварскую эпоху подобными воспоминаниями былообщераспространенным"....Можно ли считать картину, которая привиделась Грегоровиусу,нереалистичной? Увы, нет. Бывают в истории удивительные выверты.Как тут не вспомнить совсем недавнее: людоед (настоящий, безшуток!), дорвавшись до власти, вначале десять лет повышал себя вчинах, от подполковника до маршала, когда же и это показалось чересчурскромным, объявил свою нищую малолюдную республикуЦентральноафриканской империей (что там "княжество" или "королевство"- бери выше! - благо что на всем земном шаре осталась лишь однаимперия-конкурентка!) и короновался как император Бокасса Первый. Всюцеремонию своей коронации он повелел списать с коронации Наполеона.Только вообразите себе африканцев, под палящим солнцем близ Сахарымарширующих в треуголках и мундирах наполеоновских войск, и несчастныхафриканских дам в кринолинах, и совершенно всерьез исполняемуюпародию на французский дворцовый бал!.. Первые два списка памятников Рима были составлены лишь в XII иXIII веках н.э. Очень любопытные списки! Никакой историк несогласился бы, что такое возможно. Церковь святого Сергия заоднопосвящена и... святому Вакху. Среди средневековых римских святых(надо полагать, в полной мере христианских) встречаются и такиеимена: св. Ахиллес, св. Квирин, св. Дионисий, св. Ипполит, св.Гермес... Базилика Константина названа храмом Ромула. Историк, действительно, не соглашается: "Изумительная смесьверных и ошибочных названий древних памятников". Не только в этих книгах, но и в средневековых хрониках встречаются"ошибки", которые сегодняшний историк рвется если не исправить,то хотя бы обиженно прокомментировать, еще раз упрекнув жителейтемного средневековья за полнейшую бестолковость. Например: Рикобальдутверждает, что знаменитая (античная!) конная статуя Марка Аврелиябыла отлита и поставлена по приказанию папы Климента III (но какаяже это античность? - конец X века!..). Историк: "Рикобальд... ошибся. Каким образом при таком низкомуровне, на котором стояло в Риме тогда искусство, могла бытьвыполнена подобная работа из бронзы?" Историки считают, что древнеримский счет по идам, календамзакончился в VI-VII вв. н.э. Однако авторы XIV века, не зная обэтом, считают именно по идам и календам. Немало проблем подсовывает и нумизматика. Много странностейобнаруживается при сравнении античных и средневековых монет.Слишком много параллелей, а то и просто совпадений, между ними. Ихпытаются объяснить туманными теориями "имитаций", "подражаний" и т.д.Например, английские пенни короля Эдварда (1042-1066 гг.) копируютконстантинопольские солиды Юстина II (565-578 гг.). Если бы онибыли современниками, это еще можно как-то понять, но здесь разницаболее чем в 450 лет! Любопытно, что в истории монет тоже усматривают (как и вистории всей Европы) "древний расцвет", "темные века" и "Возрождение".Считается, что с VIII века н.э. до середины XIII века в Италиипрактически полностью исчезают золотые монеты. Считается, чтоЗападная Европа попросту отказалась от состязания с византийцами имусульманами в чеканке золотых монет. Даже в мусульманской Испаниине был отчеканен ни один золотой между началом VIII и началом Xвека. Считается, что золотую монету перестали чеканить по требованиюПипина, что на соборе в Реймсе было запрещено обращение золотыхсолидов императорского Рима, что тип монет VIII века был сочтен"варварским"... Ф.Грегоровиус: "Папских монет со времени БенедиктаVII (умер в 894 г.) до Льва IX (середина XI в.) не существует; этоне более как случайность, так как монеты, конечно, должны быличеканиться... Еще удивительнее, что не сохранилось ни одной монетыГригория VII". Итак, "случайность"? В таком случае, масштабы ее широки. Вкладах X - XIII веков (например, на территории Древней Руси) средидесятков тысяч монет этого периода обнаружены только единицыитальянских монет X-XIII вв. В связи с этим построены теории оботсутствии экономических и торговых связей Руси с Италией этогопериода, - что противоречит письменным источникам, утверждающимсуществовавние широких торгово-экономических связей. "Застой" в римской чеканке с VIII по XIII век особенно поразителенпосле блестящего (в истории монетного дела) периода Римскойимперии I - VI веков н.э., золотые монеты которой по своему качествуотличаются от аналогичных средневековых монет XIV века только тем,что традиционная хронология относит их к началу нашей эры. И вдруг в 1252 г. совершенно неожиданно (для традиционнойхронологии) и якобы "без подготовки" в Риме "возрождается" широкаячеканка полновесной золотой монеты, быстро вытеснившей с европейскогорынка византийскую монету. Это неожиданное появление итальянской(не только римской) золотой монеты считается в традиционной хронологии"драматическим изменением ситуации, превалировавшей в первойполовине средних веков". Отметим, что от идеи массовой чеканки монеты единым штампом доидеи печати гравюр, а отсюда и до книгопечатания - один шаг, итрудно представить их далеко разнесенными во времени. Отметим и еще один любопытный факт: имеются клады, гдесредневековые монеты перемешаны с античными. Это - свидетельство того,что на протяжении 5-6-векового разрыва в чеканке античные монетыпродолжали иметь активное массовое хождение и сохранять своюценность? Маловероятно. Или - свидетельство того, что этого разрывана самом деле не было, что он - кажущийся? Знаменитый Капитолий для историка - сплошная загадка: онуверен, что Капитолий был разрушен, буквально "стерт с лица земли" вглубоком прошлом, в позднеантичные времена, и никто его заново неотстраивал, в таком виде он и остался до нашего времени. И более500 лет после этого - никаких упоминаний о Капитолии в письменныхдокументах. Чем не признак полного забвения? Однако пришел XI век,и Капитолий вновь - в центре всей общественной и политической жизниРима! Римляне созываются в Капитолий на важные собрания.В Капитолии - резиденция префекта. Неужели в руинах?.. Да! - Ибо историк совершенно уверен, что Капитолий ужедавным-давно разрушен. Тот же Грегоровиус: "Лишь благодаря сохранившемусяпреданию о том, чем некогда был Капитолий, он снова приобрелисторическое значение и еще раз сосредоточил в себе политическуюдеятельность города, когда пробудился дух гражданской независимости...Святыня Римской империи воскресла в воспоминаниях римлян, оживленныесобрания знати и народа происходили на развалинах Капитолия...Римляне призывались все в тот же Капитолий, когда предстояли бурныевыборы префектов, когда необходимо было получить согласие народа наизбрание Каликста II или требовалось призвать римлян к оружию...Префект, назначенный Генрихом IV... жил именно здесь". Можно лидопустить, даже в качестве смешной гипотезы, что все эти собрания,совещания, выборы, споры, обсуждение документов (и их хранение),вынесение ответственных государственных решений, подписаниеофициальных бумаг и т.д. и т.п. совершались на грудах старых заросшихразвалин, а не в специально устроенных помещениях? Оказывается,можно! Грегоровиус охотно допускает такое, потому-то и пишет наполном серьезе слова, процитированные во второй главе, о сенаторах,которые в парчовых мантиях заседают под открытым небом на опрокинутыхколоннах храма Юпитера, среди разбитых статуй и пасущихся здесьже коз. Понять его можно, поскольку третьего не дано: или сенатор XIвека, заседающий среди античных развалин, или же разрушение(позднеантичное, напоминаем!) Капитолия - произойдет после этого времени,с признанием XI века нашей эры за времена... античности. Прекрасныйвыбор: или абсурд, или признание в несостоятельности общепринятойхронологической концепции. Тут историку, конечно, не позавидуешь. В "подтверждение" нарисованной им картины разрухи Грегоровиусприводит средневековое описание Капитолия. Самое поразительное, чтов этом тексте, занимающем целую страницу современной книги крупногоформата (петитом), ни слова не говорится о каких-либо разрушениях;там описывается Капитолий как функционирующий политический центрсредневекового Рима. Говорится о роскошных зданиях, храмах и т.п.И ни слова о стадах коз, уныло бродящих среди этой золотой роскоши.Ф.Грегоровиус, добросовестно приведя весь этот текст (надо отдатьдолжное его научной добросовестности), все-таки не может избавитьсяот мысли, что все эти чудеса средневековому их очевидцу толькопривиделись: "Даже для этих легендарных книг все уже являетсяминувшим и загадкой". Одна из этих легендарных книг - "Graphia",написанная уже после X века, сообщает, что стены Капитолия выложеныстеклом и золотом! Конечно, историк не верит. А как хорошо было бы научиться читать "эти легендарные книги"(тем, кто имеет такую возможность) без предвзятости... И тогда,возможно, оказалось бы: вовсе не так уж бестолковы и глупы былилюди средневековья, и видели они разные вещи - именно такими, какимиэти вещи и были. На то они и свидетели современных им событий.Возможно, и количество необъяснимых "возрождений" резко поуменьшилосьбы... И тогда, кстати, лучше разобрались бы мы в одной иззагадок раннехристианской церкви, о которой речь - в следующейглаве. Ну, а здесь, чтобы закруглить тему о том, что средневековьекакими-то чертами слишком уж похоже на античные времена, мы вправеобратить внимание и на встречный вопрос: нет ли в пластах истории,уверенно относимых к античности, каких-нибудь черт средневековья? Обратимся к раскопкам Помпеи (явная античность, ибо, поутверждению историков, Помпеи были похоронены изверждением Везувия в79 году н.э.). В книге В.Классовского мы найдем немало интересующихнас примеров. Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства(фрески, мозаики, статуи), сочетающийся с высоким уровнем научныхдостижений типа эпохи Возрождения. Например, найдены солнечные часы,разделенные на "равномерные часы", - прибор, создание которого былотрудной задачей даже в позднее средневековье. "Открыт наборхирургических инструментов, тем более достойных внимания, что между ниминекоторые, как думали дотоле, изобретены только в последнее времясветилами новейшей оперативной медицины". Среди граффити (рисунковна стенах) попадаются чисто средневековые: палач в капюшоне, воин вшлеме с забралом (конечно, предполагается, что это - рисункигладиаторов). Поразителен рисунок, на котором совершенно отчетливоизображен средневековый рыцарь в шлеме с забралом - типичное рыцарскоевооружение. Легко понять потрясение В.Классовского: "Такое не разбывало на меня... действие помпейских древностей, сходных иногда спозднейшими предметами как две капли воды". Некоторые знаменитые мозаики Помпеи поразительно похожи покомпозиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля и Джулио-Романо. (Кстати, одна из надписей в Помпеях гласит: "ВалентаПервосвященного Нерона Августа Первосвященного Вечного Д.ЛукрецияВалента сына 28 марта охота и декорации будут". Здесь императорВалент-Нерон - одно лицо, а в традиционной хронологии - два разныхимператора, разделенные примерно 300 годами.) Раскопки в Помпеях велись варварски. "Если рисунок кому-токазался не слишком красивым, его разбивали на куски и выбрасываликак мусор... Из фрагментов скульптур фабриковали для туристовсувениры, нередко с изображением святых". Но раз уж где-то рядомвидится Рафаэль, может, это и в самом деле были изображениясвятых?.. Итак: не только средневековье похоже на античность, но иантичность похожа на средневековье. Есть над чем задуматься. Идаже предложить на ваш суд гипотезу, которая, к сожалению, имеетодин недостаток: она "недостаточно безумна, чтобы быть истиной".