Студопедия — Глава вторая. [Приступая] к исследованию о душе, необходимо вместе с тем, при возникновении сомнений по поводу [вопросов]
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава вторая. [Приступая] к исследованию о душе, необходимо вместе с тем, при возникновении сомнений по поводу [вопросов]






 

[Приступая] к исследованию о душе, необходимо вместе с тем, при возникновении сомнений по поводу [вопросов], подлежащих выяснению в дальнейшем, собрать мнения предшественников, которые выставили [свои] толкования [природы] души, чтобы принять [во внимание] все, что они высказали правильного, и отмежеваться от всего, что ими [сказано] неосновательно. Началом исследования [будет] указание того, что по преимуществу представляется свойственным душе по самой [ее] природе. Повидимому, одушевленное более всего отличается от неодушевленного двумя [признаками]: движением и ощущением. В общем от старейших исследователей мы имеем эти два ответа о [природе] души. Действительно, некоторые говорят, что главным образом и прежде всего душа есть нечто движущее. Считая, что недвижущееся само не может приводить в движение другое, они признали, что душа относится к тому, что движется. Поэтому Демокрит1 говорит, что душа есть некий огонь или тепло. Именно при бесконечном числе фигур и атомов2 он называет шаровидные [атомы] огнем и душой, [они] подобны так называемым воздушным пылинкам, которые [можно] видеть в солнечных лучах, [проникающих] сквозь окна; образуемую ими смесь всякого рода семян он называет элементами всей природы. Подобным же образом [толкует] Левкипп3. Они признают шаровидные элементы за душу, потому что эти фигуры скорее всего в состоянии проникать повсюду и, сами находясь в движении, заставляют двигаться и остальное, [при этом эти философы] предполагают, что душа есть то, что доставляет животным движение. Поэтому, [по их мнению], дыхание есть предел жизни. Именно, когда ю окружающая [среда] сжимает тела и вытесняет атомы, которые доставляют живым существам движение тем, что сами эти атомы никогда не находятся в спокойном состоянии, поступает поддержка в виде входящих извне других [атомов] через вдыхание. В самом деле, [эти последние] препятствуют выходу заключающихся в животных [атомов], оказывая сопротивление этому сжатию и окоченению. И [животные] живут до тех пор, пока они способны выполнять эти функции4.

Повидимому, учение, исходящее от пифагорейцев, имеет тот же смысл. Некоторые из них говорили, что носящиеся в воздухе пылинки и составляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет. Такое мнение о пылинках было высказано потому, что они представляются непрерывно движущимися даже при совершенном безветрии. Таковы [взгляды] и тех [исследователей]5, которые утверждают, что душа есть нечто само себя движущее. Ведь, невидимому, все они считают, что движение есть нечто весьма свойственное душе и что все остальное движется благодаря душе, душа же движется самостоятельно; [это рассуждение основывается на том], что этим исследователям не приходилось наблюдать движущее, которое само бы не двигалось. Подобным же образом и Анаксагор считает душу источником [движения], и как будто еще кто-то6 сказал, что ум привел все в движение, но при этом [Анаксагор высказался] не вполне так, как Демокрит. А именно Демокрит просто отождествляет душу и ум; ведь истинно то, что нам является. Поэтому Гомер, [по мнению Демокрита], правильно изобразил, как Гектор лежит с помутившимся сознанием7. В самом деле, Демокрит не использует [понятие] ума, как способности для [познания] истины, но считает, что душа и ум — то же самое. Анаксагор высказывается о них менее ясно. Действительно, часто он называет ум источником красоты и основательности, в другом месте [у него сказано], что ум есть душа. Ведь ум, [по его взглядам], имеется у всех животных как больших, так и маленьких, как у благородных, так и более низких. Между тем, повидимому, то, что называют умом, в смысле рассудительности, не присуще одинаково всем животным, даже не всем людям.

Таким образом, исследователи, обратившие внимание на то, что одушевленное тело [стремится] к движению, пришли к выводу, что душа есть нечто в высшей степени подвижное. Те же, кто усматривает в душе [стремление] к познанию и чувственному постижению действительности, говорят, что душа содержит начала, [из которых состоит вся природа], при этом одни из них считают, что этих начал много, другие, что такое начало одно; таков, например, Эмпедокл, [считающий], что [душа] состоит из всех элементов, а любой [элемент] составляет душу, причем Эмпедокл выражается так:

 

землю землей познаем мы и воду (подобной) водою,

воздух божественный воздухом, огнь опаляющий пламенем,

также любовью любовь, ненависть — мрачной враждою.

 

Подобным образом и Платон изображает в «Тимее» душу, как состоящую из элементов. [Он учит], что подобное познается подобным, вещи же состоят из начал. Такое же определение [дано] и в сочинении о философии8, что живое по себе9 состоит из идеи единицы, первоначальной длины, ширины и глубины, остальное10 подобным же образом. Кроме того [там сказано] и иначе: ум составляет единство, наука — двоицу, так как она [движется] к единству в одном [направлении], число поверхности [соответствует] мнению; число, [определяющее] трехмерное,— ощущению11. Ведь числа были истолкованы, как самые формы и начала, состоят же они из элементов. Что касается вещей, то некоторые и из них постигаются умом, другие — наукой, третьи — при помощи мнения, наконец — ощущением. Эти числа и являются формами вещей.

Так как душа представлялась и движущей и познавательной способностью, то некоторые12 ученые соединили и то и другое, истолковав душу, как самодвижущееся число. Что касается начал, то тут есть so разногласие,— каковы они и сколько их,— главным образом между теми, кто их [считает] телесными, и теми, кто [признает] их бестелесными, а также теми, кто, смешав, усматривает в этих началах двойной [состав]13. Расходятся также [ученые и по вопросу об их] числе. Некоторые признают одно начало, другие [допускают] много начал. Сообразно с началами oни истолковывают и душу. В том, что они природу начал усмотрели в способности движения11, нет ничего несообразного, поэтому душа им представилась огнем. Ведь огонь состоит из мельчайших частиц и является наиболее бестелесным из элементов, кроме того, он находится сам в движении и прежде всего приводит в движение остальное. Демокрит, с своей стороны, также с достаточной ясностью высказался, вскрыв, почему каждая [душа] обладает этими свойствами15 [подвижностью и познавательной способностью]. В самом деле, [по мнению Демокрита], душа то же самое, что и ум, а последний состоит из первоначальных и неделимых тел и способен к движению, благодаря мелким частицам [своего состава] и благодаря [их] форме. Из всех форм наиболее подвижной формой является шаровидная, таковы и ум и огонь. Анаксагор, невидимому, считал, что душа отлична от ума, как мы уже сказали раньше, но пользуется обоими [понятиями], словно их природа одинакова16, за исключением того, что ум он почитает началом преимущественно перед другими. Действительно, он говорит, что из всего существующего только ум есть нечто простое, несмешанное и чистое. Тому же самому началу он приписывает оба качества: и познание и движение, утверждая, что ум все привел в движение. Повидимому, также Фалес, по тому, что о нем рассказывается, считал душу за способную к движению, говоря, что магнит имеет душу, так как он притягивает железо. Диоген, как и некоторые другие, [полагали, что душа есть] воздух17, считая, что из всего [существующего] воздух состоит из наиболее тонких частиц и является началом [всего]; благодаря этому душа познает и приводит в движение: она познает, поскольку она, с одной стороны, есть нечто простое и\всё остальное состоит из этого же [начала]; а поскольку она является тончайшим телом, она обладает способностью движения. Также Гераклит утверждает, что душа есть начало, поскольку она представляет собою испарение, из которого [по его мнению] составляется [все] остальное. Сверх этого она есть нечто в высшей степени беетелесное и неизменно текучее; подвижное же познается подвижным. Что [всё] существующее находится в движении, предполагал и он (и большинство. Повидимому, сходно с ним понимал душу и Алкмеон18. Он говорит, что она бессмертна зо вследствие сходства с бессмертными существами. А бессмертие ей присуще, поскольку она находится в вечном движении. Ведь вcе божественное находится всегда в непрерывном движении: луна, солнце, звезды и всё небо. Из более грубых [мыслителей] некоторые даже утверждали, что [душа есть] вода, как, например, Гиппон19. Повидимому, они пришли к этому убеждению, [имея в виду] семя, которое у всех [живых существ] влажно. Гиппон опровергает тех, кто говорит, что душа есть кровь, [указанием], что семя — не кровь и что семя есть первичная душа. Другие же, как Критий,20 [настаивали на том, что душа есть] кровь, считая, что ощущения наиболее свойственны душе, а их возникновение обусловливается природой крови. Таким образом, все элементы нашли [своего] защитника, кроме земли. Землю никто не объявлял [душой], разве только, если кто говорил, что она состоит из всех элементов или, что [она охватывает их] все21.

Таким образом, приблизительно все мыслители определяли душу [одним] из трех [признаков]: движением, ощущением, бестелесностью. Каждый из этих признаков ведет назад к началам. Поэтому даже те; кто определяют ее, как познавательную [способность], толкуют душу, как элемент или как состоящую из элементов, при этом они все высказываются почти одинаково, за одним исключением22. В самом деле, они утверждают, что подобное познается подобным. Поскольку душа познает всё, они считают, что она состоит из всех начал. Таким образом, с одной стороны, те, кто признают одну причину и один элемент, и в душе усматривают что-нибудь одно, например, огонь или воздух. Допускающие же много начал, считают и душу многосоставной 23. Только один Анаксагор говорит, что ум есть нечто бесстрастное и ни с чем другим ничего общего не имеет. Но каким образом и в силу чего ум при такой его природе будет познавать24, и сам он [об этом] не сказал, и из его слов это также неясно. А те [философы], которые допускают противоположности в началах25, [считают], что и душа также состоит из противоположностей; те же, кто допускает одну из противоположностей26, например, теплое или холодное, или нечто вроде этого, и в душе усматривают одно из указанных [качеств]. Поэтому они также считаются с названием, одни, называя [душу] теплом, так как отсюда название жизни27, другие холодом, так как, благодаря вдыханию и охлаждению, душа получает свое наименование28. Таковы традиционные взгляды на душу и таковы основания этих высказываний.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия