Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая. По вопросу о той части души, посредством которой душа познает и думает, — отделима1 ли она или неотделима в качестве [реальной] величины





 

По вопросу о той части души, посредством которой душа познает и думает, — отделима1 ли она или неотделима в качестве [реальной] величины, а может только мыслиться, [как отделимая], — необходимо рассмотреть, каков ее отличительный признак и каким именно способом происходит мышление. Если же мышление есть нечто вроде ощущения, оно или оказывается воспринимающим воздействия мысленного предмета или чем-нибудь подобным. Итак, мышление должно быть не причастно страданию,2 воспринимая формы и отождествляясь с ними потенциально, но не будучи ими [в действительности], и подобно тому, как чувственная способность относится к чувственным качествам, так ум относится к предметам мысли. И поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем несмешанным, как сказал Анаксагор, чтобы иметь господство, т. е. чтобы познавать.3 Ведь постороннее, являясь рядом с умом, загораживает и ставит ему препятствия.4 Таким образом, природа ума заключается не в чем ином, как только в возможности. Итак, то, что мы называем в душе умом, до мышления не может быть ничем в действительности из существующего (я определяю ум как то, чем душа мыслит и постигает). Поэтому немыслимо уму быть связанным с телом. Ведь в таком и случае он оказался бы обладающим каким-нибудь качеством, —холодным или теплым, или каким-нибудь органом, подобно способности чувственного восприятия; в действительности же он ничем таким не является. В связи с этим правильно говорят [философы], утверждающие,5 что душа есть местонахождение форм (идей), с той оговоркой, что не вся душа, но разумная, и [охватывает] идеи не в их действительной наличности, а потенциально.

Что непричастность страданию не одинакова у способности чувственного восприятия и у мыслительной способности, видно [из рассмотрения] органов чувственного восприятия и ощущения. Чувственная способность не может осваивать среди чрезмерных чувственных качеств, например, [ощущать] звук среди очень сильных звуков, и нельзя ни созерцать, ни обонять среди очень сильных цветов или запахов. Ум же, наоборот, когда мыслит нечто очень глубокое, то менее заметное он познает не хуже, но даже лучше. В бамом деле, чувствующая способность не бестелесна, ум же отделим [от тела]. И всякий раз, как ум становится каждым [из познаваемых предметов] в том смысле, в каком говорят об ученом, как о доподлинно [знающем] (это происходит, когда ум может действовать через самого себя), то разум также проявляется, как некая возможность, не так, как до обучения или приобретения знания, и тогда сам он может мыслить самого себя.6

Так как это различные вещи: величина и сущность величины, вода и сущность воды (это так и у многих других предметов, но не у всех; у некоторых это совпадает),7 [то субъект] различает сущность мяса и мясо, [как предмет], или иной [способностью] или иначе установленной. В самом деле, мясо существует не без материи, но, как курносость, оно есть нечто, находящееся в другом. С помощью чувственной способности [субъект] различает тепло и холод и то, сочетанием чего является мясо; сущность же мяса [субъект] различает иною способностью или [вовсе] отдельной [от чувственной способности] или находящейся в таком отношении, как ломаная линия к себе самой, когда она выпрямляется.8 Опять-таки в области абстракций прямое будет в таком же положении, как курносость, — ведь прямая линия связана со сплошным. Если же есть разница между сущностью прямизны и прямым, то сущность [будет познаваться] особой [способностью], — ведь тут будут две [точки].9 Итак, [при такого рода познании] человек различает и: другою способностью или [способностью], иначе установленной. И вообще, как вещи отделимы от материи, так же обстоит дело и с умом.

Кто-нибудь мог бы усомниться: если разум есть нечто простое, непричастное страданию и ни с чем не имеет ничего общего, как говорит Анаксагор, то как он будет мыслить, поскольку мышление являемся изданием. Ведь поскольку у обоих10 имеется нечто общее, одно представляется действующим, другое — страдающим. Кроме того, [сомнительно]: может ли сам ум быть предметом мысли. В самом деле, —либо ум свойственен другим предметам, если он сам мыслим не через что-либо другое,11 и мыслимое по виду составляет нечто единое, либо к нему будет нечто привходить, что делает его предметом мысли, как и все прочее [т. е. делает и другие умы предметами мысли"). Или страдательное состояние есть нечто общее [как для ощущающей способности, так и для ума]? Поэтому раньше было сказано, что в возможности ум известным образом заключает в себе [самые] предметы мысли, но в действительности этого нет, покуда он не помыслит. Здесь должно быть так, как на письменной доске,12 на которой в явном виде ничего не написано; то же происходит и с умом. И он является предметом мысли наподобие всех других предметов мысли. Ведь, по отношению к тому, что не связано с материей, мыслящее и мыслимое — то же самое. Умозрительное знание и соответствующий умопостигаемый предмет — то же самое. в [Теперь] остается выяснить причину, почему [ум] не мыслит постоянно.13 У предметов [мысли] материального порядка каждый из мыслимых предметов дан потенциально. Поэтому ум не будет присущ таким предметам (ведь ум есть возможность этих предметов вне материи), в нем же предмет мысли будет налицо.14

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия