Проявление силы.
Каждый удар должен обладать силой. Способ проявления силы – это пустота за пределами жесткого и мягкого, прямого и округлого. Линейное проявление имеет силу защиты и атаки, легкий контакт обладает взрывной силой. Грубая сила имеет прямые формы (фигуры 1). Мягкая сила пряма снаружи, но округла внутри (фигура 2). Расширение и сокращение, поднятие и опускание, длинное и короткое используются альтернативно. Твердость и мягкость взаимно дополняют друг друга. Иногда слева мягкое, а справа твердое, иногда наоборот. Или же конечности тверды, но туловище мягкое… Также иногда существует удивительный обмен между твердостью и мягкостью и умеренное использование твердости. Иногда мягкость отступает, а твердость наступает, иногда наоборот. В пустоте встречаются мягкость с последующей твердостью, прочность соединяет мягкость и твердость, но что самое важное, так это то, чтобы линии движения тела не были искажены. В развертывании в стороны, в раскрытии рук линия движения всего тела пряма. Поднимание и удержание содержат силу, энергия спрятана внутри, но готовая взорваться в любой момент. Это зовется «округлым». Таким образом, мышцы образуют силу, а кости придают ей форму. Каждый раз, когда вы толкаете свою руку вперед, используйте поднятие, остановку, удерживание, поддержание, отягощение, сворачивание и сила, направляемая в разные стороны, образует округлую силу (фигура 3). Когда руки в контакте с соперником, когда они следуют за ним, приклеены к нему и привязаны, то образуется прямое и округлое (фигура 4). С округлой силой вы можете оторваться от противника, рассеять его силу, а с прямой уйти вглубь взрывной силы, открываясь и закрываясь вслед друг другу (фигура 5). Будьте подобны мириадам нитей мягкого шелка, скрученным между собой, другие люди не могут вас понять, но вы сдержанны и цельны, подобно прекрасному жеребенку, прыгающему через овраг, наклонившему голову и громко ржущему. Дух сверкает, Ци сильно, разум непоколебим. Будьте, как будто вы встретили грозного врага, окружены лесом мечей и алебард и горой сабль и секир, но вы таковы, будто больше никого не существует. Тело – натянутый лук или арбалет, руки – стрелы у натянутой тетивы. Толкайте руки внезапно. Так змея ловит свою добычу… Поражайте врага подобно удару молнии. Способ проявления силы не должен быть чрезмерно жестким, так как жесткость ломает легкость, но не должен быть и слишком мягким, так как лишняя мягкость не поможет продвинуться вперед. Вы должны вступать с прямой силой спереди с одной стороны, при помощи силы, идущей вдоль, вы можете поддаться сопернику и затем вывести его из боя или перенаправить его силу. Этот вид расширения силы не может быть понят без интуитивного восприятия. Если кто-то усердно тренируется и становится способным, то сила будет округла, движения тела будут прямы, Ци спокойным, дух цельным, так как все происходит естественно и само собой. Ученики не должны лениться. Если в способе того, как достигнуть силы, медленное превосходит быстрое, то нужно быть спокойным, а не нетерпеливым, но важнее всего не использовать грубую силу. Во время занятий вы должны позволить природе самой соединить все части всего тела, чтобы не осталось ни малейшего слабого места. Кости должны быть быстры, мышцы и связки должны растягиваться, тело в покое, кровь течет свободно будто весна, приносящая воду и оживляющая. Только таким путем можно изучать целостность тела и всепроникающую силу. Если вы обеспокоены только формой движений и их выполнении как основной тренировки, напрасно гоняясь за красивой птицей и силой речных порогов, тогда поры вашего тела будут закрыты и это заблокирует циркуляцию крови. Смотрите на людей, использующих нетерпеливую грубую силу и вы заметите, что все они без исключения хмурятся и имеют напряженный взгляд, громко топают, сначала задерживают дыхание и после этого только применяют силу. А после того, как они закончили, вы услышите звук глубокого вздоха, сделанного через рот. Они с трудом могут понять, что только что нанесли сильный вред своей энергии. Иногда они затрачивают десятилетия на занятия, но остаются все такими же неуклюжими. Некоторые люди упорно работают сто дней и достигают большого результата, они могут показать, как неправильно выбранный путь вредит людям. Учащиеся должны тщательно следовать описанному методу проявления силы, кто-то может осознать сущность природы естественным путем, но посредственность никогда не достигнет Дао.
Тренировка Ци.
Вот почему Менциус говорил: «Трудно сказать». Сегодня то, что нельзя сказать, обычно выражается посредством силы, но сущность и Дао пусты. Пустота – высший источник неба и земли, дающий начало множеству вещей. Люди рождаются и умирают, вещи ломаются, но Дао вечно. Это огромное без внешнего, маленькое без внутреннего, посмотришь на него – оно не имеет формы, послушаешь его – оно не имеет голоса, но при этом оно может покрыть землю и небо, наполнить 6 гармоний, космос, смешаться с вселенной и наполнить и ее. Дао – это учение природы и жизни, это Инь и Янь неба и земли. Так что, когда ты хочешь подпитать Ци и развить свою жизнь, ты должен успокоить свой разум и дух, для разума – огонь монарха, для движений – огонь слуг монарха. Когда пламя монарха бездвижно, тогда пламя слуг ничего не производит, тогда Ци и мысли успокоятся сами собой. Без мыслей будет спокоен дух, а, следовательно, и разум. Поэтому было сказано: «Все рождающиеся мысли подобны огню. Только если устранить несметные причины… только тогда будет Истина. Неограничение, непрепятствование Ци ведет к живости, дух будет вести себя естественно, сознание наполняется». Движения приходят из неподвижности, действия – из бездействия. Когда нет действия, то дух уходит обратно, поэтому нельзя почувствовать множество вещей. После этого исчезает Ци, с исчезновением Ци многие вещи не вырабатываются… Глаза, уши, разум и мысли забыты. Вроде взгляда на обстоятельства и быстрого забвения их в то же время, отсутствие терпимости ко злу оживляет шесть воров, шесть органов чувств – глаза, уши, нос, язык, тело и разум (древние китайцы считали разум «шестым чувством»). Вредный дух – все, что мы можем ощущать посредством этих органов. Жизнь в этом мире с одновременной обособленностью от него, не подвергаясь изменениям. Кто-то может видеть разум изнутри, разум без разума, смотреть на внешнюю форму – форму без формы, разглядывать далекие вещи – вещи без вещей, и после этого полностью осознать Секрет, то есть пустоту, но пустоту без пустоты, пустота – это просто ничто, но без ничего все же ничего не остается. Большей частью, когда человек говорит, то дух его очень ясен, но разум беспокоит его. Обычно человеческий разум спокоен, но склонен к беспорядку. Поэтому было сказано, что дух не может существовать отдельно от чьей-либо природы, а Ци не может его покинуть жизнь. Это в точности как тень, следующая за телом.
Синкретизм пяти элементов
|