Студопедия — T1pazjM.amu4eckuukpumepuUJnacuimalfH0cmu 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

T1pazjM.amu4eckuukpumepuUJnacuimalfH0cmu 2 страница






Первоначально Эш ожидал, что подавляющее большинство его испытуемых проявят смелость в отстаивании своих убежде­ний (или по крайней мере уверенность в адекватности своего чувственного восприятия), оставаясь независимыми перед ли­цом единодушного большинства. Однако данное ожидание ока­залось необоснованным. Несмотря на простой и конкретный характер задачи формирования суждения на основании чувствен­ного восприятия, испытуемые обычно демонстрировали очевид­ные признаки внутреннего конфликта и дискомфорта, доста­точно часто проявляя конформность. На самом деле в любом из поставленных экспериментов от 50 до 80% испытуемых (конк­ретное процентное значение колеблется от исследования к ис­следованию) по крайней мере один раз примыкали к заблужда­ющемуся большинству. В целом проявление конформности было отмечено в одной трети от числа всех критических тестов.

В ходе дальнейших исследований Эш довольно скоро устано­вил два важных факта. Во-первых, в данной экспериментальной парадигме численность единодушного большинства не обязательно должна быть особенно большой. И в самом деле, Эш нашел, что показатели конформности существенным образом не уменьша­ются при сокращении числа сообщников с восьми до трех или четырех. (В свете результатов, полученных ранее Шерифом, сле­дует заметить, что при обследовании по методике Эша группы, состоявшей из испытуемого и двух сообщников, зафиксирован-


Властъ ситуации 77

ный уровень конформности был относительно низок; при нали­чии же единственного сообщника не отмечалось, по существу, никаких признаков социального влияния.)

Во-вторых, заблуждающееся большинство обязательно дол­жно быть единодушным. Когда к настоящему испытуемому под­саживали по одному так называемому союзнику, т.е. сообщнику экспериментатора, который тоже сохранял независимость суж­дений, процент испытуемых, проявлявших конформность, рав­но как и частота проявления конформности, резко снижался. И это происходило даже в тех случаях, когда испытуемый и его союзник противостояли давлению семи или восьми человек, выс­казывавших иное мнение.

Сам Эш, хотя и был сначала удивлен, однако так и не под­дался искушению сделать вывод, что суждения об основных ас­пектах восприятия физической реальности могут быть навязаны социально. Отстаивая свою точку зрения, Эш указывал, что по самым грубым оценкам одна треть его испытуемых не проявляла конформности никогда, а еще одна треть чаще противостояла единодушному большинству, чем уступала его давлению. Еще более важным представляется то, что, пользуясь данными интервью, проведенных по завершению экспериментов с целью подтверж­дения полученных результатов, Эш пришел к выводу о том, что когда испытуемые проявляли конформность перед лицом соци­ального давления, это происходило вовсе не по причине изме­нения их непосредственных восприятии. Напротив, испытуемые проявляли конформность вопреки тому, что они реально восприни­мали. Они либо считали данные собственного восприятия поче­му-то ошибочными (а данные восприятия представителей еди­нодушного большинства — верными), либо просто не желали выглядеть «отщепенцами», даже будучи вполне уверенными в ошибочности мнения большинства.

И хотя интерпретации Эша были убедительны, а исследова­ния, предпринятые им вслед за этим, многое прояснили, вооб­ражением современников Эша завладел его основной эмпири­ческий результат — готовность столь многих людей скорее отвер­гнуть недвусмысленные свидетельства собственных органов чувств, чем остаться в одиночестве, противостоя группе. И именно этот факт продолжает поражать нас сегодня.

Социальные психологи 50-х годов поспешили соотнести от­крытия Эша с событиями в реальном мире. Страна переживала эпоху, казалось, беспрецедентной политической и социальной


 

Глава 2

ортодоксии: эпоху маккартизма и клятв в лояльности, эпоху социально однородных, заселенных консервативными обывате­лями пригородов и косной корпоративной культуры. Немногие могли бы тогда почувствовать приближение периода конфлик­тов и социального противостояния, наступившего одновремен­но с возникновением движения «За гражданские права» в начале 60-х годов и достигшего своей кульминации в протестах по по­воду участия Америки во вьетнамской войне. Социальные кри­тики 50-х годов сетовали на относительную малочисленность диссидентов и высокую цену, которую им приходилось платить за свое несогласие с общим мнением. Они оплакивали утрату духа независимости и сурового индивидуализма, до этого пред­ставлявшего собой, как они полагали, отличительную черту аме­риканского общества. Они прямо-таки поносили проявляемые как на работе, так и в быту мягкость и корректность «человека в сером фланелевом костюме», возвращающегося каждый вечер домой к своему тщательно вычищенному, правильно мысляще­му и потребительски настроенному выводку. Подобным крити­кам эксперимент Эша казался поучительной историей, предо­стерегающей против опасностей, кроющихся в психическом дав­лении со стороны однородной массы*.

В кругах же социальных психологов, особенно в среде последо­вателей К. Левина, которые уже тогда приступили к исследованию принципов групповой динамики и социального влияния, экспе­рименты Эша были использованы как аргументы в пользу тезиса о силе «давления в направлении единообразия». Даже в ситуации, созданной Эшем, в которой простота и объективность задачи и отсутствие у группы поощрительных и карательных полномочий должны были бы способствовать минимизации давления в сторону конформности — проявления последней могли быть очень суще­ственными. Поэтому — рассуждали они — возможно ли не ожидать проявления еще большей конформности в ежедневно возникаю­щих ситуациях, когда гораздо более спорные вопросы обсуждают­ся в группах, участники которых имеют все основания уважать чужое мнение и опасаться критики друг друга?

Подобно всем классическим экспериментам, бросающим вы­зов нашим интуитивным ожиданиям и предвзятым представле-

* Аналогичным образом эксперимент Эша был воспринят и в СССР, где о нем благодаря книге И.С. Кона узнали в конце 60-х годов — как раз в период очередного «закручивания гаек». (Примеч. науч. ред.)


Власть ситуации 79

ниям, эксперименты Эша порождают вопросы о возможности обобщения и практическом смысле их результатов. Являются ли полученные Эшем данные всего лишь артефактом, созданным в условиях социально-психологической лаборатории и не имею­щим отношения к тому, как социальное влияние проявляется в реальном мире? А если даже это и не так, то что реально можно извлечь из этих результатов для целей объяснения, предсказания и управления человеческим поведением?

То, что основные открытия Эша не являются всего лишь за­нимательным артефактом, полученным в тепличных условиях ла­боратории, было установлено уже давно. Благодаря Стэнли Мил-грэму (S. Milgram) (собственный классический эксперимент ко­торого будет детально рассмотрен далее) мы знаем, что массовые явления, продемонстрированные Эшем, не зависят от того фак­та, что в качестве испытуемых Эш использовал студентов кол­леджей, или даже от того, что они знали о своем участии в пси­хологическом эксперименте.

Милгрэм (Milgram, 1961) исследовал реакции взрослых ис­пытуемых, которые полагали, что были привлечены к исследо­ванию с целью испытания новой системы сигнализации для ре­активных авиалайнеров. В этом контексте от испытуемого требо­валось сопоставить эталонный звуковой сигнал с рядом других сигналов, данных для сравнения. В ходе нескольких критических испытаний субъект оказывался перед перспективой выбора меж­ду проявлением конформности и независимым суждением, ко­торое он всегда должен был высказывать последним, после ос­тальных испытуемых (являвшихся, конечно же, сообщниками экспериментатора), а они в свою очередь соответствующим эта­лонному сигналу считали сигнал, казавшийся явно более высо­ким или более низким по тону. Как и в более раннем экспери­менте Эша, основным открытием данного исследования явился высокий уровень конформности по отношению к заблуждающе­муся большинству. Таким образом, полученный Милгрэмом ре­зультат должен был заставить умолкнуть любых скептиков, ко­торые могли бы настаивать на неприменимости открытий Эша к неэкспериментальным жизненным ситуациям, находясь в кото­рых оценивающие субъекты уверены, что их неправильные от­веты могут иметь определенные последствия.

Все же вопрос о более широком теоретическом значении открытий Эша более сложен. Все мы, конечно, знаем, что эф­фект массовой конформности может быть достигнут и путем


80 Глава 2

использования многих других видов стимулов, включая матема­тические задачи, вопросы на общую эрудицию, а также сужде­ния общественно-политического характера (Crutchfield, 1955). И в самом деле, исследования, предпринятые вслед за оригиналь­ными экспериментами Эша, все более и более сдвигались от ис­пользования простых объективных стимулов в сторону проблем, требующих субъективной интерпретации и выражения субъек­тивного мнения. Это происходило потому, что подобные сужде­ния казались в большей степени относящимися к конформнос­ти, проявляемой людьми в повседневной практике, потому что соответствующие исследования были более просты для выполне­ния и с большей вероятностью могли способствовать частому проявлению конформности, а также потому, что они в меньшей степени выставляли испытуемых в невыгодном свете. Указанные исследования вновь и вновь демонстрировали, что случайным образом составленные группы, даже не имеющие возможности в течение долгого времени вознаграждать своих членов за лояль­ность и карать их за несогласие, могут оказывать на них мощное давление в сторону конформности.

Вместе с тем простота демонстрации феномена массовой кон­формности не должна подталкивать нас к тому, чтобы на осно­вании обнаруженной Эшем закономерности делать выводы о том, что люди — не более чем стадо овец и что они в силу своих личностных диспозиций более склонны присоединяться к хору большинства, чем позволять себе высказывать собственные заме­чания, диссонирующие с этим хором. Хотя подобное воззрение и было более или менее общепринятым во времена Эша, однако согласившись с ним, мы впали бы в фундаментальную ошибку атрибуции, которую сами подвергаем критическому рассмотре­нию на протяжении данной книги.

Для того чтобы опровергнуть заключение, что «люди — это стадо овец», нам необходимо, подобно самому Эшу, просто на­помнить читателям, что большая часть его испытуемых в большин­стве случаев конформности не проявляла. Мы должны также отме­тить то, насколько резко снижался уровень конформности в со­зданной Эшем ситуации, когда большинство — даже значительное большинство — переставало быть единодушным. На основании этих результатов можно предположить, что люди часто бывают весьма расположены к тому, чтобы выражать взгляды меньшин­ства. Самое худшее, что можно заключить из экспериментов Эша —


Власть ситуации 81

это то, что людям трудно выразить несогласие с группой, когда у них нет союзников, поступающих так же.

Однако для доказательства того, что люди могут противосто­ять и противостоят давлению в сторону конформности, нам вов­се не нужно апеллировать к открытиям, сделанным в лаборато­рии. Все мы можем привести примеры случаев, в которых мы сами или другие знакомые нам люди охотно высказывали свое несогласие. В действительности, такое могло происходить даже при обстоятельствах, когда (по крайней мере на первый взгляд) возможная цена за подобное несогласие казалась значительно более высокой, чем цена, ожидаемая потенциальными «отще­пенцами» в ситуации, сконструированной Эшем.

Вопрос о том, когда и почему люди готовы действовать враз­рез с общим мнением, был рассмотрен Россом, Бирбрауэром и Хоффманом (Ross, Bierbrauer & Hoffman, 1976), которые про­анализировали созданную Эшем ситуацию с точки зрения при­чинных атрибуций, формировавшихся у ее участников. Росс и его соавторы утверждали, что в сущности люди, вынужденные выбирать между конформностью и несогласием, почти всегда в состоянии назвать причины отличия их взглядов. Они могут указать на различия в целях, побудительных мотивах, имеющейся инфор­мации или предварительных предположениях — различия, кото­рые с точки зрения разумного человека могут служить причиной для выражения несогласия, равно как и оправдывать его.

В отличие от этого сконструированная Эшем ситуация была уникальна тем, что не оставляла потенциальным диссидентам никакой возможности для объяснения явно ошибочных, но еди­нодушных суждений партнеров. Верное суждение представлялось испытуемым столь очевидным, что только дураки или сумас­шедшие могли бы заблуждаться. Поэтому они имели все основания предполагать, что правильный ответ казался настолько же оче­видным и остальным. В соответствии с этим, проявляя несогла­сие, они подвергались риску показаться некомпетентными или даже несколько невменяемыми. В лучшем случае их несогласие обещало быть настолько же непонятным для остальных, насколько суждения остальных представлялись непонятными для них са­мих. Несогласие потенциальных диссидентов представляло бы собой, по сути, вызов коллективной компетентности других участников, отважиться на который человеку особенно трудно, когда его собственная способность к осмыслению мира постав­лена под сомнение.

6-658


82 Глава 2

В целях проверки данного атрибутивного анализа Росс и его коллеги воссоздали версию ситуации Эша, в которой испытуе­мые выносили простые суждения об относительной продолжи­тельности двух звуковых сигналов. Они показали, что испытуе­мые проявляли гораздо большую готовность к несогласию в кри­тических испытаниях (где они сталкивались с единодушно неверным мнением группы), если были предусмотрены различ­ные варианты последствий ошибочного суждения. Испытуемые знали, что в ходе критических испытаний кажущиеся неверными суждения, если они будут правильными, принесут тому, кто их высказал, большую выгоду, в то время как выгода от очевидно верных суждений будет совсем незначительной. В этой ситуации наблюдалось существенное снижение уровня конформности. Росс и его коллеги утверждали, что это происходило потому, что введе­ние в ходе критических испытаний асимметричной матрицы вознаграждения обеспечило явному несогласию приемлемое объяснение. Испытуемый мог рассудить, что «именно их, а не мое суждение подверглось искажению ввиду обещания высокого вознаграждения» либо даже «они, очевидно, решили, что стоит рискнуть, а я — нет». Иными словами, введение асимметричной матрицы устранило из ситуации Эша наиболее характерную и мощную по воздействию особенность — отсутствие у наивных испытуемых какого-либо приемлемого способа объяснить оче­видное расхождение в данных чувственного восприятия.

Размышление над значением исследований Эша и выявление факторов, влияющих на конформность, остается по-прежнему актуальным и интересным занятием даже для тех психологов, которые уже давно знакомы с этой его работой. Но, независимо от интерпретаций его открытий, предпочитаемых разными пси­хологами, все они сходятся в том, что исследование Эша пред­ставляет собой одну из наиболее изумительных демонстраций замечательной способности ситуаций извлекать на поверхность поведение, относительно которого большинство из нас увере­ны, что они никогда к нему не прибегнут, а именно: к публич­ному выражению согласия с чужими взглядами, которые резко расходятся с нашими собственными.

ЪеннингтошЬие исследования

Следующая классическая серия исследований социального вли­яния уводит нас за пределы лаборатории, прочь от нюансов экс-


Власть ситуации 83

периментальных парадигм к знакомой всем проблеме полити­ческих убеждений. Как известно, изменить чьи-либо политичес­кие взгляды чрезвычайно трудно. Конечно, пропагандистские кам­пании, предпринимаемые средствами массовой информации, иногда достигают успеха. Но этот успех чрезвычайно редко быва­ет достигнут либо вообще никогда не достигается за счет измене­ния фундаментальных политических взглядов избирателей. По­добные кампании могут успешно продемонстрировать личные достоинства кандидата, его способность к лидерству или сопере­живанию людям либо (пользуясь менее благовидными средства­ми) поставить под сомнение репутацию оппонента.

Однако факт остается фактом: предвыборные кампании ред­ко служат причиной реального перехода избирателей из одного политического лагеря в другой. Даже наиболее искусно состав­ленные риторические обращения редко бывают в состоянии убе­дить консерваторов голосовать за кандидатов либералов, поддер­живать инициативы, которые кажутся консерваторам либераль­ными, или наоборот. Еще менее они способны убедить избирателей изменить базовой идеологии, которую они исповедуют. На са­мом деле, в ходе наиболее успешных политических кампаний не предпринимается даже попытка повлиять на политические взгляды электората. Вместо этого ведется борьба за голоса так называемых колеблющихся, после чего усилия сосредоточиваются на выявле­нии единомышленников и на обеспечении их явки на избира­тельные участки для подачи голосов в день выборов.

Вопреки приведенным выше соображениям политической мудрости, подкрепленным результатами многих эксперименталь­ных исследований стабильности избирательных привычек (на­пример, Berelson, Lazarsfeld & McPhee, 1954; Hyman & Sheatsley, 1947), а также исследований более общего характера, посвящен­ных неудавшимся кампаниям, направленным на изменение со­циальных и политических аттитюдов с помощью средств массо­вой информации (например, McGuire, 1986; Roberts & Maccoby, 1985), мы приглашаем читателей обратиться к результатам зна­менитого Беннингтонского исследования, предпринятого Тео­дором Ньюкомбом в конце 30-х годов (Newcomb, 1943).

Основные открытия, сделанные в ходе данного исследова­ния, могут быть обобщены довольно просто. В период с 1935 по 1939 г. в Беннингтонский колледж поступали молодые женщи­ны, принадлежавшие преимущественно к семьям, относящимся к верхнему сегменту среднего класса. Все они разделяли в целом

б*


84 Глава 2

консервативные республиканские политические взгляды и изби­рательные предпочтения своих родителей. Через пару лет, после того как студентки попадали под влияние университетской сре­ды Беннингтона, их взгляды и предпочтения смещались далеко влево по сравнению со взглядами, которых придерживались чле­ны их семей и большинство других американцев, принадлежав­ших к одному с ними социальному слою.

Результаты выборочного опроса, проведенного в студенческом городке накануне президентских выборов 1936 г., особенно убеди­тельно свидетельствовали о происшедших изменениях. В тот год кампания за переизбрание на второй срок президента-демократа Ф. Рузвельта натолкнулась на сопротивление со стороны как рес­публиканцев, критиковавших его шаги в рамках либеральной по­литики «нового курса»*, так и кандидатов от социалистов и ком­мунистов, которые пользовались существенным успехом, убеждая измотанных великой депрессией американцев в необходимости еще более радикальных перемен. Среди студенток Беннингтона первого года обучения, прибывших в студенческий городок во время вы­боров, более 60% поддерживали республиканца Лэндона, в то время как правящего демократического президента Рузвельта поддержи­вали менее 30%. Менее 10% студенток поддерживали социалиста Томаса либо коммуниста Браудера. Данное процентное распреде­ление избирательных предпочтений студенток (даже несмотря на неожиданную поддержку, оказанную частью из них двум ради­кальным кандидатам) отражало предпочтения их состоятельных родителей и других представителей социального слоя, к которо­му они принадлежали. Среди второкурсниц, находившихся к тому времени в Беннингтоне чуть более года, сдвиг влево был уже вполне очевиден. Лэндон и Рузвельт пользовались у них поддерж­кой в равной степени (по 43% каждый), а два радикальных кан­дидата делили между собой оставшиеся 14%. Среди студенток стар­ших курсов сдвиг влево был еще более впечатляющим. Лишь 15% из них поддерживали Лэндона (правого кандидата, которому от­давали предпочтение несомненное большинство их родителей), около 54% поддерживали Рузвельта и более чем 30% студенток предпочитали одного из двух радикалов.

* «New Deal» — система экономических и социальных мер, предпринятых Франк­лином Д. Рузвельтом в период нахождения на посту президента США. Термин, харак­теризующий взгляды и политические установки приверженцев Рузвельта и демократов того периода вообще. Синонимы: «новые границы», «открытый курс» и т.п. (Примеч. пер.}


Власть ситуации 85

Данное процентное распределение наряду с другими данны­ми, собранными Ньюкомбом в течение четырех лет исследова­ний, иллюстрирует тот факт, что социальная ситуация может порождать фундаментальное смещение основных политических предпочтений большого числа людей — изменение такого рода, которое вряд ли может быть вызвано к жизни политическими речами, газетными статьями или публичными дебатами. Более того, весьма примечательно, что эти изменения происходят не­смотря на противостоящие им семейные аттитюды и ценности, а также на некоторого рода «объективные» факторы, имеющие отношение к личной экономической заинтересованности и клас­совым интересам, на которые столь сильно акцентируют внима­ние ученые марксистской ориентации.

Но наиболее примечательным из всего этого выглядит, пожа­луй, то, до какой степени в течение еще долгого времени после окончания Беннингтона политические предпочтения «новооб­ращенных» продолжали оставаться либеральными. Более чем 20 лет спустя, на выборах 1960 г., когда демократ Джон Кеннеди полу­чил на Северо-Востоке в целом весьма ограниченную поддержку со стороны благополучных людей, окончивших колледж и при­надлежащих протестантскому вероисповеданию (по весьма щед­рой оценке Ньюкомба, не более 30%), за него голосовали при­близительно 60% тех, кто окончил в 1935—1939 гг. Беннингтон! Когда же их попросили охарактеризовать свои политические взгляды, более 65% бывших студентов Беннингтона проявили себя как «либералы» или «левые центристы», отвечая на боль­шинство вопросов, в то время как лишь 16% из них охарактери­зовали себя как «консерваторов» (остальные говорили о себе как о «стоящих на перепутье»). Короче говоря, предпочтение, отда­ваемое ими тем или иным политическим блокам, продолжало отражать влияние беннингтонских референтных групп (Newcomb, Koenig, Hacks & Warwick, 1967).

Открытия Ньюкомба позволили ему предложить всеобщему вниманию ряд важных наблюдений относительно социальной среды Беннингтона и проверить несколько конкретных гипотез о природе социального влияния. Из его исследований мы узна­ем, что Беннингтон 30-х годов являлся сообществом, тесно спа­янным внутренне, самодостаточным и изолированным от окру­жающей социальной среды во многих важных отношениях. Его профессора были молоды, динамичны, политически либераль­ны и стремились к развитию социального самосознания приви-


86 Глава 2

легированных молодых женщин, с которыми они общались как в пределах, так и вне учебных аудиторий, и к их вовлечению в социальную жизнь. Корпоративный дух был достаточно силен, и имелись очевидные признаки группового давления в направле­нии единообразия, в особенности в сторону принятых в Бен-нингтоне норм либерализма и социальной активности.

Ньюкомб показал, что по сравнению с их консервативными подругами политически активные, либеральные студентки име­ли больше шансов завести дружеские отношения, а также быть избранными на должности, дававшие право на лидерство и со­циальное признание. Либералы образовали нечто вроде внутрен­ней группы, чья деятельность вела к изменениям в студенческом коллективе, представлявшем собой в некоторых отношениях вполне сформировавшееся общественное движение. Для многих, возможно, даже для большинства вновь поступающих студен­ток, «однокашники» по Беннингтону становились первой по зна­чимости референтной группой, принятия и одобрения со сторо­ны которой они горячо добивались и ценности которой усваива­ли. Для новичков, составлявших меньшинство, все было иначе:

они старались держаться в стороне и не изменять своим аттитю-дам. Возможно (как предполагает Ньюкомб), это происходило потому, что они оставались привязанными к собственным роди­тельским семьям и оберегали себя таким образом от возможных конфликтов и неодобрения.

В своем анализе Ньюкомб делает сильный акцент на адаптив­ной социальной функции процесса изменения студентками сво­их политических убеждений. Иными словами, он отмечает связь между принятием ими либеральных или радикальных убеждений и желанием получить одобрение со стороны окружающих. Воз­можно, в этом анализе, как отмечали позднее Эш (Asch, 1952) и другие авторы, слишком мало внимания было уделено когни­тивным аспектам, так как студенты Беннингтона, несомненно, размышляли и обсуждали важнейшие события, происходившие в окружавшем их мире, такие, как борьба Америки с Великой депрессией и консолидация сил германских нацистов для подго­товки войны в Европе. Остается до конца неясным, каким обра­зом какая бы то ни было система политических взглядов могла быть столь успешно навязана социальной группой и лидерами, внушающими определенное мнение. Но по крайней мере понят­но, что социальная ситуация в Беннингтоне (внутригрупповая сплоченность, относительная изолированность от конкурирую-


Властъ ситуации 87

щих влияний и, конечно, давление в направлении единообра­зия, подкрепляемое обещанием социального принятия и угро­зой отвержения) была необходимым фактором смещения взгля­дов этих студенток влево. Ибо те же самые мировые события и те же аргументы в пользу необходимости установления большей социальной справедливости и проведения экономической ре­формы относительно мало влияли на их братьев, сестер и других равных по социальному положению сверстников, испытывав­ших на себе иное социальное давление в другой социальной обстановке.

Выделение различных факторов, действовавших в беннинг-тонской и других подобных ей историях, т.е. изучение природы группового давления, вопроса о роли фактора изолированности от социума, а также истоков и смысла внутригрупповой спло­ченности, стало основным занятием для психологов 50-х годов. В ходе «полевых» исследований (упоминания заслуживают Festinger с соавторами, 1950, а также Siegal & Siegal, 1957) и позднее в бесчисленных лабораторных экспериментах (например, Back, 1951; Schachter, 1951) были установлены новые стандарты утонченности и строгости исследований. Психологи продемонст­рировали, что могут успешно распутывать и изучать многие слож­ные социальные процессы, происходящие в групповом контексте.

Однако именно в это время Музафер Шериф был погружен в напряженную работу над серией полевых исследований, веду­щих свое происхождение от совершенно другой интеллектуаль­ной традиции. Именно на эти исследования мы и обратим теперь наше внимание.

Исследование ШеуифолеуупплВой ТсунЪуренции UJViejkzyymwSozo k0tnp/.ukmu

Предпринятое Шерифом исследование социального влияния навеяно идеями крупного ситуациониста девятнадцатого столе­тия, чье воздействие на науки об обществе ощущается значи­тельно меньше в психологии, чем в политологии, экономике и социологии. Ситуационистом, о котором идет речь, был Карл Маркс (Marx, 1859—1904. С. 10), более века назад отмечавший, что «не сознание людей определяет их общественное бытие, а наоборот — общественное бытие определяет сознание». Памятуя об этом марксистском принципе, Шериф вернулся к задаче де­монстрации социальных оснований индивидуального восприя-


Глава 2

тия и суждения, к решению которой он приступил в своих ис­следованиях аутокинетического эффекта приблизительно за двад­цать лет до этого. На этот раз он провел ставшую впоследствии классической серию полевых экспериментов с феноменом меж­группового конфликта.

Целью трех поставленных Шерифом экспериментов (Sherif & Sherif, 1953; Sherif, White & Harvey, 1955; Sherif и соавторы, 1961) была демонстрация того, что межгрупповая враждебность и не­гативные оценки не являются неизбежным следствием самого факта существования различных социальных группировок. На­против, Шериф и его коллеги настаивали на том, что враждеб­ные чувства и действия возникают из межгрупповой конкурен­ции за ограниченные ресурсы, а также из других реальных или кажущихся конфликтов интересов. Более того, когда действия одной группы начинают в большей степени способствовать, а не препятствовать достижению целей, преследуемых другой груп­пой, то групповые аттитюды могут перестать быть враждебными.

Для проверки этого ситуационистского тезиса Шериф и его соавторы в течение нескольких лет брали на себя труд по органи­зации летнего лагеря, в котором они имели возможность экспе­риментировать с «объективными» отношениями между группа­ми, фиксируя затем изменения, происходящие в чувствах и дей­ствиях участников разных групп по отношению друг к другу. Основные параметры трех наиболее известных из проведенных ими экспериментов были схожими. Участники лагеря — мальчи­ки в возрасте 12 лет, белые, американцы, принадлежащие к сред­нему классу, до приезда в лагерь друг друга не знавшие, — рас­пределялись для проживания в одном из двух домиков. В ходе начальной фазы исследования взаимодействие между двумя груп­пами, сформированными путем такого разделения, было сла­бым. Каждая из групп предавалась занятиям, типичным для лю­бого американского летнего "лагеря, организованного для детей среднего класса (вырабатывались определенная внутренняя иерар­хия, групповая символика, ритуалы, жаргон и другие нормы должного поведения). В ходе следующей фазы исследования меж­ду двумя группами устраивалось несколько состязаний (по бейс­болу, футболу, поиску сокровищ и перетягиванию каната) с перспективой получения коллективных трофеев и индивидуаль­ных призов (например, перочинных ножиков), присуждавших­ся членам победившей группы. Проигравших не ожидало ничего, кроме ощущения рухнувших надежд и уныния.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия