Методологические основания творчества Г. Зиммеля
В своём творчестве Георг Зиммель рассматривал только частные проблемы, например: проблема пола, семьи, города, социальной дифференциации, неловкость при встрече, любовь, соблазн, близость, внутренние барьеры между людьми, тайна личности, чужой и своей. Рассматривал конфликт, власть, культуру и т.д. Он проявлял интерес к общению, социальности в её разных проявлениях. Через призму рассмотрения данных проблем он исследовал общество. Данная позиция была связана с тем, что он не признавал возможного существования теорий «большого уровня», то есть таких теорий, которые отражали бы в себе общие методы решения каких-либо проблем. В связи с этим он считал, что нельзя выявить законов развития общества. К каждой проблеме должен быть свой подход и способ её решения. Поэтому он соглашался с существованием только теорий «среднего уровня». Зиммель хотел следовать девизу Спинозы: "Не плакать, не смеяться, но понимать". Он думал, что для достижения успеха социологу следует отказаться не только от оценок, но и от какой-то определенной роли или позиции в обществе. Свои социологические идеи, концепцию он излагал в форме эссе, в статьях, книгах. Зиммель редко систематизировал свои идеи, поэтому те, кто его изучал, не могут уловить целостность его концепции. Для объяснения своей позиции он постоянно прибегал к аналогии. В методологии Зиммель сначала склонялся к позитивизму: спенсерианству и дарвинизму. Здесь он опирался на идеи Г. Спенсера и социал-дарвинистов. На этом этапе творчества Зиммель занимался исследованием феномена социального развития и таких его характеристик, как социальная дифференциация и возникновение денежной экономики. Затем для него объектом стали внеопытные формы социального познания, в поисках которых он опирался на Канта. В это время родилась его «формальная социология», которая носила ещё название метода анализа человеческих взаимодействий. В социологии Зиммеля в центре стоит понятие взаимодействия. Он изучал в каких формах реализуются взаимодействия. Его подход заключался в осмыслении общества как совокупности взаимодействий формы и содержания между людьми. Например, при анализе власти как способе взаимодействия, он утверждал, что те, кто у власти, не могут осуществлять ее без участия в этом подчиненных слоев населения. «Зиммель подчеркивал важность именно взаимодействия и отмечал, что если и существуют определенные социальные структуры, такие как семья, то их следует рассматривать лишь как результат кристаллизации взаимодействий между индивидами» [10]. В концепции Зиммеля общество выражается через его взаимодействие с индивидом. Поэтому подлинной реальностью он считал индивида, а не общество. Он утверждал, что можно отделить форму взаимодействия от его содержания и показать, что внешне совершенно разные и имеющие различное содержание взаимодействия могут на деле иметь одну и ту же форму. Поэтому его социология называлась формальной. Примером применения метода формальной социологии Зиммелем является его анализ социальных типов. Так, он утверждал, что в разных обществах в разное время возникают определенные социальные типы, например: тип "постороннего", - при этом виды взаимодействия между "посторонним" и остальными людьми оказываются в этих различных социальных ситуациях весьма сходными. Он использовал метод «художественного видения». Художественное видение было для Зиммеля не только предметом теоретической рефлексии[12], а способом его восприятия социальной реальности. По Зиммелю, эстетическое, то есть художественное отношение к действительности способно дать целостный, замкнутый в себе и самодостаточный образ мира, который обладает субъективной истинностью и не нуждается для своего обоснования в обращении к «более реальной реальности», лежащеё вне этого образа. Важнейшим элементом социологической концепции Зиммеля является социология культуры. Социологию Зиммель определял как особенный метод подхода к социальным явлениям. Ученый подразделял социологию на три части – общая социология, чистая (формальная) социология и философская социология. Общая социология, по Зиммелю, должна заниматься изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. К проблемам такого рода он относил изучение «законов» и «ритмов» общественного развития, закономерностей социальной дифференциации и т.д. Во всех этих случаях общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее. Чистая социология рассматривает общество как результат взаимодействия между людьми. И главная задача социологии – это выделение и описание форм этих взаимодействий – обобществлением, – в процессе которых и рождается общество. И третье направление – философская социология – привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. В рамках этого направления решаются вопросы о смысле, целях и причинах формирования общественных отношений. Особенностью творчества Зиммеля являлось то, что он изучал взгляды других философов, писателей и художников. Для этого он использовал персональный подход, в рамках которого он развивал свою философию общества и истории. К работам, в которых он изучал взгляды других философов, относятся: «Кант» (1904), «Шопенгауэр и Ницше» (1907), «Гёте» (1913), «Рембрандт» (1916). На последнем этапе творчества он не только отталкивался от буржуазности[13] и рационализма[14], а сочетает эти подходы с консервативным патриотизмом[15]. Отчаяние оттого, что жизнь казалась неудавшейся, а история – не оправдавшей надежд, порождало внутренний разлад. На этом этапе и вообще важнейшим элементом социологической концепции Зиммеля является социология культуры. Понимание Зиммелем культуры основывалось на принципах философии жизни. Жизнь — это исходное понятие и состояние, развиваясь, она возвышается над чисто животным состоянием, доходит до некоторой духовности.
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ГЕОРГА ЗИММЕЛЯ, ОТРАЖЁННЫЕ В ЕГО ТРУДЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ»
|