ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ
Практический опыт тренировки сензитивности был обогащен одним из родоначальников социально-психологического тренинга К. Роджерсом (1937), который разработал форму работы Т-групп (тренинговые группы), как интенсивного взаимодействия в атмосфере доверительности и взаимопомощи в малых группах, которые в последующих технологиях назывались как «группы встреч» (открытого общения) и т.п. Субъект общения в наших методиках «активного социального обучения» рассматривается и понимается в функциональном единстве процессов отражения, отношения и обращения. Само название «активного социального обучения» говорит о социально-дидактической ориентации такого воздействия на личность и ее подструктуры и может и должна осуществляться с педагогической целью, хотя этими методиками сейчас пользуются не только педагоги, но и психологи, психиатры и психотерапевты. Если тренировка проводится для общих неспецифических задач общения, то ее основная ориентация направлена на повышение «сензитивности» именно к межличностным проблемам, при специальной ориентации. Внимание направляется на тренировку значимых воспринимающих анализаторов (двигательного, слухового, зрительного). Основная задача проводимой тренировки сензитивности — это выработать умение учащегося сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях и переживаниях. Опыт работы с заикающимися, нуждающимися в сопереживании, убедил нас в пользе такого рода работы. Собранные материалы: дневники, самоописания заикающихся и основной метод педагогики — наблюдение и опрос, свидетельствуют о том, что тренинг сензитивности позволяет осуществить следующие положения: 1) научить с помощью тренировки понимать другого человека как субъекта и как личность с ее специфическими подструктурами, своими волевыми, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями, то есть смотреть на явления «глазами другого»; 2) тренировка позволяет, научаясь понимать другого, еще лучше понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует «обратная связь» и все каналы групповой работы, как «в зеркале» отражающей взаимодействия между людьми, их поведенческими реакциями и личностными характеристиками, включая и мотивацию субъекта и его поступков; 3) тренировка дает возможность выработки вариативного поведения, избегать категоричности, ригоризма и других форм инертного поведения заикающихся, подчас в силу болезни проявляющих косность и боязнь интерперсонального «обнажения». Вследствие же сензитивной тренировки общение делается более открытым, психические процессы у закиющихся в условиях «доверительного» взаимодействия протекают без излишней фиксации на речевых формах общения за счет наработанных в игре и в исполнении пантомимических упражнений «открытости» психики, преодоления привычного способа поведенческого реагирования, которое приобретает теперь альтернативный характер. По С.В. Гипиусу основными признаками сензитивности являются следующие: 1) устойчивые проявления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций — скорость их возникновения и развертывания, их длительность и «эффект последействия»; 2) устойчивые проявления психомоторного ритма — способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность перехода (наиболее показательным является тут способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека); 3) характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различные раздражители; 4) характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций. Изначальная сущность сопереживания — одна из первых стадий развития динамического потенциала — подражание. Естественный спутник всякого подражания — микромимика, но она еще не является проявлением активного перевоплощения. Важным корригирующим личностно-характерологические черты тревожности и замкнутости у заикающихся было обучение их сопереживать эмоциям радости и юмора. «Ни в чем не проявляется характер людей так, как в том, что они считают смешным», — писал Гёте. Описанные в предыдущем разделе конкретные материалы и методики социально-психологической тренировки общения избавляют от необходимости изложения тренинга эмпатии, поскольку для этих целей используются те же способы. Наиболее часто для воспитания сопереживания используются упражнения на «смену ролей», и тогда более эффективно один человек начинает понимать и сочувствовать другому. Важно не только научиться «входить» в роль другого и в его чувства, но и «выходить» из перевоплощаемого образа. Здесь помогают не только способ «переживания» («перевоплощения») — театра Станиславского, «театр переживания», но и приемы «отчуждения» (по Б. Брехту), заимствованные из приемов «театра представления». По К. Роджерсу, который одним из первых авторов дал определение эмпатии, это положение также разделяется: «эмпатический» способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что Вы оставляете в стороне свое «я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле, они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. Далее Роджерс пишет: «Быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным, и, в то же время, — тонким и чутким». Еще у Г.Д. Неткачева находим в монографии «Новый психологический метод» коллективный метод коррекции речи заикающихся, где они делились удачами и неудачами, преодолевая в коллективе свои нарушенные приемы общения. Автор проводил беседы просветительного характера, в которых разъяснялась сущность заикания и приемы преодоления страха перед общением, методы самоисправления речи. Помимо ведения дневников, заикающимся предлагалось самим во время их коллективных дискуссий и обсуждений делиться «проблемами и поражениями, ничего не скрывая и не преувеличивая». Мы также взяли методы ведения дневников и организацию «коллектива здоровой речи и правильного поведения» на вооружение и включили эти педагогические приемы в общую систему коррекции заикания с элементами театральной педагогики. В процессе психакоррекционной работы с заикающимися, в групповых беседах и дискуссиях, мы сосредотачивали внимание учащихся на необходимости преодоления конфликта между социальными и идеальными потребностями, то есть развивали сверхсознание личности. Опираясь на понимание П.В. Симоновым сверхсознания, мы объясняли его механизмы, которые защищают потребность личности от превратностей внешних явлений, набор «шаблонов поведений», данный в ролевых играх, делает богаче «психические мутации», дающих большую свободу поступкам личности; избавляя от имеющейся узости своих интересов, сосредоточенных на заикании.
|