Некоторые активные трейдеры частично оплачивали покупку акций средствами, получаемыми в долг у брокера. Такие покупки называются покупками на маржу, а ссуды — ссудами на маржу. Процент, который брокеры назначали на такие ссуды, частично зависел от текущей
краткосрочной базисной ставки и частично от размера ссуды. Процентная ставка брокера обычно была на 1—1,25% ниже базисной ставки. Поэтому по займу клиент выплачивал процентную ставку брокера, плюс 0,5—2% в зависимости от размера ссуды (в табл. 9.4 приводится пример процентных ставок при ссудах на маржу одной из электронных брокерских компаний). Как источник ссуд на маржу брокеры использовали кассовую наличность на счетах своих клиентов. Условия денежного рынка в 1998 году позволяли им зарабатывать 4-5% на таких ссудах, выплачивая примерно 3-4% клиенту и получая в среднем 8-9% от трейдера. Брокерские ссуды были основным источником дохода; как заметил глава Ameritrade, “вот где мы действительно зарабатываем деньги”341. В начале 2000 года объем ссуд на покупку акций, предоставленных розничными брокерскими компаниями, достиг невиданного показателя в 240 млрд. долл. Общая стоимость всех акций, обращающихся на американских биржах, составляла тогда 17 триллионов долларов.
Кассовую наличность на клиентских счетах, которая не использовалась для ссуд на маржу, брокеры вкладывали в казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги. На этом они зарабатывали дополнительные проценты. Эти вложения приносили им чистую прибыль в 1—2% разницы между доходом с краткосрочных ценных бумаг и процентом, который брокеры выплачивали по кассовой наличности на счет клиента.
Чистый доход от ссуд на маржу и краткосрочных инвестиций в среднем составлял 8—10% за биржевую операцию342. Брокеры могли также получать небольшой доход за то, что одалживали акции со счетов клиентов трейдерам для некоторых биржевых операций.