Студопедия — Тема 16. Философия культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 16. Философия культуры.






 

Впервые предметом философского рассмотрения культура становится в просветительской "философской истории" (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Вико, Гердер), занимающейся интерпретацией процесса и исторического познания.

Основные историко-философские модели культуры:

– «натуралистическая» модель, в рамках которой культура сводится к предметно-вещественным формам ее проявления и рассматривается как человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах);

– «классическая» модель, в которой человек (субъект культуры) выступает разумное существо, как творец культуры, а сама культура понимается как своего рода результат освобождения человека от жестокой природной и божественной зависимости. Классическая модель в философском отношении идеалистична (определяющей сферой развития человека является духовное творчество), материалистическую интерпретацию эта модель получила в рамках марксистской философии – культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть процесс человеческой деятельности;

– «неклассическая (модернистская)», в которой культуры личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека.

В последнее время в понимании культуры наиболее активно конкурируют между собой две программы. В основе одной из них лежит деятельный подход к культуре как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая парадигма ориентирована на ценностный подход к культуре как «сложной иерархии идеалов и смыслов».

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в., в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла "этнографическая концепция цивилизаций", в основу которой положено представление о том, что у каждого народа своя цивилизация.

В понимании сущности цивилизации и ее соотношения с культурой выделяются следующие подходы:

– локально-исторический (Данилевский, Шпенглер), в рамках которого отрицается существование единой человеческой цивилизации – реальным субъектом исторического процесса являются отдельные «культурно-исторические типы» и истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Современные сторонники этого подхода считают, что не стоит преувеличивать значимость унификации мира на базе западной системы, ибо это унификация не затронула главного – духовного кода жизнедеятельности людей. Трансплантация экономических и политических институтов в иную социокультурную среду может быть эффективным средством решения проблем развития только при условии их немеханического включения в «горизонт» культурных ожиданий, приведения в соответствие национальному культурному менталитету.

– историко-стадиальный подход, в рамках которого выделяют различные типы цивилизаций – устная, письменная, книжная, экранная; космогенная, техногенная, антропогенная; традиционная и современная; эволюционная и другие. Но, в большинстве случаев, в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную, промышленную и информационную цивилизации.

Помимо этого различаются восточный и западный варианты цивилизации. Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия, она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье. Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения. Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействует между собой. Результатом этого взаимодействия является возникновение различных «гибридных» обществ, усваивающих на основе культуры новую культуру.

 

 

Содержание курса

Раздел I. Предмет философии. Основные цели, задачи, методы.

2. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религия) и их взаимосвязь с философией.

Раздел II. Исторические типы философии и философствования.

Глава 1.Философия Древнего Китая, древней Индии.

Глава 2.Древнегреческая философия.

Глава 3.Философия средневековой Европы.

Глава 4.Философия эпохи Возрождения.

Глава 5.Европейская философия XVII - XVIII вв.

Глава 6.Европейская философия XIX в.

Глава 7.Современная западная философия.

Глава 8.Русская философия XIX - нач. XX в.

Раздел III. Теоретическая Философия.

Глава 1.Онтология: учение о бытии.

Глава 2.Проблемы сознания в философии.

Глава 3.Гносеология. Основные проблемы познания.

Глава 4.Философские проблемы науки.

Глава 5.Философская антропология.

Глава 6.Социальная философия.

Глава 7.Философия культуры.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия