Философия Древней Индии.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяют три этапа развития индийской философии: ведический - пер. пол. I тыс. до н.э.; эпический - втор. пол. I тыс. до н.э.; классический - с пер. тыс. н.э. до 17 в. Источники ведического периода - обширные и многослойные тексты Вед. В целом Веды представляли собой священные тексты, которые были результатом откровения мудрецов и выражали идеологию брахманизма, а затем - иудаизма. Одной из самых важных частей Вед являются Упанишады (букв.: сидящий у ног учителя). Упанишады наглядно демонстрируют переход от мифологического к философскому мировоззрению. Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода) мы находим учение о Брахмане (слово среднего рода) как о генетическом и субстанционном начале всего сущего. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть Брахман. Из него все вещи происходят, им поддерживаются и в нем растворяются: "Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман". Ясно, что в подобных контекстах речь идет уже об отвлеченном философском начале, некоем мыслимом духовном и телесном пределе, выражаемом образом - понятием. В аналогичном аспекте в Упанишадах развивается учение об Атмане как индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, всех вещах мира. Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются, и они оба, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с человеческим "я". Тем самым человек в своих высших духовных проявлениях становится и богом, и космосом. В Упанишадах, видимо, уже осознается сам факт антропоморфности мира (стихийное перенесение на природу свойств человека). Но при этом мировоззрение Упанишад не является еще личностным философским творчеством, а остается предфилософским видением мира. В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Бхагавадгиты (шестой книги Махабхараты), самого выдающегося литературно-философского памятника Индии. С философской точки зрения "Гита" есть йога-шастра - этический трактат, в котором йога повсеместно сохраняет чисто практическое, а не созерцательное, как в Упанишадах, значение. Йога понимается как такое волевое усилие, которое противостоит любому соблазну. Йога - это метод психического воспитания, очищение интеллекта от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосредственно и истинно воспринимать реальность. Первичное, устойчивое бытие есть Брахман - вечный дух. Но так как вечный дух всегда в вещах, то он качественно не отличим от их конечности. Брахман есть духотворение всякого конечного существования, олицетворение бесконечного бытия как бытия духа. В сознании человека тоже заложено что-то постоянное, о нем свидетельствует постоянная неудовлетворенность индивидуального "я", его стремление к вечности - бесконечности. Каждое "я", следовательно, причастно вечному духу. Таким образом, вещественное начало не действует само по себе, собственно развитие обусловлено наличием вечного духа, последний есть основа и объединитель всего сущего. На этой основе строится весь корпус этических идей "Гиты". Когда речь заходит о классическом периоде развития индийской философии, то наряду с огромным количеством школ и направлений (джайнизм, санкхья, йога, веданта) необходимо учитывать, что наибольшее значение и последующее воздействие на индийскую культуру оказала философия буддизма. Как отмечал академик Ф.И. Щербатской, величайшая из мировых религий, имевшая прямое отношение к становлению цивилизации многих народов Азии, тем не менее не знала "ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли". Конечно, буддизм не имел ничего общего с атеизмом. Но боги здесь, как и люди, не являются творцами мироздания, подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы (морального воздействия за прошлые добродетельные или греховные поступки) не имеют никаких преимуществ по сравнению с простыми смертными перед суровой необходимостью закона сансары (перевоплощения в различные телесные облики в зависимости от прошлых деяний). Как бы сознательно множа парадоксы, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование. Душа, как и тело, есть процесс мгновенного взаимодействия конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия - дхарм, комбинация которых составляет то, что принято в обыденном мнении считать телом, ощущениями, впечатлениями, переживаниями и т.д. - душевной жизнью и душой. Главным в учении Будды является представление о пути нравственного спасения. Ядром учения становятся "четыре благородные истины": -Страдание есть всеобщее свойство человеческой души. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть. -Имеется причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы - волнение "океана жизни". Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее в виде морального воздействия. Поэтому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни, удовлетворению своих чувственных страстей. -Можно страдания прекратить еще в настоящей жизни. Это, возможно сделать если воля человека будет направлена вовнутрь, на отвращение нашего "я" от предметов внешнего мира, на разрушение, как эго - привязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека - абсолютности его "я". -Есть путь избавления от страданий. Это восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию), включающий следующие этапы: правильная вера, правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т.п.; правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений; правильное поведение; правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом; правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений; правильное направление мысли; правильное сосредоточение (через йогу). Таким образом, восьмеричный путь Будды, включая целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. В заключение необходимо подчеркнуть, что древнеиндийская философия всегда носила непрерывный характер, опиралась на предшествующую традицию, а часто - становилась комментарием, разъяснением, теоретизированием по отношению к существующему культурному наследию.
|