Целесообразность в природе.
-- Слышал я эти разъяснения, -- сказал Д. Л. -- всё приспособления, да привычка, а разума так и нет. Но, вот, что ты разъясни, мой милый, нужны ли человеку глаза, когда он находится ещё в утробе матери? Вопрос этот озадачил Матюнина. Он даже не знал, что ответить на него. Только подумав, он ответил, но неуверенно и с явным опасением, как бы опять не попасть в какую западню. -- Нужны, -- невнятно и вполголоса сказал он. -- Зачем же они там ему нужны? Что он там ими рассматривает? Да и видит ли он там хоть что-нибудь? -- Ну, допустим, не нужны, -- немного сконфузившись, поправился Матюнин. -- А если не нужны, то почему появились? К чему они там приспособились? Какая именно борьба в утробе матери их создала и развила? -- Да они нужны ему, когда он уже родится, -- ответил Матюнин колеблясь и смущаясь. -- Так откуда же ребёнок знает, что ему глаза потребуются? -- Кто ему о том сказал? Я думаю, что он даже не знает, что есть какой-то другой мир. Да при том, как же у него глаза, -- такой удивительный аппарат, -- вырабатывается без борьбы, без привычки, без приспособления! И вырабатывается-то как: без употребления, в темноте. Это ведь чудо! Это всё равно, что научиться плавать без воды, дышать без воздуха, или научиться мыслить без мозга. Право чудо! Публика так и ахнула от удивления. Снова послышались со стороны её одобряющие и похвальные голоса. Чем больше она слушала, тем ощутительнее убеждалась в мудрости Демьяна Лукича. -- Ну и мудрый мужик! -- Ай, да Лукич, молодец! Замотал совсем этих учёных, -- всё чаще слышались подобные отзывы со стороны внимательно слушающей публики. А Д. Л. продолжал всё допрашивать докладчика, доводить его до последней точки. -- Скажи мне, пожалуйста, милый человек, -- спрашивал он Матюнина, -- разумная ли вещь глаза? Матюнин даже обиделся на этот вопрос, ему показалось что Д. Л. в какую-то насмешку спрашивает, и ответил с гневом: -- Какой же дурак не знает, что глаз -- удивительно разумная вещь. Разумное устройство его поражает всех исследователей! -- А с какой целью он устроен? -- снова спросил Д. Л Этот вопрос тоже показался Матюнину насмешкой. Он даже не выдержал своей обычной вежливости и с раздражением сказал: -- Да что вы глупости спрашиваете, -- говорите дело! А сам в это время невольно подумал: «не расставляет ли этот неучёный мужик еще каких-либо сетей»? Он всё же ответил на поставленный вопрос: -- Всякий знает, даже ребёнок, что глаза созданы с целью смотреть. -- Правильно! -- сказал ободряюще Д. Л. точно учитель похвалил ученика за удачный ответ. --Скажи же мне теперь: тот, кто создавал глаз, знал ли, с какой целью он его создаёт? Для какого дела его устраивает? Вопрос этот своей неожиданностью смутил Матюнина, тем не менее он ответил на него смело: -- Знал. -- Правильно! -- опять похвалил Д. Л. докладчика. -- Но этот создатель глаз разумное существо или глупое, зрячее или слепое, сознательное или бессознательное?
|