Пока Д. Л. развивал эти мысли перед председателем, в это время докладчик, погрузившись в свои мысли, почти бессознательно отошёл от кафедры и уселся поодаль от неё. Он был человек впечатлительный и восприимчивый, с горячим сердцем и живым умом. Но, к его несчастью, он получил воспитание и образование однобокое. Он много прочитал книг по научным и иным вопросам, но начитанность его была односторонняя. Он страстно поверил в дарвинистическую теорию и с её точки зрения все явления природы ему казались ясными и простыми. Всё в мире развивается по естественным законам, всё приспособляется и совершенствуется: приобретенные одним поколением животных какие-нибудь особенности передаются по наследству потомству, а это в свою очередь совершенствует полученные способности, приобретает вместе с тем новые и затем передаёт их своему потомству, с которым происходит то же самое. Итак, в мире всё развивается и совершенствуется; Таким путём, именно путём наследования приобретенных усовершенствований, развились и пчёлы и дошли до столь удивительного состояния. Дарвинистическая теория была для Матюнина до тех пор безошибочной и всё объясняющей, пока не озадачил его простой вопрос простого мужика.
Вопрос этот в корне уничтожил его понятия. Всё, как будто, можно было легко объяснять, Но объяснить дарвинизмом или ламаркизмом, способности и работу пчёл? Ведь среди них существует распределение труда: одни пчёлы строят гнёзда, носят мёд, другие охраняют улей, третьи исполняют обязанности мусорщиков, выбрасывают из улья трупы, сор и посторонние предметы; матка пчелиная только царствует и кладёт яйца, трутни ничего не делают, они лишь поедают мёд. Все сии -- очень разнообразные занятия -- объясняются весьма разнообразными способностями. Каким же путём получаются эти способности? Кто даёт их пчёлам? От матки они их не могли получить, потому что она их не имеет, от трутней тем более, ибо они мало того, что не имеют пчелиных способностей, но сами развиваются из неоплодотворённых яиц. Что от волка рождается волк со всеми волчьими привычками, а от овечки происходит овечка с овечьим характером -- это просто и понятно. Что из семени берёзы вырастает берёза, а из горохового -- горох, это тоже естественно и понятно. Волк и овечка передают своему потомству то, что имеют в своей природе, а также и растения дают только такие ростки и плоды, которые свойственны их природе, или привиты им искусственным способом. Но если бы от волка родился волчонок с способностями какой-нибудь птицы и стал бы летать как орёл, и петь, как соловей -- ведь это было бы величайшим чудом. Или из берёзового семени выросли бы розы или хризантемы, -- разве это было бы не чудом? И разве эти чудеса не разрушили бы до основания теории дарвинизма и ламаркизма? А ведь пчёлы и проявляют именно эти чудеса, необъяснимые никакими естественными теориями. Пчёлы имеют такие чудотворные. способности и получают их столь загадочно и совершенно необъяснимым, ни с какой естественной точки зрения, путём, что нельзя не видеть здесь участия какой-то сверхъестественной, разумной силы, «Да, эта сила есть, -- сказал Матюнин, -- её отрицать никак нельзя». При чём эта сила столь разумная, что самому развитому уму её не постигнуть; да не только её самых обычных дел не постигнуть, ну, хотя бы способности пчелы. А таких чудес в необъятной вселенной миллионы. В сравнении с ними пчёлы со всей их мудростью -- только капля великого океана.