Грех как психопатология.
«Грех вошел в мир, и грехом смерть». (Рим. 5:12.). Тема греха. Не смотря чрезвычайную распространенность этого понятия, оно остается крайне загадочным. Многие из тех, кто наслышан о том, что «грех – это зло», «грешить плохо», «за грехи наши наказаны будем», не могут внятно рассказать, а какого же рода наказание ожидает в этом случае, и почему «грешить плохо» все-таки, и что такое, собственно, есть грех. Тема греха – серьезная и завораживающая, в глубинности своей она восходит к самым истокам. Кто знает, может здесь кроется и тайна, и разгадка бытия человеческого. Чтобы не соскальзывать в риторику, перейдем к погружению в конкретные реалии подспудных смыслов. И здесь сразу проясняется принципиально существенный вывод: грех – явление не этическое, а онтологическое. И как феномен, он скорее относится не к установлениям морального кодекса, но к сфере клиники. Правило 102-е, принятое на VI Вселенском Соборе, гласит: «грех есть болезнь души». Согласно же психоаналитическому подходу, «психопатология есть потеря функции реального». Вычерчивается параллель: Грех есть потеря функции реального. И в этом смысле он представляет собой симптом того помрачения разума и омрачения душевного, который, пользуясь фрейдовским определением, мы обозначаем как «психопатологию обыденной жизни». Следовательно, разговор о грехах, является, прежде всего, не предметом нравоучительных назиданий, но темой обстоятельного клинического разбора. Для обозначения греха в Писании используются различные термины. Подходя к исследованию обозначающих данную тему понятий, мы можем выделить 3 класса смысловых категорий, составляющих целостную систему, проясняющую суть данного вопроса (35). Эти три категории распределяются следующим образом: 1 – те, которые исследуют причину греха, 2 – изучают его природу, 3 – описывают последствия.
|