Склеп 6. Скупость.
Основным свойством скупости является стремление удержать. Оно естественным образом порождает другое стремление – не отдавать. То, в свою очередь, формирует отчужденность, для которой характерным свойством является подавление или отрицание потребности в любви, то есть, в конечном счете, жизни и ее суррогатная подмена чувством обладания. Отсюда берут начало черты, выражающие проявления скупости. Проявления скупости. - Патологическая отчужденность – отдаление от других представляет собой способ, посредством которого субъект удерживает то, что у него есть. - Эмоциональная изолированность – проистекает из недостаточной мотивации общения. С другой стороны, холодную отстраненность скупости можно рассматривать и как эквивалент гнева, который избирает одиночество борьбы за существование во враждебном мире. - Страх быть эмоционально поглощенным – вырастает из стремления не отдавать – жадности. - Высокая чувствительность к постороннему вмешательству и помехам. - Избегание проявления чувств – раскрыться, значит, в какой-то мере, отдать себя, предоставить себя другому, поделиться собой, что в корне противоречит установкам скупого. Таким образом, искреннее общение для жадного субъекта представляется опасным. - Скрытность. - Резонерство – склонность к бессодержательному многоречию, то есть мудрствованию – как символическая подмена жизни псевдомыслительной деятельностью. - Позиция безучастного наблюдения по отношению к жизни. - Чувство опустошенности, тусклости существования. - Чувство вины: проявляется в смутном ощущении своей неполноценности и является реакцией на подавление – символическое убийство своих чувств. - Перфекционизм – невротическое стремление к самосовершенству. Такое «совершенство» как бы подтверждает самоценность и удовлетворяет алчную потребность субъекта в обладании. - Лень: мы уже выводили ее как признак уныния, что собственно, не отрицает ее принадлежности и к категории скупости, характерной чертой которой является тенденция откладывать действие «на потом». Ведь, действовать – значит, в какой-то мере, отдавать себя, задействовать свою энергию. Но в то же время, нежелание отдавать есть жадность. Вместе с тем, делать что-либо означает также, и открывать себя миру. И, следовательно, нежелание действовать можно интерпретировать как стремление скрыть себя, утаить, удержать, пожалеть себя в качестве имущества.
|