Психодинамическая модель
Многие из наиболее распространенных гипнотерапевтических интервенций уходят корнями в психодинамическую теорию, поэтому мы рассмотрим несколько важных концепций последней. Две основные концепции Фрейда — бессознательные процессы и мотивация и анализ развития поведения — были подлинно революционными и послужили причиной недовольства официальной власти его деятельностью. Фрейд утверждал, что значительная часть человеческой деятельности не направляется сознательно, но является результатом бессознательных конфликтов и мотивов, которые не всегда понимает или признает индивид, общество. Значение ограничений, которые развитие накладывает на человеческое поведение, было велико потому, что приводило к выводу о серьезном влиянии событий детства на последующие установки и поведение, а также, что изменение психологии взрослых оказывалось в силу этого медленным и сомнительным процессом (Dowd, 1997a). Опираясь на свою теорию о сексуальных драйвах, Фрейд считал, что гипноз эротичен по своей природе (Eisen, 1993). Другими важными психодинамическими концепциями являются вытеснение и сопротивление. Считается, что неприемлемые импульсы подвергаются вытеснению и, таким образом, сопротивляются выведению в сферу сознания (Dowd, 1997a). Для Фрейда существовала одна главная терапевтическая цель: сделать бессознательное осознанным при помощи преодоления сопротивления. Двумя важными интервенциями здесь были свободные ассоциации и интерпретация. Правильная интерпретация представлялась особенно важной, и вокруг нее разгорались ожесточенные аналитические сражения. Гипнотерапевтические интервенции, способствующие обнаружению вытесненного материала, иногда при помощи возрастной регрессии, берут начало в психодинамическом мышлении. Однако сопротивление может проявляться и в нежелании клиента войти в транс. Психодинамические гипнотерапевты, подобно гипнотерапевтам, работающим в рамках терапии Эриксона, утверждают, что вместо того чтобы атаковать сопротивление, с ним нужно работать. Подобно новейшим формам когнитивной психотерапии (например, Mahoney, 1991), психодинамическая гипнотерапия признает, что сопротивление может выполнять адаптивные функции, такие как защита “я” от чересчур стремительного изменения. В психодинамической теории важным является различие между первичным и вторичным мыслительными процессами (Eisen, 1993). К первому относится довербальное воображение, которое полно желаний, текуче и не дифференцировано, какими являются сны. Оно не оперирует логическими законами и не придерживается линейных каузальных отношений. Второй, напротив, логичен и аналитичен. Он оперирует скорее языком, нежели образами, и склоняется к большей ориентации на реальность. В то время как мышление в рамках первичного процесса более свойственно детству, а в рамках вторичного — зрелости, элементы первого упорно сохраняются на протяжении взрослой жизни, выражаясь в сновидениях, игре и креативности. По всей вероятности, те формы гипнотерапии, которые стимулируют решение проблем, личностный рост и игровую активность, используют первичное мышление. Есть также свидетельства в пользу того, что глубина транса в целом связана с ментальной деятельностью, характерной для первичного мыслительного процесса (Eisen, 1993). Таким же образом “логика транса” (на самом деле — алогичность), демонстрируемая многими субъектами и допускающая безболезненное соседство противоречивых идей, является примером первичного мыслительного процесса. “Двойное сознание” участвующего эго и наблюдающего эго является достижением психодинамической гипнотерапии. Участвующее эго (возможно, занятое в первичном мыслительном процессе) прекращает участвовать в критическом мышлении и оценке реальности и перепоручает контроль (добровольно, впрочем) гипнотерапевту. Наблюдающее эго (возможно, занятое во вторичном мыслительном процессе) продолжает участвовать в оценке реальности и самоконтроле. Двойное сознание используется в гипнотерапевтических интервенциях, при которых с одним “я” клиента (например, образом “беспомощного ребенка”) беседует другое “я” клиента (например, образ зрелого, компетентного взрослого). Другие специалисты (например, Eisen, 1993) прибегают к создaанию образов в трансе — таких как “внутренний целитель” — что-бы способствовать интеграции личности. Считается, что эти образы отражают различные состояния эго. Клиент, погруженный в гипноз, иногда демонстрирует в отношении гипнотерапевта реакции переноса (Eisen, 1993). Это часто приводит к чрезмерной зависимости от него наряду с агрессивной требовательностью, с наделением его сверхмагическими силами, во многом напоминающими родительские. Похоже, что некоторые терапевты преуспевают благодаря такому вниманию. С другой стороны, разочарованный клиент в дальнейшем может в равной степени безосновательно настроиться против гипнотерапевта. Перенос может также принимать эротическую, обольстительную форму, особенно в условиях гипнотического транса, который может быть имплицитно сексуальным по природе. Внимательный специалист может распознать возможности как переноса, так и коитрпереноса и стремится свести их к минимуму. Следующей психодинамической разработкой является понятие активности, пассивности, восприимчивости и инертности эго (Eisen, 1993). Активность эго проявляется в сопротивлении клиента или в его контртерапевтических предположениях. Пассивность эго проявляется, когда клиент ощущает переутомление, вызванное гипнотерапевтом или гипнотической ситуацией. При восприимчивости эго клиент восприимчив к гипнотерапевтическим суггестиям и переживает бессознательный или предсознательный материал. Рациональное, аналитическое мышление сведено к минимуму. При инертности эго клиент ничего не переживает, но выходит из транса расслабленным и освеженным.
|