Одно лекарство против другого
Но этому классическому Моисею можно противопоставить и другую «фигуру из камня»: барельеф из «Градивы». По суждению Фрейда, сходство в походке между каменной фигурой и живой девушкой оказывается — наряду со встречей с Зоей именно в Помпеях — единственным «изобретенным» и «произвольным» элементом в представлении случая Нор-берта Ханольда1. Я бы сказал, скорее, наоборот. Эта юная римская дева, легкая походка которой сочетает в себе невесомое парение и прочную опору на землю, это выражение активной жизни и спокойного в себе отдыха, может быть чем угодно, но только не произвольным изобретением, родившимся в мозгу Вильгельма Йенсена. Напротив, в ней легко угадывается сто раз прославленная со времен Шил- 1 «Delire et reves dans la Gradiva de Jensen», op. cit, p. 148 [ср. рус. пер.: З. Фрейд, ук. соч., с. 153-154]. – с. 66
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 67 лера или Байрона, Гельдерлина и Гегеля фигура — походка коры, воспоминание о фризе Парфенона или о греческой урне, — вокруг которой целый век грезилось новое представление о чувственной общности, грезилась жизнь, тождественная искусству, искусство, тождественное жизни. Норберт Ханольд — не столько экстравагантный молодой ученый, сколько одна из бесчисленных трагических или комических жертв вполне определенного теоретического фантазма: того живого трепета статуи, складок туники, свободной походки, в которых виделось воплощение идеального мира живой общности. «Фантазер» Йенсен просто забавляется, сталкивая пригрезившуюся «жизнь» античного камня и грядущей общности с банальностью жизни мелкобуржуазной: соседи, канарейки на окнах, прохожие на улице. Влюбленный в жизнь, воплощенную в камне, его герой оказывается возвращен к жизни прозаической и шаловливой соседки, к заурядности мелкобуржуазного свадебного путешествия в Италию. Это-то и отвергает Фрейд, противопоставляя свою собственную интерпретацию лечению Зои — то простое устранение сновидения, которое противостоит катарсису аффекта. Он разоблачает сговор между позицией фантазера и своего рода прозаическим концом сновидения. Само по себе это разоблачение не ново. Здесь можно вспомнить Гегеля,
|