Выразительные средства
• Конкретизация идейно-нравственной перспективы социума • Продвижение или ниспровержение научных концепций, социальных программ, идеологических систем • Формирование народных убеждений • Развитие индивидуального самосознания ' Организация синхронных действий больших масс людей в процессе социальной практики ■ Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации Оформление и продвижение идеологем и т.п. • Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине • Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности ■ Доверие к выводному знанию • Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий • Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в «Ага-пере-живании» • Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения • Рационализация чувств страха, вины, надежды и тд. ■ Переосмысление импульсов табуирования Наслаждение игрой ума и т.п. • Интерпретация фактов как инобытия идеологии 1 Предъявление символов как практических ориентиров ■ Дедуктивное умозаключение. Менторский тон Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея) * Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея) * Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее «к общему знаменателю» живую картинку реальности и архетипиче-ский образ ■ Ритуально-многозначительное повествование 1 Риторические фигуры ' Высокая лексика, перемежаемая просторечными сравнениями и словечками • «Фундирующая» эрудиция ' Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения В практике, да и в теории журналистики техника рационалистического подхода и технология подготовки убеждающих текстов разработана до тонкости. Овладеть ими достаточно просто. Не 110 случайно в редакциях так много волонтеров, не имеющих специального журналистского образования. Но здравый профессионал не должен обольщаться своей способностью сводить концы с концами в любом комментарии. Нужно видеть не только «действительность и мощь» идеологем, но и логическую ущербность «притчевого мышления». «Обобщение по детали» может стать привычкой, автоматизмом мышления, и тогда даже недюжинный ум не спасает от заблуждений, от превратного толкования данных, от прямой профанации. Так, конспектируя книгу Г. Гегеля «Наука логики», В.И. Ленин выделяет цитату: «Этот здравый смысл... есть такой способ мышления, в котором содержатся все предрассудки своего времени», — а ремарку делает: «Здравый смысл = предрассудки своего времени»11. Там, где у Гегеля: «в котором содержатся» (помимо многого другого), — Ленин ставит знак тождества, зауживая содержание понятия до искажения смысла реального феномена общественной жизни, что проявится потом самым трагическим образом в теории и практике пролетарской революции. Нужно сказать, что читатели тоже способны различать логические ловушки убеждающего воздействия. Доверие аудитории не безгранично. Характерна в этом отношении реплика инженера И. Паращенко, опубликованная в газете небольшого города: «И нечего людям пудрить мозги различными объяснениями. Люди с образованием могут объяснить, что угодно и как угодно... Самым главным преступлением является сокрытие информации»18. Читатели теперь тоже люди с образованием. Менторский тон вызывает в аудитории что-то вроде идиосинкразии. Чтобы соответствовать, надо рационалистически относиться к собственному рационализму. «Умей мечтать, не став рабом мечтанья, и мыслить — мысли не обожествив», — сказал великий поэт, который начинал как журналист19. Конечный вывод складывается жестко и определенно: идейная позиция — не проблема партийной принадлежности, а вопрос профессионального самосознания, личной ответственности и мастерства самого журналиста. Таково четвертое правило техники информационной безопасности, и оно, так же как три предыдущих, берет начало и находит свое завершение в психологии журналистского творчества. 1' Ленин В.И. Философские тетради // Там же. Т. 29. С. 245. 18 Паращенко И. О мифе Юрия Фактулина // Троицкий вариант (Троицк, Моск. обл.). 1999..11 июня. 19 Киплинг Р. Заповедь // Киплинг Р. Стихи и рассказы. М., 1997. U J/. ТлЛ&Л HAtH«bA ПОЗИТИВИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, это — как в нем жить. Пожалуй, если додуматься, как в нем жить, тем самым поймешь, каков он», — размышляет журналист Джейк Варне в романе Э. Хемингуэя «И восходит солнце...»1 Это нечто большее, чем реплика литературного персонажа. Это психоисторическое состояние эпохи. В написанном от первого лица эссе «Смерть после полудня» сам Хемингуэй выражается еще более определенно и жестко: «Пусть те, кто хочет, спасают мир, — если видят его ясно и как единое целое»2. Было бы ошибкой видеть в этом проявление эгоизма, или отказ от «своего человеческого долга», или хотя бы разочарование в жизни. Земные радости и печали мужчины и американца — от катания на горных лыжах, замысловатых коктейлей и африканского сафари до незадачливой любви, финансовых провалов и гибели друзей — он не только испытал, но и воспел, находя во всем философскую подоплеку. Тут вот что существенно. В 1918 г. молодой журналист Э. Хемингуэй добровольно пошел на фронт санитаром. В боях проявил мужество и был награжден двумя орденами. Он познал войну, возненавидел ее личной ненавистью и в романе «Прощай, оружие!», многочисленных эссе и рассказах развенчал милитаристские иллюзии. А всю оставшуюся жизнь, 1 Хемингуэй Э. И восходит солнце // Хемингуэй Э. Избр. произв.: В 2 т М 1959. Т. 2. С. 102. 2 Хемингуэй Э. Смерть после полудня // Там же. С. 194. стоило где бы то ни было разгореться вооруженному конфликту, он отправлялся на фронт. Всегда как доброволец. И всегда против агрессора. Он привозил санитарные машины и оборудование для госпиталей, писал репортажи, воевал как солдат, иногда соединяя и то, и другое, и третье. В 1944 г. как военный корреспондент он был заброшен вместе с десантом в тыл немецких войск во Франции. В первых же операциях погибли все офицеры. Лейтенант Первой мировой войны Эрнест Хемингуэй принял на себя командование отрядом. Когда десантники вышли к своим, коллеги-журналисты даже подняли вопрос об исключении Э. Хемингуэя из числа военкоров, «поскольку он взял в руки оружие». Можно увидеть в такой биографической подробности и акт героизма, и факт нарушения журналистской этики. Но прежде всего становится ясно: этот человек, не очень заботившийся о том, «что такое мир», жил в нем наилучшим образом. Великий писатель на крутых поворотах истории возвращался к своей ранней профессии, мыслил и писал как репортер, может быть, потому что устремлялся «спасать мир», замороченный идеологами и краснобаями. Но какая, однако же, разница по отношению к торжественному оптимизму рационализма! Достаточно сравнить слова Э. Хемингуэя с цитированным выше куплетом застольной песни П.-Ж. Беранже во славу разума, чтобы ощутить потрясающий масштаб перемен. Но по каким причинам и каким образом сложились новая парадигма мышления и новый тип текста? В период расцвета рационализма существовала уверенность, что устройство мира разумно и непротиворечиво, общество становится все более справедливым, познание окончательной истины все ближе и для человека нет ничего невозможного. Казалось, ничто не заставит усомниться в ценности социального прогресса и убежденного поведения. Но царство разума длилось значительно меньше, чем владычество первобытной магии и колдовства. Довольно скоро рационализм обнаружил те же слабости, за которые в свое время великие просветители критиковали схоластику: логика слишком легко становилась казуистикой, аксиомы превращались в догмы, исчезала возможность опытной проверки выводов. Всеобъемлющие, претендующие на объяснение самых основ мироздания научные системы и классификации не могли объяснить всех новых открытий, изобретений и технологий. А главное, не сходились концы с концами в социальной жизни. Прежние надежды на установление справедливого и разумного порядка не оправдались. Одна революция сменялась другой, ужасая современников иррациональной жестокостью. Эксплуата- ция человека человеком приобретала чудовищные формы. Войны становились все более кровавыми и все более глобальными в связи с развитием технологий массового поражения. Технический прогресс приносил с собой ощущение нестабильности и хрупкости человеческого существования. Рационалистическая картина мира не совпадала с иррациональностью общественного бытия. Это остро переживали все творческие натуры. И привычные методы творческого отображения действительности утрачивали черты картезианской ясности и определенности. В живописи образ мира расплывался в цветовые пятна (импрессионизм), рассыпался на куски (кубизм), трансформировался в фантасмагорию (сюрреализм). Математическая сдержанность И.-С. Баха и прозрачность И. Гайдна уступала место мятежным порывам Л. Бетховена, страстному иррационализму Р. Вагнера, торжествующей дисгармонии И. Стравинского. Признаком усталости от глобальных систем, всеобщих принципов и абсолютных причин было появление новых философов, которые стали отказываться от... философии. Огюст Конт (1798—1857) был первым, кто произнес новое слово — позитивизм (от лат. positivus — положительный). Он утверждал, что претензии на раскрытие окончательных причин и сущностей должны быть удалены из науки как всякая метафизика, что наука не объясняет, а лишь описывает явления. Не вопрос «почему», а вопрос «как» является главным. Всякое утверждение должно быть сведено к данным опыта конкретных наук. И то, что невозможно верифицировать, то есть проверить в опыте, не имеет научной значимости. С этой точки зрения все универсальные законы бессмысленны, потому что вообще верифицировать можно не сам закон, а лишь некоторые наблюдаемые проявления этого закона. О. Конт утверждал «невозможность достигнуть абсолютных знаний»3 и вел речь не об идеях, вечных или врожденных, а о «естественных связях между предметами»4. В противовес дедуктивному подходу рационалистов родоначальники позитивизма считали, что только индукция (восхождение от частного к общему) может дать новое знание. А все остальные умозаключения обладают такой способностью лишь постольку, поскольку они сводятся к индукции. Но они не в силах были разорвать пуповину, связывавшую их с традиционной философией. Поэтому, к примеру, у Г. Спенсера (1820—1903), который утверждал, что «материя, движение и сила лишь симво- 3 Цит. по: Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912. С. 6. 4 Там же. С. 4. лы неведомого реального», само это «непознаваемое» выступало как «первоначальная причина, в признании которой сходятся наука и религия»5. А.Д. Милль (1806—1873) утверждал, что высшая цель человеческой деятельности — содействие «счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ»6. Позитивисты считали, что философия как особая наука, претендующая на умозрительное познание реальности и стоящая над естественными науками, просто не нужна. Но за этим стояло не только разочарование в идеях Просвещения, но и уверенность в себе, в своей силе и способности на деле разрешить возникшие несообразности бытия. Это становится особенно ясно при знакомстве с американской разновидностью позитивизма, которая самоопределилась как особое учение — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие). Для основоположника нового направления Чарльза Пирса (1839—1914) не существовало никакого истинного философского метода. «Все наше знание плавает в континууме недостоверности и неопределенности», — утверждал мыслитель7. Единственной логической операций, ведущей к новому пониманию предмета, для него была абдукция (гипотетическое утверждение, вид неполной индукции). Устойчивость и надежность вывода он оценивал по тому, насколько подтверждалось на практике выдвинутое предположение. А уже для Уильяма Джемса (1842—1910) высшим критерием стала польза, практическая результативность рассуждения: «Мысль "истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни»8. И Джон Дьюи (1859—1952) развернул всеобъемлющую теорию инструментализма, согласно которой научные категории, законы, "логические формы, гипотезы, концепции и т.п. — не более чем инструменты, создаваемые с целью разрешения практической ситуации. Вопрос об истине тут просто не возникает. Важна только практика, под которой подразумевается опыт, стремления и интересы индивида. Все что нужно от инструментов — это «функциональная сила», практическая полезность, выгодность. И чуть ли не единственно возможным путем познания оказывается метод «проб и ошибок». С этих позиций внешний мир представляет собой не что иное, как содержание опыта. А в категорию опыта включаются все явления и события жизни и все возможные состояния индивида, включая сновидения, труд, болезнь, ложь, войну, магию и т.п.9 s См.: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. 6 Милль Д. Система логики. М., 1914. С. 867. 1 Pierce С. Collected papers. Vol. 1. Camb. (Mass.), 1934. P. 171. * Прагматизм. СПб., 1910. С. 52. «Dewey J. Experience and nature. N.Y., 1958. P. 10. Это было принципиально новое понимание мира. Характерной особенностью его было критическое отношение к результатам деятельности самого мышления, осознание субъективной структуры знания, обусловленного (а значит, и ограниченного) практической деятельностью. Разделение субъективного и объективного, начавшееся в рамках рационалистической парадигмы, продолжилось и затронуло то, что рациональному мышлению представлялось абсолютно достоверным и объективным, — познание. Были раскрыты субъективность и относительность ментальных моделей мира. Глубокое сомнение в достоверности «метафизических концепций» было общим свойством всех ветвей позитивизма. Основоположники прагматизма заострили до негативизма отношение к «самой метафизической реальности» — внутренним переживаниям, к душе человека. Характерно в этом смысле название одной из работ У. Джемса, психолога и философа: «Существует ли сознание?» (1888). Он же утверждал, что религиозные догматы истинны в меру своей полезности10, и даже стал основателем и первым президентом американского спиритического общества (1884). Точку в этом вопросе поставил выдающийся психолог Джон Уотсон (1878—1958): «Сознание и его подразделения являются не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие "душа"»11. Вот как обосновывал Д. Уотсон новое направление в психологической науке — «бихевиоризм» (от англ. behavior — поведение): «...поскольку при объективном изучении человека бихевио-рист не наблюдает нлчего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии... Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности... с того момента, когда индивид поставлен в такую обстановку, при которой он должен думать, возбуждается его активность, которая может привести в конце концов к надлежащему решению»12. Но если предметом психологии становится не сознание, а поведение, то и метод интроспекции (самонаблюдение в процессе мышления) оказывается несостоятельным и необходимы другие способы анализа и коррекции деятельности. Объективному наблюдению были доступны как внешнее воздействие, так и от- 10 См.: Джемс У Многообразие религиозного опыта. М., 1910. ч Уотсон Д. Бихевиоризм // БСЭ. 1-е изд. М, 1927. Т. 6. 12 Там же. ветная реакция. И задача психолога-бихевиориста состояла в том, чтобы, варьируя стимулы внешнего воздействия (St) и фиксируя изменения в ответных реакциях (R), установить наперед, какая реакция будет при данном стимуле или каким стимулом данная реакция была вызвана. Когда жесткая взаимосвязь St-»R определялась, появлялась возможность программировать поведение, закрепляя в памяти длинные цепочки и комбинации элементарных взаимодействий St-*R, формируя новые связи стимулов и реакций с помощью поощрения и наказания. При таком изучении поведения не фиксировалось ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей... Бихевиоризм и не имел подобных терминов в своем научном лексиконе. Психика как таковая была объявлена «черным ящиком», содержание которого не имеет значения для хода исследования. А чтобы не возникало соблазна пофантазировать на счет души и интеллекта, бихевиористы основные исследования проводили на белых крысах, самых простых лабораторных животных. Не желая допустить и тени антропоморфизма, Д. Уотсон запрещал сотрудникам употреблять выражения типа «умная крыса»... Стоит вспомнить, что в эпоху рационализма предметом психологии было именно сознание, главным методом — интроспекция, а каждый психолог — «сам себе испытуемый». И шутники не без основания называли ассоциативную теорию «психологией профессоров психологии». Теперь шутники имели не менее веские основания назвать бихевиоризм «психологией большой белой крысы». У животных вырабатывали сложные условные рефлексы на различные стимулы, следя за развитием, дифференциацией и угасанием реакций. Фиксировали, что крыса научается, к примеру, открывать клетку быстрее, если ее тренируют не один, а пять раз в день, что дело идет быстрее, если прорабатывается разом только одно задание, что для ускорения процесса обучения необходимо пищевое поощрение после каждого правильного «шага» животного к решению проблемы и т.д. Постепенно становилось очевидно, что во взаимосвязи St-+R возникают некие опосредующие звенья, так называемые «промежуточные переменные». Эдуард Толмен (1886—1959) обнаружил, что в процессе тренировочных занятий в лабиринте у крысы формируются не столько реакции на отдельные стимулы или их последовательность, сколько целостная «когнитивная карта» пространства, которую животное способно успешно использовать для поиска пищи даже в случае изменения исходных условий. Эксперименты с вживлением электродов в мозг крысы показали, что в принципе возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью. Катего- рия потребности стала основной «промежуточной переменной» в гипотетико-дедуктивной теории поведения Кларка Халла (1884—1952), который первым применил математическую логику в психологическом исследовании. Предмет исследования бихевиористов постепенно перемещался с описания внешнего поведения на изучение ментальных структур — «карт», «планов», «тезаурусов», внутренне детерминирующих поведение. Для психологии познания вновь стали представлять интерес психические функции — внимание, память, мышление, язык, рассматриваемые теперь как этапы и уровни переработки информации. Открытия, сделанные в этой области и связанные с процессами распознавания образов, хранения и поиска информации, принятия решений, нашли непосредственное применение в кибернетике, математической лингвистике, бионике и других самых технологически новых направлениях науки. Не случайно структура памяти компьютера, включающая долговременную (жесткий диск), кратковременную (кэш-память), оперативную (ОЗУ) и видео-память, почти полностью аналогична теории долговременной, кратковременной, оперативной и икониче-ской памяти человека. И характерно, что поисковый прибор персонального компьютера называется «мышь». Хотя, пожалуй, более честно было бы назвать его «крыса». Но самое большое воздействие на общество своего времени бихевиоризм оказал через свои педагогические новации. Полученные строго экспериментальным путем приемы оперантного научения, главное в которых — закрепление полезных реакций, были с успехом перенесены на обучение людей. Вся система образования испытала мощное воздействие идей программированного обучения, техники пошагового овладения навыками, тестового контроля знаний и умений. Десятки и сотни миллионов людей так или иначе вовлекались в массовые процессы, где не только разрешались жизненные проблемы, но и складывался особый тип личности. Это был человек дела. Поведение стало его единственной психической реальностью, потому что импульс психической деятельности задавала выгода, а личный успех оставался единственным критерием «действительности и мощи» мышления. Прагматизм оказался адекватной новому времени философией индивидуальной активности, групповой солидарности и общественного оптимизма. Но что это значило для поступательного развития личности и общества? Как видно, это движение человеческой мысли не было бесплодным. Хотя прагматизм вызывал вполне понятное раздражение многих мыслителей и моралистов, позитивистская парадигма мышления расширяла возможности интеллекта, увеличивала сте- пени свободы как по отношению к внешнему миру, так и по отношению к самому субъекту. Важнейшим завоеванием стало критическое отношение к деятельности самого мышления, уточнение пределов самосознания, осмысление человеческой практики как текучего, но реального и наблюдаемого процесса взаимодействия объективного и субъективного, материального и идеального, физического и психического. Это привело, с одной стороны, к отказу от глобального теоретизирования, а с другой — открыло путь к опосредованному изучению ментальной реальности, ее стихии и динамики. Таким образом, произошла дальнейшая дифференциация основных способностей мышления, что с достаточной определенностью проявляется при сравнении с двумя предшествующими парадигмами. Г
|